«Полуторка», «Захар» и Т-18

История Великой Отечественной войны – в проекте «Слава российского оружия» радио «Эхо Москвы – Екатеринбург»

История Великой Отечественной войны – в проекте «Слава российского оружия» радио «Эхо Москвы – Екатеринбург»
БА-64 – первый советский полноприводный бронеавтомобиль
«МК-Урал» представляет проект радиостанции «Эхо Москвы – Екатеринбург» и Уральской горно-металлургической компании, посвященный 65-летию празднования Великой Победы. В рамках этого проекта мы знакомимся с наиболее интересными экспонатами из коллекции музея военной техники УГМК, действующего в Верхней Пышме. Сегодня в числе героев нашего рассказа: знаменитая «полуторка», первый экспортный грузовик ЗИС-5, броневик БА-64 и танк Т-18.

По лицензии Форда

Автомобиль ГАЗ-АА, легендарная «полуторка», был незаменимой «рабочей лошадкой» Великой Отечественной, прошедшей тысячи километров на линии фронта, перевозившей как пехоту, так и тяжелые пушки и пулеметы.

Водители-механики автотранспортного цеха завода «Уралэлектромедь», которые восстанавливали военный ГАЗ-АА для музея военной техники в Верхней Пышме, рассказывают, что машина эта – очень прочная и надежная, ломалась редко, а чинилась – просто. До сих пор раритетный грузовик, доставшийся музею, на ходу и даже участвовал в этом году в Параде Победы.

Советский ГАЗ-АА – почти точная копия грузовика Форд-АА, выпускавшегося в Америке в 1929 году. Властям СССР посчастливилось купить у Генри Форда лицензию на производство этих машин. Об истории сделки рассказывает историк Кирилл Якимов:

– Приобретением этой лицензии у Форда мы обязаны Великой депрессии – экономическому кризису конца 20-х – начала 30-х годов. Вообще Генри Форд был заядлым антисоветчиком и не горел желанием предоставлять СССР разрешение на производство машин. Но в годы кризиса и компания «Форд» испытывала определенные финансовые сложности, поэтому от выгодного предложения со стороны Советского Союза Форд не смог отказаться.

Первые «полуторки» собирались сначала из американских, а потом и из советских комплектующих на нижегородском автозаводе. В стране был дефицит листовой стали, и кабины первых грузовиков целиком состояли из фанеры. В войну, чтобы сделать производство быстрее и дешевле, машины оснащали только одной фарой, а двери стали делать матерчатыми или из «вагонки».

В Великую Отечественную войну «полуторки» использовались повсеместно и для самых разных целей – на них располагались зенитные установки и пулеметы «Максим», аккумуляторные станции и бензозаправщики, в них перевозили людей и продовольствие.

– Эти автомобили были предназначены для транспортировки различных грузов, для перевозки раненых и доставки продовольствия. Именно «полуторки» по льду Ладожского озера доставляли продукты жителям блокадного Ленинграда, – рассказывает подполковник танковых войск, один из организаторов музея военной техники в Верхней Пышме Олег Терентьев.

Аглям Гимазетдинов, который в войну был связистом и прошел Курскую дугу, говорит, что «полуторка» стала для них настоящим спасеньем – раньше катушки с проводами приходилось тащить на себе или возить на тележках, а с появлением ГАЗа-АА катушки начали ставить в кузов и прямо оттуда протягивать проволоку:

– Привезут проволоку большим рулоном, но она тяжелая, не себе не потащишь. А на автомобиле в кузове стояла специальная крестовина, на которую можно было наматывать проволоку, а потом тянуть ее, куда нужно. «Полуторка» для нас была очень удобной машиной.

ГАЗ-АА, который можно увидеть в музее военной техники УГМК, – подлинный автомобиль, прошедший войну.

Трехтонный «Захар»

В Великую Отечественную войну советские автомобили ЗИС-5, которые в свое время даже шли на экспорт, называли «Захарами» и трехтонками, а ездить они могли даже без карбюратора.

Водитель автотранспортного цеха завода «Уралэлектромедь» Николай Колокольников, который принимал участие в восстановлении военного грузовика, а 9 Мая вел его на Параде Победы в Екатеринбурге, говорит, что машина в отличном состоянии. Сохранилось даже «родное» лобовое стекло, которое, кстати, состоит из двух частей и может открываться.

ЗИС-5 – «трехтонка» или, как его еще называли солдаты «Захар» – в 30-х годах выпускался на московском заводе имени Сталина, а во время войны производство эвакуировали в Ульяновск и Миасс, так появились «УльЗИСы» и «УралЗИСы». На фронте машина оказалась незаменимой – двигатель работал на низкосортном бензине и мог тянуть прицеп массой до трех с половиной тонн. Грузовик преодолевал любые дороги в любую погоду. Рассказывает механик по ремонту автотранспортного цеха завода «Уралэлектромедь» Евгений Плескацевич:

– Я с дедушкой своим разговаривал, который на таком ЗИСе ездил. Он въехал в рытвину глубиной метр, вылетел через окно, метра три пролетел. А машину потом снова завел и без проблем поехал дальше.

– С этой машиной были связаны некоторые любопытные шоферские сказки, – говорит историк Кирилл Якимов. – Например, считалось, что при разрушении карбюратора машина могла ехать с двумя водителями одновременно. Один должен был сидеть за рулем, а другой – лежать на крыле и из ведра лить бензин через портянку – в коллектор двигателя. Была еще легенда о том, что оба шофера одной машины ЗИС-5 оказались ранеными. У одного действовали только руки, у другого – только ноги. И они вдвоем умудрились довести машину до пункта назначения.

В войну в советской армии насчитывалось больше ста тысяч автомобилей ЗИС-5. Как рассказал подполковник танковых войск, один из организаторов музея военной техники УГМК Олег Терентьев, УралЗИС из коллекции музея воевал под Москвой – на него устанавливали знаменитые «Катюши».

Стоит отметить, что ЗИС-5 стал первым экспортным советским грузовиком. Машины эти поставляли в Турцию, Афганистан, Ирак, Иран, Китай.

УралЗИС из музея «Боевая слава Урала» с зенитной установкой в кузове прошел в составе колонны военной техники на Параде Победы в Екатеринбурге.

Друг мой, броневик

БА-64 – это первый советский полноприводный бронеавтомобиль и один из самых заметных экспонатов верхнепышминского музея военной техники.

В начале 1941 года советские власти поставили задачу – создать универсальный легкий бронеавтомобиль, который можно было бы использовать и как командирскую машину, и как машину разведки, и даже как автомобиль для противовоздушной обороны танков. За разработку такой машины взялись на Горьковском автозаводе. Корпус автомобиля покрыли стальными листами, которые не пробивались пулями и осколками. В мае 1942 года модель БА-64 прошла первые испытания.

– Машина подоспела к летним боям 1942 года, – рассказывает историк Кирилл Якимов. – Она оказалась вполне проходимой, позволяла преодолевать подъемы в 30 градусов, броды глубиной 90 сантиметров, уверенно ходила по пашне и по песку. Еще одной особенностью этой машины были стойкие шины, которые не имели внутри надувной камеры и выпускались из особой губчатой резины. С одной стороны, это уменьшало скорость движения автомобиля. Но во время боя с такими колесами было надежнее и удобнее.

Всего в годы войны Горьковский автозавод выпустил почти четыре тысячи бронеавтомобилей. В целом машина оказалась удачной – особенно успешно ее применяли в уличных боях. Главные недостатки конструкции заключались в том, что машина была недостаточно устойчивой и на пересеченной местности опрокидывалась.

Бронеавтомобиль БА-64, который представлен в музее военной техники в Верхней Пышме, имеет особую историю. Машину нашли под Ленинградом, на знаменитом Невском пятачке, где шли ожесточенные бои. Поисковые отряды подняли БА-64 из болота. Судя по имевшимся повреждениям, бронеавтомобиль серьезно пострадал в бою и затонул.

– В районе Ленинграда, на Невском пятачке, в ходе поисковых работ были найдены несколько единиц боевой техники, в частности БА-64. У него была пробоина передней части на башне и отсутствовала правая часть полностью, вероятно, он наехал на мину. Нам пришлось его восстанавливать по частям, – рассказывает Олег Терентьев.

Механик по ремонту автотранспортного цеха завода «Уралэлектромедь» Николай Голдырев рассказывает, что кроме внешней обшивки пришлось также полностью менять двигатель автомобиля. Что касается управления БА-64, то, по словам Голдырева, комфортной для водителя эту бронемашину не назовешь:

– Очень неудобно. Получается, что ноги водителя вытянуты далеко вперед, а двигатель находится практически между ног. И очень маленькие люки для обзора. Как на этой машине воевали, сложно даже представить.

Сейчас БА-64 музея военной техники УГМК – на ходу и в отличном для музейного экспоната состоянии.

Первый советский танк

В советской армии танки появились гораздо позже, чем в других странах. Так, в 1927 году у нас был всего один танковый полк, на вооружении которого были старые английские танки, захваченные во время Гражданской войны. Первым советским серийным танком стал МС-1 – он же малый танк сопровождения Т-18, конструкция которого была позаимствована у французского танка «Рено» 1917 года. Первый образец был собран в 20-х годах на ленинградском заводе, причем первые 30 танков были построены на деньги добровольного общества ОСОАВИАХИМ.

В боевых действиях Т-18 впервые применили в пограничном конфликте на КВЖД в 1929 году.

– Удивлена была и советская, и китайская пехота, которая раньше совсем не видела танков, – рассказывает историк Кирилл Якимов. – Китайцы буквально остолбенели, когда около тридцати машин медленно ползли по полю (скорость МС-1 составляла примерно 22-24 км / час.), приближаясь к их позициям. По дороге танки медленно подползли к китайским позициям и открыли огонь. К этому моменту китайцы уже вышли из ступора и просто побежали.

В Великую Отечественную войну МС-1, которые к тому времени уже изрядно устарели, использовали своеобразно – как неподвижную бронированную пулеметную точку. Танки вкапывали на границе, вырезали на днище отверстие, к которому вел скрытый земляной ход. В самом танке сидел боец и палил по врагу из пушки или пулемета. До наших дней первые советские танки практически не дошли – в российских музеях военной техники осталось лишь семь таких танков, один из них стоит у проходной завода «Уралэлектромедь» в Верхней Пышме – в музее военной техники УГМК.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру