Бензин встретил год ростом цен

Автомобильное топливо уже давно не дорожало так стремительно

Заправляя автомобиль после продолжительных новогодних каникул, нижегородцы могли заметить, что топливо существенно подорожало. Да и на прошлой неделе владельцы АЗС переписывали ценники не по одному разу. Оно и понятно – всех автомобилистов перед Новым годом предупредили, что с 1 января 2011 года акциз на бензин вырастет на 1 рубль, а значит, и розничные цены подрастут. Так ожидаемый рост цен уже произошел или стоимость горючего еще будет меняться в большую сторону?

Автомобильное топливо уже давно не дорожало так стремительно

В первые две недели 2001 года цены на бензин и дизтопливо существенно подросли. По личным наблюдениям, в начале этой недели наиболее распространенная розничная стоимость бензина Аи-80, производство которого с 1 января запрещено новым техрегламентом, составила 21,9 рубля за литр, что на 3% больше, чем 30 декабря прошлого года. Самый покупаемый Аи-92 за этот же период подорожал на 0,8% – до 23,4 рубля за литр. Средняя стоимость литра Аи-95 выросла на 0,7% – до 25,6 рубля.

Больше всех подорожал зимний дизель– на 4%, до 25,8 рубля за литр. Хотя еще перед новогодними праздниками на некоторых заправках солярка продавалась по 30 рублей за литр, но неделю назад цена на нее все-таки опустилась до средних 25 рублей. Но факт остался фактом – дизельное топливо теперь стоит дороже 95-го бензина. А значит, совсем скоро вверх полезет стоимость всех без исключения товаров, доставляемых на фурах, которые заправляют соляркой.

Тем временем, Татарстанстат констатировал, что в Нижнем Новгороде самые высокие в Поволжье цены на бензин Аи-76 и Аи-95. По стоимости Аи-92 и дизельного топлива наш регион находится на втором месте, после Саранска и Кирова, соответственно. 

Интересно, что за весь прошлый год, по данным Росстата, увеличение цен на топливо составило 6,5%, что заметно ниже официальной инфляции, составившей 8,8%.

– Можно сказать, что бензин даже подешевел относительно всего остального. То есть дорожал не так быстро, – высказался по этому поводу Михаил Теодорович.

По мнению экспертов, это произошло по нескольким причинам. Во-первых, ФАС жестко контролировала розничных продавцов горючего, и те старались лишний раз не менять ценники, чтобы не гневить контролеров. На фоне увеличивающихся цен на нефть заправочные станции фактически были вынуждены уменьшить свою маржу.

Сейчас эксперты предсказывают начало резкого роста. Во-первых, это связано с ростом нефтяных котировок, произошедшем из-за аварий на нефтепроводе и месторождении в США.

– Ситуация с высокими ценами на нефть продлится еще несколько недель, а потом они вернутся в прежний коридор – 78-85 долларов за баррель,– уверен директор по развитию и маркетингу ИАЦ “Кортес” Павел Строков. – Правда, снижение нефтяных цен не повлечет за собой сокращения стоимости автомобильного топлива. К тому моменту, как эффект падения котировок нефти докатится до розничного рынка, мы войдем в сезон увеличения спроса на автобензин и дизельное топливо.

Дополнительным поводом для роста стоимости топлива стало увеличение с начала года акциза на нефтепродукты.

– Мы часто слышим, что в России бензин дороже, чем за границей. А почему так происходит? – говорит координатор новосибирского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Владимир Кириллов. – Например, в США в стоимости одного литра бензина налоги составляют 30 процентов. У нас размер государственных налогов в структуре стоимости одного литра ГСМ достигает 70 процентов. Это НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), который повысили с 1 января (17%), это акциз (22%) и другие налоги. Эти деньги все идут в государственную казну, а не в карман нефтяникам. Не олигархи цены поднимают! Высокие цены на бензин – это государственная политика.

По наиболее оптимистичным прогнозам, к концу весны бензин может подорожать примерно на 10% – до 28 рублей за литр. А в дальнейшем резких скачков на топливо пока не предвидится. Почему резко подскочило в цене дизельное топливо?

– Дизельное топливо “стояло” всю осень и до начала декабря. Литр в сентябре стоил 19,8 рубля, а в декабре 2010 года – уже 21,6-22,6 рубля. С чем связано? С оптом, – объясняет руководитель нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Теодорович. – На оптовом рынке дизельное топливо в сентябре стоило весьма дешево – до 16 тысяч рублей за тонну, это где-то 14-14,5 рубля за литр. И розничные продавцы солярки получали хорошую маржу. Они фиксировали некую розничную цену, и она их устраивала, даже несмотря на то, что был некий бум, связанный с тушением пожаров, большим объемом строительства, перевозок. Все это позволяло дизелю дорожать, но розница при этом стояла.

К концу сентября рынок пришел к тому, что разница между оптом и розницей сплющилась до 10% и менее.

По мнению антимонопольного органа, это минимальная торговая наценка, которая позволяет существовать не только вертикально интегрированной компании, но и независимой рознице. И когда опт приблизился к рознице на эту дистанцию, начался рост в рознице.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру