Интеграция в жизнь

Глубокое нарушение зрения — это не приговор, а лишь особенность человека

Под таким лозунгом работает новосибирская ассоциация «Интеграция», вот уже почти два десятка лет помогающая незрячим и слабовидящим со всей Сибири.
Глубокое нарушение зрения — это не приговор, а лишь особенность человека

Ассоциация развития и поддержки детей и взрослых с глубоким нарушением зрения и незрячих «Интеграция» была создана 18 лет назад — в начале 90-х.

В то время у незрячих жителей Новосибирска не было практически никакой возможности найти работу. Развивалась организация бурными темпами. К концу 90-х она уже имела довольно серьезное значение и известность в городе: добивалась изменений в законодательстве, помогала открытию в Новосибирске библиотеки для незрячих, организовывала Международные маланинские фестивали (конкурсы музыкантов, играющих на народных инструментах). В эти годы при ассоциации были открыты производственные участки по изготовлению электрических розеток, выключателей, шнуров и т. д., где трудились незрячие и слабовидящие.

В начале 2000-х годов вышел закон, уравнивающий права инвалидов вне зависимости от их заболеваний и патологий. Началась катавасия с монетизацией льгот. На работе ассоциации все это не могло не отразиться, причем не в лучшую сторону. К тому же в обиход россиян стали входить розетки европейского типа, производить которые без специального оборудования, да еще и незрячим мастерам, очень проблематично. Не выдержав рыночной конкуренции, производственный участок «Интеграции» был закрыт. В довершение всех бед умирает от инфаркта председатель ассоциации Сергей Андреевич Григоров.

В общем, тот период, во многом переломный, стал нелегким испытанием для центра, его руководства, работников и всех, кто имел к нему отношение. Однако «Интеграция» выстояла и продолжает работать по сей день, оставаясь одним из немногих в городе островков поддержки для людей всех возрастов с ограниченными возможностями зрения.

Не больные, а особенные

Производственный участок был переквалифицирован — ныне это швейное ателье. Кроме того, теперь «Интеграция» может предложить населению услуги психолога и юриста, массаж и занятия по лечебной физкультуре. Оказывают все вышеперечисленные услуги незрячие работники, причем ничуть не хуже других своих коллег.

В 2002 году в центре «Интеграция» было открыто детское отделение. Его появление назрело давно. Если среднее образование незрячие дети могут получить в новосибирской школе-интернате № 39 для детей с нарушением зрения, то с дошкольниками ранее никто целенаправленно не занимался. В силу этого такие дети часто опаздывают в своем развитии, у них возникают вторичные заболевания, и по достижении семи лет едва ли не половину из них в 39-й интернат просто не принимают. Еще хуже обстоит ситуация с детьми, у которых сочетаются два врожденных недуга, к примеру, отсутствие зрения и ДЦП. Их не могут принять ни учреждения, работающие с умственно отсталыми, ни школа-интернат — существующие технологии и методики развития не позволяют работать с такими детьми. Теперь этот образовательно-коррекционный пробел в меру своих возможностей заполнила «Интеграция».

Большинство детей поступают в центр с диагнозом «не обучаем». Задача специалистов «Интеграции» в этом случае — научить ребенка обслуживать себя, выполнять несложные манипуляции, считать. Но главнейшей целью является социализация незрячего ребенка. Тотально невидящие дети постоянно испытывают внутреннюю тревожность, без должного сопровождения для них весь мир — опасность, поэтому в центре создаются необходимые условия для полноценного развития особых детей в едином коллективе со слабовидящими и зрячими сверстниками. Если этого не делать, то к четырем годам на любой шум незрячий ребенок будет реагировать криком. Здесь он учится общаться, заводит друзей, привыкает к различным звукам. Как отмечают работники ассоциации, детский мозг еще не испорчен стереотипами, поэтому зрячие дети-дошкольники на равных общаются с незрячими и помогают им во всем.

Для детей-дошкольников проводятся музыкальные и танцевальные занятия, ЛФК, работают кружки по ручному труду, брейк-дансу, различным видам творчества. Два раза в год центр организовывает интеграционные фестивали, на которых незрячие выступают на большой площадке с творческими номерами: поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Проводятся эти мероприятия с главной целью — доказать жителям города, что незрячие и слабовидящие — такие же люди, как они сами, со своими способностями и талантами. Их нельзя называть неполноценными, они просто особенные.

Благодаря всем этим занятиям ребенок накапливает опыт и словарный запас и к школьному возрасту подходит, как говорится, «во всеоружии». Для каждого ребенка специалисты ищут ту стезю, ту деятельность, к которой у него больше всего интереса и способностей. На ребенка, поступающего в центр, составляется индивидуальная программа: что ему рекомендовано, а что — нет, что необходимо развивать, а чего — избегать. В центре «Интеграция» работают с детьми всех возрастов, начиная с младенчества. Более того, чем раньше ребенок попадет к специалистам центра, тем лучше — это позволит избежать вторичных заболеваний и проблем, связанных со зрением, таких, к примеру, как задержка психического развития. Все услуги для людей с проблемами зрения — и для детей, и для взрослых — оказываются в «Интеграции» бесплатно.

Достижения ассоциации проявляются в достижениях детей. Алиса Богачева, у которой сочетаются нарушение зрения и умственная отсталость, поступила в центр, не умея даже говорить. Уже к пяти годам она научилась плести бусы, самостоятельно рассчитывая правильное количество и порядок бусинок на нити. А семилетний Денис Деканов с полным отсутствием зрения в этом году уже в который раз примет участие в Сибирском фестивале бега, выйдя на дистанцию 1500 метров. И это далеко не все по-настоящему выдающиеся, если не сказать, чудесные результаты, достигнутые детьми благодаря труду сотрудников ассоциации «Интеграция».

Бизнес остается слеп

С финансовой точки зрения «Интеграция» выживает, в основном, за счет оказания платных услуг населению и получения грантов. Поскольку официально ассоциация является общественной организацией, прямой государственной поддержки она не получает. Не делится средствами и бизнес, о социальной ответственности которого сегодня так много говорят. Вот и получается, что спасение незрячих — дело рук самих незрячих. Речь идет даже не о желании развивать центр, а о решении острых насущных проблем. Зданию ассоциации необходим серьезный ремонт, которого не было уже много лет — достаточно сказать, что в нескольких местах здесь протекает крыша. У центра нет возможности платить зарплату необходимому штату сотрудников, так что работают в «Интеграции» всего несколько специалистов, среди которых лишь один тифлопедагог (специалист по обучению людей с нарушениями зрения) и один дефектолог. Они не в силах уделить свое внимание всем нуждающимся детям и взрослым с проблемами зрения, поэтому иногда, скрепя сердце, им приходится отказывать семьям незрячих в помощи или просить вернуться через какой-то период времени.

«У незрячих должен быть выбор!»

Ирина Федорова работает в ассоциации «Интеграция» уже девять лет, из них полтора года является ее председателем. Она не понаслышке знает обо всех проблемах незрячих и слабовидящих. Корреспондент «МК в Новосибирске» побеседовал с Ириной Александровной на эту тему.

— Ирина Александровна, какие еще учреждения в нашем городе работают со слабовидящими и незрячими?

— Начну с дошкольных учреждений. Для слабовидящих деток (которые различают хотя бы силуэты людей и предметов) в Новосибирске работают восемь специальных детских садов. Этого, в принципе, пока вполне достаточно для города. Для незрячих детей дошкольных учреждений нет вообще, с ними работаем только мы.

— Как продвигается идея инклюзивного образования?

— Формально оно у нас есть, но на деле ни одна новосибирская школа не соглашается принять к себе в обычный класс инвалида по зрению, даже если он по уровню развития не отстает от ровесников. Намного позитивнее к инклюзивному образованию относятся наши университеты: большинство крупных вузов принимают к себе в качестве студентов незрячих и слабовидящих. Другой вопрос, что в нынешней нашей системе далеко не все дети с нарушением зрения могут дойти до университета с аттестатом о среднем образовании.

— Тяжело ли инвалидам найти себе работу?

— Очень тяжело. Работодатели не хотят принимать особенных людей. Это ответственность, это дополнительные расходы и риски. Никаких льгот они от государства за это не получают. У нас работает отделение Всероссийского общества слепых — цех по производству деталей для автомобилей ВАЗ. Количество рабочих мест для незрячих там доходит до 2000 — это прилично. Проблема в том, что не все хотят делать детали, а выбора у инвалидов по зрению в Новосибирске почти нет. Ко мне однажды пришла девушка со слезами на глазах: «У меня высшее юридическое образование, почему я должна работать в этом цеху?» Каждый хочет заниматься любимым делом, но приходится ограничиваться производством автомобильных деталей...

— Каково отношение российского общества к незрячим в сравнении с западными странами?

— На Западе ко всем инвалидам относятся абсолютно спокойно, как к обычным людям: не оборачиваются на улице, не показывают пальцем и тем более не обижают их. У нас же много хулиганов, которые, увидев незрячего с тростью, норовят ударить по ней ногой и посмотреть, что будет. Постепенно мы видим сдвиги в направлении развивающейся толерантности к незрячим, но процесс этот идет очень медленно. Нужно проводить серьезную просветительскую работу. Но не агрессивно-навязчивую. Это должна быть тонкая, живая, возможно, даже скрытая информация, которая реально может подействовать на российский менталитет. Изменится отношение общества к инвалидам — многие остальные проблемы решатся сами собой.

У тотально невидящих взрослых людей, которые посещают наш центр, со лба не сходят синяки и шишки — они постоянно ударяются о крышки уличных платежных терминалов и телефонов-автоматов, получают удары, залезая в маршрутку. Это доказывает, что многое у нас сделано без расчета на незрячее население. Вот, есть в городе звуковые светофоры. Но попробуйте сами подойти к такому светофору и закрыть глаза. Вы не поймете, с какой стороны идет звук, когда он начался и через сколько секунд сигнал сменится. Вектор его звука направлен на дорогу, и машины просто заглушают его. В общем, хорошо, что они в принципе появились, но система продумана не до конца. В развитых европейских странах все светофоры «говорящие».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру