Залп ожиданий

Режиссер Роман Каримов: «Сравнение с Тарантино мне не льстит»

Дебютная картина уфимца Романа Каримова «Неадекватные люди», вышедшая в прокат в начале года, покорила сердца и критиков, и зрителей, что достаточно редкий случай. Кино обошлось в 100 тысяч долларов, в то время как сборы в кинотеатрах приближаются к полумиллиону. Первыми картину г-на Каримова увидели жители столицы Башкирии — молодой режиссер посчитал своим долгом представить дебютную работу в родном городе. Премьера прошла в рамках киноклуба «Анидор», который начал работать в кинотеатре «Родина». Правда, пообщаться с постановщиком удалось только в Москве.

Режиссер Роман Каримов: «Сравнение с Тарантино мне не льстит»

Заблудшие души

«Неадекватные люди» оказались на удивление адекватным фильмом, способным понравиться и умному, и не очень зрителю. Каримов сумел занять пустующую нишу: его творение хотя и авторское кино, но не арт-хаус, фильм очень доступный и понятный, но не бездумный — с оригинальным сюжетом, с талантливыми и смешными диалогами. Молодому режиссеру каким-то волшебным образом удалось заставить сериальных актеров существовать в кадре — в своих ролях исполнители, многие из которых дебютанты, — очень естественны. Интересно, что 26-летний режиссер выступил еще в роли автора сценария, композитора, режиссера монтажа, а также засветился в эпизодической роли бармена.

«Неадекватные люди» — веселая, светлая и трогательная романтическая комедия. Главного героя картины 30-летнего менеджера Виталия (Илья Любимов) мучает не только кризис среднего возраста, но еще чувство вины за смерть невесты — он угробил девушку, усевшись пьяным за руль. Отчего-то оставшись на свободе, он пытается бороться с душевным кризисом у психолога (Евгений Цыганов), но спасение приходит в образе школьницы Кристины (Ингрид Олеринская), которой тоже не в ладах сама с собой.

Интересно, что завязкой сюжета послужил реальный случай ДТП со смертельным исходом.

— У меня был один знакомый, у которого так все и случилось, но с помощью связей и блата ему удалось избежать ответственности, и он жил, как ни в чем не бывало, — объясняет Каримов. — Я думаю, уровень достатка Виталия, показанный в фильме, позволяет ему в российских реалиях избежать судебного преследования.

В фильме нет ни одного нормального персонажа — все со странностями, как, впрочем, и в жизни. Несчастная мамаша девочки не может найти контакт с дочкой, страдающей юношеским максимализмом, подруга Кристины готова переспать с первым встречным, парень, с которым знакомится главная героиня, оказывается полным дебилом, начальница Виталия предстает похотливой бестией. Даже психолог оказывается тайным любителем садо-мазо.

Интересно, что зритель мог не увидеть на экране ни Ильи Любимова, ни Юлии Такшиной, известных по сериалу «Не родись красивой». Инвесторы решили сделать ставку на известных в шоу-бизнесе персон. Образ Виталия должен был воплотить актер Игорь Верник, а его похотливую начальницу сыграть участница «Дома-2» Алена Водонаева. Но что-то не сложилось, и картина от этого только выиграла.

Главную роль в фильме сыграла Ингрид Олеринская, девушка с необычным именем и полным отсутствием актерского образования. Ее случайно нашли среди тысяч посетителей одного из фестивалей в «Лужниках».

— Мы проводили кастинг, но нам никто не подходил. У девочек были актерские навыки, но не было нужного возраста, типажа. Единственным выходом было найти девочку, подходящую внешне, и научить ее каким-то актерским приемам, — рассказывает Роман о непрофессиональных актерах. — Певец Влад Топалов тоже талантливый человек, у него есть круг поклонников, и было бы глупо упускать возможность его использовать. И для него, я думаю, было интересно попробовать себя в кино.

Туманности Альбиона

— Боюсь оскорбить чувства зрителей, но когда я писал сценарий «Неадекватных людей», это была глубоко конъюнктурная задумка, — признается Роман. — Меня часто обвиняли, что я пишу негативные сценарии, потому решил назло написать шаблон: историю со счастливым финалом о том, как мальчик встречает девочку. И сделал камерное низкобюджетное кино. Поэтому все в фильме на крупных планах и немного клаустрофобно.

Однако профессиональным актерам, занятым в фильме, так понравился сценарий, что они согласились работать за те деньги, которые создатели были в состоянии им заплатить. Главной звездой картины оказался Евгений Цыганов, сыгравший психолога. Его герой выпускает книги похожие на те, что пишет Сергей Козлов. Эту фамилию Каримов подарил и своему герою.

— Она смешная и сразу сбивает весь пафос: психолог Козлов, — смеется Роман.
По словам режиссера, возможность принять участие в создании картины имели многие уфимцы.

— Друзья помогали музыкой, креативом, советами, — говорит Роман. — Так что этот фильм можно считать уфимским.

Неслучайно главному герою Каримов дал имя уфимского друга, тем самым передав ему привет. В одной из первых сцен мелькает анкета, где значится: Виталий Эдуардович Мухаметзянов. С одной стороны, режиссер выбрал это имя потому, что оно, по его словам, «задротское», а с другой — это реверанс в адрес реального человека — основателя студии «Муха» Виталия Мухаметзянова и своеобразная благодарность за помощь. Именно на уфимской студии Каримов создал первые киносценарии и короткометражки.

— «Муха» разрабатывала полнометражный сценарий для питерского режиссера Богдана Дробязко, — вспоминает Каримов. — Я тоже решил поучаствовать, предложил несколько своих идей, и они всерьез рассматривались. Я был поражен: оказывается, это так просто!

Интересно, что семь лет назад Каримов решил начать карьеру, уехав из Уфы в Лондон. В столице Британии он трудился на телевидении, занимался продюсированием короткометражек, также работал промо-продюсером в компании Viasat Broadcasting UK, создавая кино-трейлеры для телеканалов.

— Просто взял и поехал, получив студенческую визу, — вспоминает Роман. — Я хотел там продвинуться со своей музыкой, которую писал с детства, но не получилось. Приехал, увидел уровень их музыкальной индустрии и понял, что мне туда лучше не соваться. Именно там я определил для себя, что лучше заниматься кино, а музыку можно и к фильмам сочинять, как это и произошло в «Неадекватных людях».

За два года на Туманном Альбионе Роман не просто понял, что надо переключаться на кино, но и научился многим вещам, например, монтажу, так что свой первый фильм он и смонтировал сам. В 2005-м вернулся на родину, где начал сотрудничать со студией «Муха».

В качестве режиссера Роман снял две короткометражные ленты «Квартира 29» и «Не волнуйся!». Первый фильм получил приз за лучшую игровую картину на фестивале «Кинотеатр.DOC», а второй — приз зрительских симпатий на фестивале «Мое кино-2007», который проводился в кинотеатре «Родина».

Роман под «Мухой»

Основатель студии «Муха» Виталий Мухаметзянов предлагал Роману и дальнейшую работу по созданию роликов и клипов. Постоянная загруженность была молодому режиссеру обеспечена, но ему хотелось большего.

— Я понял, что в Уфе не смогу снять полнометражный фильм и не смогу этим зарабатывать себе на жизнь, — делится Каримов. — Предложение «Мухи» было заманчивым, но в связи с киношным и сериальным бумом, который происходит в стране, у меня постоянно было ощущение, что меня обкрадывают, а если я приеду в Москву, то мои таланты будут востребованы.

В итоге собрал вещи, идеи и в 2008 году снова уехал из Уфы. Но, как это часто бывает, столица не спешила раскрывать свои объятия очередному провинциалу. Однако попытки пробиться в киноиндустрию не прошли даром. Каримов успел поработать промо-режиссером фильма «Платон» и постановщиком документального фильма «Профессия: юморист», главную роль в котором сыграл Вадим Галыгин. В это время Роман создал сценарий «Неадекватных людей».
— Я написал его за три недели, но у меня было много набранного материала, — объясняет Роман. — Ты постоянно записываешь интересные фразы, шутки, у тебя накапливаются папки, а потом ты выделяешь время и начинаешь в них ковыряться, нанизывая на единую структуру, и так у тебя получается фильм.

Со сценарием ничего не происходило до тех пор, пока он не попал в руки к будущему продюсеру картины Михаилу Кукушкину.

— Очень длинная цепочка людей, через которую мы с ним познакомились, — режиссер пытается перечислить всех знакомых, которые привели к этой встрече. — Миша учился на режиссера и пытался пробить свой собственный проект на полтора миллиона долларов. Каких-то мелких инвесторов, готовых внести, например, 200 тысяч долларов, удавалось найти, но не было никого, кто бы дал всю сумму. И этим старым знакомым он показал мой сценарий, которые решили запускать проект.

Несмотря на то, что Каримову всего 26, он уже обижен на жизнь и считает, что его могли заметить гораздо раньше.

— Когда я делал «Неадекватных людей», то очень разочаровался в кино и в жизни из-за бесплодных попыток пробиться в индустрию, — сокрушается автор. — Я делал этот фильм немного спустя рукава и думаю, что он мог быть лучше, если бы я сделал его намного раньше. Мне, безусловно, повезло, но обидно, что этого не случилось раньше. Я много лет сочинял сценарии, которые не были востребованы, я шел на поводу у людей, которые мне что-то заказывали, а потом говорили, что это дерьмо. Обидно из-за усилий, потраченных впустую, из-за многих лет неудачных попыток. Но в итоге я думаю, что мне удалось сделать проект так, как я хотел, он попал в кинотеатры, собрал хорошую кассу.

Затмить Тарантину

Хотя пока еще он остается неузнанным, Романа рвут на части, приглашая на интервью, съемки, встречи. Делами г-на Каримова заведует его супруга Ольга, которая следит за плотным графиком мужа.

— Тем, кто хочет со мной поговорить, приходится общаться с моей женой, напрямую я разговариваю только с продюсером, — включает звезду Роман. — Конечно, я не ожидал такого успеха. Судя по тому, как фильм распространялся, какая была рекламная кампания, я думал, что вообще никаких сборов не будет. Но я недооценил сарафанное радио: многие пошли в кино, потому что слышали хорошие отзывы. Можно даже по социальным сетям судить: меня каждый день добавляют по 5-6 человек и пишут, как им понравился фильм.

Фильм отметили и профессионалы: на фестивале «Окно в Европу» картина получила гран-при и приз зрительских симпатий. Сам же автор более всего ценит похвалу коллег Валерия Тодоровского и Павла Руминова.

— В некотором смысле для меня это авторитеты. Мне нравятся фильмы Тодоровского, он мастер в десятки раз лучше меня, профессионал во всех областях. А у Руминова очень импозантный, необычный вкус, я не думал, что буду популярен среди людей такого плана.

Примечательно, что г-н Мухаметзянов тоже посмотрел картину приятеля, но высказался критически.

— Виталик сказал, что плоховато у нас с сюжетом, с основной мыслью и сверхзадачей. Хорошо в деталях, но нет чего-то крутого, яркого. Я считаю, что он прав, — улыбается Роман. — Он сделал вид, что не просек эту фишку с именем главного героя, да и вообще ему сложно оценивать мое творчество — для него это все органичный процесс. Это для всех остальных я выгляжу чуваком, который был никем и вдруг снял что-то интересное. А Виталик видел, как я делал дерьмовые короткометражки, потом фильмы чуть получше, а в итоге снял полнометражный фильм. Думаю, что когда он услышал об этом, то просто пожал плечами.

Недавно Каримов закончил съемки второго фильма «Вдребезги». Роман снял совсем другое кино — черную комедию в стиле Тарантино. Потому сегодня стиль режиссера сравнивают с манерой американского постановщика, но Каримову эти аналогии не совсем по душе.

— Наверное, это удобно, чтобы как-то охарактеризовать, объяснить простым людям, на что это похоже. Но я не смотрю на Тарантино и не ищу в нем вдохновение, сравнение с ним мне не льстит. Мне нравятся другие режиссеры, и их много.

Роман признался, что после успеха дебютной картины к нему «потихонечку подступают предложения с разных сторон, но крупных проектов не предлагают».
— В основном как к режиссеру, сценаристу, но у меня сейчас просто нет времени писать. Для этого надо засесть на месяц-полтора, отрешившись от всего. Если мне сейчас ничего интересного не предложат, то засяду и начну что-то писать, искать под это деньги. Мой стиль это то, что мне нравится на данный момент. Недавно я вернулся с фестиваля американского независимого кино «Сандэнс». До этой поездки «Неадекватные люди» и «Вдребезги» были моим стилем, а сейчас мне хочется делать медленный и тугодумный арт-хаус.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру