Школьная зачистка

Каждый шестой учитель должен быть уволен

Оказывается, дефицит учителей – это миф. Более того, переизбыток школьных педагогов настолько велик, что требует немедленного их сокращения. Таким сенсационным заявлением открыл новый учебный год министр образования Андрей Фурсенко, заставив схватиться за сердце сотни тысяч педагогов.

Каждый шестой учитель должен быть уволен
Фотограф Владимир Григорьев, Санкт-Петербург, www.spb-Foto.ru

Помимо этого министр насчитал в школах избыточный технический персонал, от которого также порекомендовал избавиться. Большинство регионов поспешили успокоить учителей и заявили, что никаких увольнений и сокращений не будет. И только в Саратовской губернии чиновники от образования одобрили инициативу министра, разъяснив, что сокращение коснется преподавателей сельских малокомплектных школ.

В сад! Все в сад!

С учителями министр образования Андрей Фурсенко борется уже давно. Чего только стоит предложение уволить всех педагогов-пенсионеров, сократить число педвузов или обязать учителей физики и математики преподавать основы религиозной культуры. Почему под раздачу попали преподаватели точных наук? Как изрек министр, «математика убивает креативность», и видимо, религиозные основы должны возродить творческие способности предметников. Ко многим предложениям министра можно относиться с изрядной долей иронии, но, к сожалению, часто образовательные инновации, озвученные главой Минобрнауки, через год-другой воплощаются в жизнь. Так случилось с сокращением бюджетных мест в педвузах, повсеместным введением ЕГЭ, КПМО – комплексных проектов модернизации образования. И сейчас свежее заявление Андрея Фурсенко о 200 тысячах «лишних» школьных учителей заставляет задуматься о последствиях.

Так откуда взялись ненужные педагоги, на дефицит которых несколько лет назад сетовал сам же министр? Оказывается, в Европе на одного учителя приходится 13-15 учеников, а в России всего 9-10. За последние десять лет число школьников уменьшилось на 40%, а учителей – всего лишь на 20%, а это значит, что «школа начинает выполнять социальную роль не по отношению к детям, а по отношению к учителям», — сообщил министр.

Куда же идти ставшим ненужными преподавателям? Андрей Фурсенко проявляет удивительную гуманность и предлагает вчерашним биологам, историкам, химикам занять вакансии воспитателей в детских садах и других дошкольных учреждениях: прогимназиях, студиях, кружках. Действительно, дельное предложение: из учителя химии переквалифицироваться в детсадовскую воспитательницу. Почему бы и нет? Вот только когда трехлетки подрастут и пойдут в школу, рассказывать им о молекулах и атомах будет некому. Ведь согласно российской статистике лишь 45% выпускников педвузов идут на работу в школы (саратовский пединститут – 65%), и не исключено, что через пару лет этот процент станет еще меньше.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий Прохоров, директор Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского:

— Лишних учителей не бывает. Боюсь, что сейчас чиновники нарубят дров, а через пять-семь лет, когда мы выберемся из демографической ямы, ситуацию будет тяжело исправить. Более того, если увольнения все-таки будут, то под удар попадут не пенсионеры, взвалившие на себя по две ставки, а молодые педагогические кадры. У пожилых педагогов есть стаж, опыт, связи, и директору школы проще сократить молодого специалиста, из которого еще неизвестно что получится, чем учителя, отдавшего школе тридцать лет своей жизни.

Тем не менее предложение отправить избыточные педагогические кадры в детские сады не встретило ни удивления, ни протеста со стороны саратовских чиновников.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Марина Епифанова, председатель комитета по образованию администрации города Саратова:

— Может ли школьный учитель работать в детском саду? Конечно, а почему бы и нет? Если это учитель начальных классов, ему придется легче всего. Физики, биологи и остальные предметники могут пройти курсы переподготовки, ничего страшного здесь нет. Другое дело, что заработная плата воспитателя в детском саду составляет от 6 до 9 тысяч рублей, а учителя из саратовской школы – 10-12 тысяч рублей.

Марина Анатольевна знает, о чем говорит. По ее признанию, до того, как начать работу в городском комитете по образованию, ей пришлось потрудиться воспитателем, музыкальным работником, учителем дополнительного образования и даже вести модную в 80-х годах аэробику. Но пока педагогам областного центра «перемена мест» не грозит: в саратовских школах соотношение учеников и учителей практически европейское. В этом году на одного учителя приходится 15 учеников, в прошлом году было еще больше – 20.

— Сокращений педагогов в городских школах не предвидится, — сообщила председатель городского комитета по образованию.
Техничка по найму

А вот что делать с якобы «избыточным» техническим персоналом, в саратовских школах не знают. Министр Фурсенко предложил вывести за штат уборщиц и охранников и доверить их работу специализированным фирмам. Таким образом, будут соблюдаться навязанные федеральными чиновниками пропорции соотношения технического персонала и учителей – 30:70, которые до сих пор соблюсти довольно сложно.

— В моей школе уборщица, трудящаяся на полторы ставки, получает 6 тысяч рублей, — рассказывает Зинаида Медведева, директор лицея № 62 города Саратова. – Будут ли сотрудники специализированной фирмы выполнять работу за эти смешные деньги? Конечно, нет.

Еще один нюанс замены штатных технических сотрудников на нештатных обрисовывает Инна Колтунова, директор саратовской школы № 82:

— Мы и так сократили технический персонал, но у нас три корпуса, поэтому выполнить норматив не получается. Да, обратиться в фирмы можно, однако существует одно «но». Я могу уволить своих охранников и нанять людей из специализированной фирмы. На чьи плечи лягут эти расходы, как вы думаете? Сегодня родители сдают на школьную охрану 33 рубля в месяц и вряд ли смогут отдавать больше, многим это просто не по карману.

Получается, что чиновники в очередной раз пытаются хитрым образом переложить часть расходов на плечи мам и пап, многие из которых и так едва тянут попечительские взносы.
Сельские страдания

Но вернемся к учителям. Если в областном центре показатели сродни европейским, то в области иная ситуация. Школы в крупных районных центрах – Балакове, Марксе, Новоузенске, Красноармейске, Вольске еще держат планку в 12-14 учеников на одного педагога, а вот в селах до указанных министром европейских норм ой как далеко. Сегодня в малокомплектных образовательных учреждениях на одного преподавателя приходится 6-7 детей, а это большой удар по бюджету. Как сообщил на своей первой пресс-конференции новый министр образования Гарри Татарков, в среднем один ученик городской укомплектованной школы обходится казне в 56 тысяч рублей, в то время как учащийся малокомплектной сельской – в 155 тысяч рублей. И как объясняет господин Татарков, постепенные сокращения ждут педагогов именно из таких школ.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Гарри Татарков, министр образования Саратовской области:

— Никто не собирается организовывать кампанию по насильственному увольнению учителей. Министр Андрей Фурсенко лишь указал, что в ближайшем будущем число учеников на одного учителя должно вырасти, и что в системе образования есть неэффективное звено: это школы, где почти нет учащихся, или, проще говоря, малокомплектные образовательные учреждения. Поэтому изменение численности учителей коснется сельских школ, расположенных в депрессивном населенном пункте, где отсутствует полный комплект учителей, практикуются постоянное совмещение и приезд педагогов из других школ. Поскольку дать качественное образование малокомплектные школы не могут.

В личной беседе Гарри Татарков мягко упрекнул саратовские СМИ в том, что они устраивают шумиху вокруг закрытия сельских образовательных учреждений, вместо того чтобы разобраться в ситуации детально и посмотреть на нее со всех сторон. Из-за этого, мол, и родители учеников пугаются, шумят, жалуются. Ну что ж, уважаемый Гарри Николаевич, попробуем разобраться в ситуации детально.
Лишние рты

Сегодня в Саратовской области 721 сельская школа, из них малокомплектных, с численностью учеников до 120 человек — 588. Есть школы, в которых тридцать, сорок, шестьдесят человек – все зависит от величины села. Только за прошлый год в губернии было закрыто 57 сельских учебных заведений, официальная причина — «рост неэффективных бюджетных расходов в образовании».

Несмотря на непривлекательную картину жизни сельских школ, нарисованную министром, многие малокомплектные учреждения вполне успешно обучают детей.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Валентина Кондрашова, директор основной общеобразовательной школы села Котоврас Балашовского района:

— На каждого учителя в нашей школе приходится четыре ученика, а в самом большом классе – девять школьников. Качественное образование в сельской школе дать сложно, но можно. Минусы есть: совмещение преподавания нескольких предметов, плохая материальная база. Тем не менее нельзя говорить, что в малокомплектных школах слабые дети. Наши выпускники поступают в вузы на бюджетные места, а в прошлом году одна из учениц стала лауреатом конкурса «Национальное достояние России» со своей работой по географии. Конечно, сельские школы требуют реформы, вот только проводить ее нужно очень аккуратно, чтобы это не ударило по детям. Да и к родителям нужно найти подход: не каждый согласится отпустить своего ребенка в соседнее село, за несколько километров, по морозу.

В малокомплектной школе села Малая Семеновка Балашовского района на одного преподавателя приходится пять учеников. Однако в образовательном учреждении есть учителя по всем предметам, а в прошлом году пришел молодой педагог по английскому языку, который стажировался в Америке.

Совсем мало учеников – всего-то 50 человек — в селе Междуречье Вольского района. Преподавателей не хватает, многие совмещают, тем не менее школа не сдается и в этом году приняла на работу молодого учителя немецкого языка. Немало междуреченских выпускников поступает в академию права и в медицинский университет.

— Может случиться, что реформа коснется и нашей школы, правда, ближайшее образовательное учреждение, с которым нас могут соединить, находится в 30 км от села, — сетует директор школы Виктор Садов.

В свое время Дмитрий Медведев, будучи еще первым вице-премьером, сказал: не будет в селе школы – умрет деревня. Став президентом, Дмитрий Анатольевич больше не позволяет себе таких вольных высказываний, ведь в стране идет образовательная реформа. Зато не отступает от своего мнения президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, уверенный, что после закрытия сельской школы постепенно исчезнет все село, поскольку вслед за детьми уезжают взрослые. Но у саратовского министра Гарри Татаркова иное видение ситуации: он считает, что причина гибели школ – в вымирании деревни, а не наоборот.

Мы уважаем точку зрения нового министра, вот только реальность такова, что к закрытию сельских учебных заведений приводят не столько забота о качестве образования, сколько «неэффективные бюджетные расходы», как было сказано выше. Все просто: зачем расходовать огромные деньги на содержание образовательного учреждения из 50-80 человек, если дешевле объединить его с другими школами и тратиться только на бензин для школьных автобусов. Но еще большая экономия возможна в том случае, если сократить огромную армию «образовательных» нахлебников: по статистике, на каждых 7 школьников приходится 2 чиновника от образования.

Конечно, сельские школы закрывались и раньше, но заявление министра Фурсенко равносильно команде «фас» и является негласным подтверждением того, что государство взялось всерьез экономить на школах. Экономия объясняется просто, хотя чиновники предпочитают об этом умалчивать. Согласно отчету Минфина финансирование нацпроекта «Образование» в 2010 году составит 17,1 млрд рублей, что почти вдвое меньше, чем в прошлом (33,2 млрд рублей). А если в следующем году финансирование упадет еще вдвое, не придется ли городским учителям переквалифицироваться в тренеров по шейпингу или дошкольных воспитателей?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру