Инновационная еда – наш ответ неурожаю

Воронежская женщина-профессор считает, что рыба может спасти регион от дефицита продуктов животноводства

Людмила Васильевна Антипова, заведующая кафедрой технологии мяса и мясных продуктов ВГТА, относится к той категории русских женщин, о которых сказал великий поэт: «…есть женщины в русских селеньях…». Ученый, педагог, организатор, лидер, созидатель, наставник – все это про нее. Результаты пройденного ею нелегкого жизненного пути – это тысячи подготовленных высококвалифицированных специалистов, более 50 ученых кандидатов и докторов наук, сотни публикаций, десятки прорывных технологий, внедренных в производство, учебники и монографии, посвященные реализации передовых идей. Ей принадлежит создание принципиально нового научного направления «Пищевая биотехнология» (специальность открыта в Московском государственном университете прикладной биотехнологии и включена в перечень Минобрнауки РФ в 2000 году). Людмила Васильевна поделилась с нами своими мыслями о роли воронежского образования в развитии экономики региона.
Воронежская женщина-профессор считает, что рыба может спасти регион от дефицита продуктов животноводства

– Людмила Васильевна, расскажите более подробно о вашем инновационном проекте по использованию пресноводной рыбы в экономике региона, который получил поддержку областного правительства и был реализован.

– Три года назад наша кафедра приняла участие в региональном конкурсе, заявив проект по рациональному использованию речной рыбы в пищевой промышленности региона. Мы исследовали географический профиль области и пришли к выводу, что добыча и переработка пресноводной рыбы позволит сделать настоящий прорыв в пищевой промышленности. Рельеф и климат Воронежского края идеальные для разведения сазанов, карпов, щук и толстолобиков. К тому же, они дешевле океанских собратьев. Однако на столах воронежцев речная рыба, как правило, бывает лишь один сезон – когда идет путина.
 
А ведь пресноводная рыба – это кладезь полезных веществ и необходимых человеку ингредиентов. Мы можем точно сказать, что белковый состав прудовых рыб не уступает, а в некоторых случаях даже лучше, чем у океанических и морских рыб. Более того, соотношение «жир – белок» удовлетворяет современным требованиям к питанию.
 
Рецептов приготовления блюд из нее очень много – щука в винной заливке, толстолобик по-венгерски, сазан в соусе барбекю и даже мясо-рыбная колбаса. На нашей кафедре появилась новая специальность – «Технология рыбы и рыбных продуктов». Мы разработали технологию получения желатина, кожаных изделий и многого другого из чешуи пресноводной рыбы. Затем наши технологи занялись раками – исследования еще не закончены, но уже сейчас понятно, что членистоногие не уступают карасям. Даже в панцире мы нашли массу полезного для человека. И я очень рада, что этот проект получил поддержку со стороны областного правительства. В условиях плохого урожая и подорожания продукции животноводства использование рыбы было весьма кстати.
 
– Какие, на ваш взгляд, существуют сегодня проблемы в системе образования региона?
 
– Прежде всего, хотелось бы отметить, что, к сожалению, часто в нашей образовательной системе ставятся задачи неадекватного порядка. Я в образовании уже более тридцати лет, и опыт позволяет мне говорить о том, что сегодня сложилась неадекватная ситуация с кадрами, в том числе с оплатой труда педагогического работника. В советское время профессор, заведующий кафедрой, вполне заслуженно мог иметь едва ли не самую высокую оплату труда в стране. Сейчас же она явно недостаточна и не соответствует реалиям времени. Кроме того, наука и образование, к сожалению, продолжают финансироваться по остаточному принципу, а следовательно, тормозится внедрение в производство инновационных технологий, новаторских разработок молодых ученых.
 
Еще одна проблема современного образования, на мой взгляд, – это слишком резкая, без всякого переходного периода, модернизация системы. Конечно, все новое нужно приветствовать, но иногда ломка старого происходит необоснованно быстро, без оглядки на накопленный опыт, без логической преемственности от одного периода развития к другому. Возьмем, например, инфраструктуру пищевой промышленности в регионе, к которой я имею непосредственное отношение. Как можно сегодня проводить сокращение контингента и набора студентов на пищевые специальности без обратной связи, без анализа последствий? Кто же будет устранять отсталость на наших производствах, если не будет специалистов? Я глубоко убеждена, что без учета человеческого фактора ломка в промышленности и образовании приводит к тому, что сегодня в образовании творится настоящая паника. Зачастую сегодня принимаются чуждые многим педагогам решения: объединяются специальности, появляются новые направления, ликвидируются целые профили – и все это непонятно по какому принципу. Безусловно, необходим переходный период, чтобы приспособиться к новой системе.
 
– Но не все ведь так грустно, должны быть и какие-то положительные моменты в реформировании системы образования?
 
– Конечно, положительные сдвиги есть. Нужно признать, что в последнее время нам дали больше свободы. Если у педагога, профессора есть свежие идеи, он может совмещать научную деятельность с работой фирм – по новым научным направлениям, по постановке технологий на линию производства. Наконец, люди поняли, что хорошие учебники тоже нужны. Например, у меня в досье - 30 отдельных изданий с грифом Министерства образования. Безусловно, это бессонные ночи, работа по выходным дням и постоянный умственный труд. Тем не менее я очень благодарна руководству технологической академии за то, что оно представило мою кандидатуру на звание заслуженного деятеля науки России. Не хотелось бы льстить самой себе, но пока я единственная женщина в регионе, удостоившаяся столь почетного звания.
 
Несколько лет назад в нашей академии на кафедре технологии мяса появилась новая для всей страны специальность – пищевая биотехнология. Тогда ее преподавали только у нас, в Воронеже, в Москве, Санкт-Петербурге и Оренбурге. Как деятель науки я была очень счастлива: наконец-то в научном мире заговорили о том, что пища реализуется в организме человека с помощью биотехнологий! Ведь нельзя забывать о том, что технология мяса – это организменный уровень в решении производственной проблемы. Если медики борются за жизнь, то мы, пищевые технологи, напротив, искусственно вызываем смерть животных для того, чтобы мясо пошло на дальнейшее построение жизни. Таким образом, биотехно логия смотрит на проблемы усвоения пищи как бы изнутри.
 
– Каковы перспективы Воронежской области стать инновационным центром страны?
 
– Воронеж – это высокопотенциальный в научном и исследовательском смысле город. У нас в регионе сельскохозяйственный сектор традиционно развит очень сильно, и даже с сегодняшним губернатором нам в этом смысле очень повезло. К сожалению, имея такие большие научные и образовательные возможности, мы до сих пор не имеем научно-исследовательского института по переработке сельскохозяйственной продукции, но я надеюсь, что это вопрос времени.
 
Создание образовательных научных центров – это еще одна из положительных тенденций современного образования, которая начинает реализовываться у нас в регионе и позволит, я надеюсь, сделать Воронеж инновационным центром страны. К сожалению, пока эти центры тоже не финансируются на должном уровне, их надо всячески поддерживать и развивать. Остро стоит и кадровая проблема: у нас в стране от рабочих до инженерного состава присутствует хаотичный принцип подбора кадров. В Японии, например, никогда ты не получишь должность старшего менеджера, если у тебя нет соответствующего образовательного уровня. А ведь в пищевой промышленности и маленькая должность, и большая – это большое творчество. Единое экопространство и единый материальный мир подразумевают, что все ингредиенты человеком усваиваются только тогда, когда пища приготовлена с душой и знаниями. Поэтому сегодня система образования должна быть ориентирована, прежде всего, на профпригодность, то есть на последующую работу на производстве. И несмотря на издержки в образовании, я считаю, что наши сегодняшние выпускники очень конкурентоспособны. Мы не только даем выпускнику знания, но и прививаем высокую нравственность и чувство ответственности перед обществом. Только после такой школы молодой специалист может разрабатывать новые технологии и внедрять их в производство. По моему убеждению, прежде чем выдать технологу диплом, с него, как с медика, нужно брать клятву Гиппократа. А если дать их колоссальному потенциалу реализоваться, Воронеж способен без труда стать центром инноваций.
 
– Людмила Васильевна, большое спасибо за интервью и новых вам научных достижений!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру