МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Золотой фотограф

Девять парижских мушкетеров против Сычева

Его судьбе мог бы позавидовать любой эмигрант. Родиться и вырасти в Казани, покинуть СССР в 1980 году и сразу попасть на полосы «Пари Матч». Причем сразу в двух номерах его фотоработам было уделено по 22 полосы! Такова была нелегкая стезя известного фотографа Владимира Сычева.

Владимир Сычев. Фото: Сергей Бычков

Он учился в Казанском авиационном институте и принимал активное участие в студенческом театре. Который в 1965 году приехал со своими постановками в Москву. И надо же было случиться, что конкурс студенческих театров снимал фотограф из «МК». Сычев запомнил только его имя — Игорь. Он пришел к казанским ребятам и подарил им кучу своих фотографий. И это был первый удар. Вернувшись в Казань Сычев купил свой первый «Зенит» и записался в фотоклуб. Так началось восхождение знаменитого на весь мир фотографа.

Девять париджских писателей (среди них затесалась и женщина) решили поведать о необычном таланте Сычева художественным словом. Поскольку в свои медицинские руки дело взял Владимир Загреба, известный автор романа «Летающий верблюд», окончилось оно монографией. Каждый из писателей поведал о своей дружбе и о своем видении таланта Сычева. Впрочем предоставим слово Владимиру Загребе: «Между делом закончил обычную школу с золотой медалью. У них там все — с золотой… Поступил в Казанский авиационный институт, чтобы стать радиоинженером. Уже в институте он «расширил» совет Мандельштама и полез на подмостки… Радиоинженеры создали свой «СТЭМ» — студенческий театр эстрадных миниатюр. Раз в году для всей этой «аббревиатуры» (не путать с агентурой, арматурой и радиоаппаратурой) устраивали всесоюзные конкурсы спектаклей, где начальником жюри был почетный и почтенный А.Райкин. И однажды «казанский сирота» Сычев вместе со своей «трубой» и радиоинженерной труппой прибыли в Москву и сходу взяли первое место.

В газете «Московский комсомолец» появился отчет о конкурсе «аббревиатур», а также три-четыре снимка о том, как там было… и «как это делалось в Казани». И вот тут-то появился неизвестный журналист Игорь, который привез всей джаз-банде в подарок конверт с фотографиями. Почему-то на них был сам Пеле — с пеленок, а с ним — весь «детский сад» его, вся его бразильская «гарринча». В десять минут радиолауреаты всё растащили. Потрясенный внезапным исчезновением подарка саксофонист решил: «Буду щелкать — щелкунчиком… хочу, чтобы и меня на куски впоследствии так же…» Приехал в Казань, купил «Зенит», забросил «трубу» и кларнет, первый разряд (шахматы), и кинулся с «Зенитом» на улицу (в прямом смысле) ловить не кайф — «момент», а иногда и то, и другое. Поймал, но до зенита славы, ох, как было далеко.»

А дальше судьба Владимира Сычева складывалась как и судьбы его сверстников: «После института он загремел в армию, там его забрили радиоинженером на Байконур, где этот нахальный снимок, сделанный случайным рядовым, сейчас уже из ряда вон… фоторяда — фотонаряда. Ну, и дембель подоспел. Началось… Если собаку в плохую погоду хозяин из дома не выгонит, то Володю, и выгонять было не нужно — сам себе… сам на улицу рвался, в любую погоду. Только там бьют ключи… и гаечные тоже, чего там, живая жизнь, даже если уже и не очень…»

Париж встретил Сычева как родного: «Он въехал в Париж в восьмидесятом, в тот самый год, когда Миттерану поставили диагноз: «Рак простаты» и выбрали в президенты «пятой» республики. Он тихо обалдел, выйдя на «Елисеи», и мотался по этому городу с утра до вечера, целые две недели - «Зенит» тоже болтался на груди: ни тот, ни другой не знали, что их ожидает. Не всё ли равно, если тридцать пять — за плечами — Париж стоит обеда и ужина в «Макдональдсе». Но на душе было светло, да так, что он боялся засветить пленку в «Зените», он был в городе самого Картье. Веселило еще и то обстоятельство, что он смог передать через энное посольство весь свой фотоархив — пять тысяч катушек, которые добрались до него «нетронутыми», «нераскатанными» и в которых есть, по его мнению, на что посмотреть. Какой-то случайный русский в кафе сказал ему:
— А ты в «Сипа» сходи, может, и «засипишь» с ними…»

Оказывается, «Сипа» — это крупное фотоагенство француза-турка Гокшина-Сипа-Оглу. Ну, к «углам» Сычеву не привыкать… в Казани каждый второй — «оглу». А дальше всё пошло прямо по Хвосту: «Турки лодку окружают… удивляются веслам…» В тот день, на бульваре Мортье (и гаубицы тоже) он подошел с папочкой, в которой было около ста снимков, к швейцару (Швейцеру) в ливрее:

— Мне к «оглам», назначено…

— Если к Сипам, то все «оглу» — на втором…

Когда месье Гокшин-Сипа-Оглы увидел папочку, он не подал вида, а только взял трубку. Бросив ее через две минуты, бросил посетителю:

— Едем.

Через десять минут они сидели в президентском кабинете «Пари-Матча». Реакция двух начальников — Р.Терона и М.Соля — была стремительной:

— В набор! В двух (в смысле, номерах)!

И тут-то на столе появилась бутылка чего-то редкого… Володя с удивлением рассматривал золотую этикетку. Соля улыбнулся:

У нас не «Comedie Franсaise». Не каждый день поднимаем… «железный» (занавес).»

Книга о Владимире Сычеве со вкусом и изяществом издана «Литературным европейцем». В ней звучат голоса журналиста Виталия Амурского, прозаика Владимира Батшева, философа Николая Бокова, утонченной Татьяны Ивлевой, экзистенциалиста Андрея Лебедева, изысканного Ары Мусаяна, поэта Рудольфа Фурмана, неутомимого Николая Пырегова.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах