МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Неувядаемый талант

Жизнь тенора Михаила Александровича

Сегодня не только российский музыкальный мир готовится отметить столетие со дня рождения выдающегося тенора, самого молодого из канторов, лауреата Сталинской премии Михаила Александровича. К сожалению, его концерты, с которыми он объехал почти все необъятные просторы нашей Родины, помнят только знатоки. А все из-за того, что в 1971 году он решил покинуть Россию и обосноваться в Израиле. Многие записи его на радио и телевидении были стерты, но память об Александровиче – живой легенде своего времени продолжает жить в сердцах его почитателей.

Лауреат Сталинской премии Михаил Александрович. Фото из личного архива Сергея Бычкова

Он родился 23 июля 1914 года в Латвии, в местечке Биржи, неподалеку от Риги. В начале 20-х годов семья переселилась в Ригу. В это время в столице Латвии существовало “Общество еврейской народной музыки”, своеобразная консерватория. Именно сюда привел своего семилетнего сына его отец – Давид Александрович. Профессора и слышать не хотели о даровании мальчугана и советовали отцу привести его через пару лет. Но отец оказался настойчивым, и профессору Вайсбейну пришлось выслушать молодое дарование. Позже Михаил вспоминал: “Зашли в класс. Вайсбейн сел за рояль и спросил, что я хочу спеть, Я спою еврейскую песню “Дуют, дуют злые ветры”, - ответил я. До мельчайших подробностей помню, как все было. Помню, что в этот ответственный момент моей жизни, когда я впервые должен быть петь перед профессионалом, когда решалась моя судьба, я не испытывал никакого волнения, никакого страха. Все мое внимание поглотила песня. В первом куплете рассказывалось о злых ветрах, которые сурово и зло воют, и что людям следует бороться с ними.

30-е годы. Фото из личного архива Сергея Бычкова

Всегда, когда я исполнял эту песню, я старался имитировать голосом заунывный вой ветра, создать ощущение резких, холодных его порывов. Затем тембр голоса резко менялся, и в нем звучал решительный призыв к борьбе со злыми силами. Так, меняя окраску голоса, я раскрывал содержание песни. Отец потом рассказывал, что когда я пел эту песню Вайсбейну, с каждой новой фразой лицо педагога становилосьбледнее, губы его дрожали, а к концу песни он плакал. Молчание длилось долго. Затем, ни говоря ни слова, Вайсбейн вышел. А через несколько минут вернулся в сопровождении директора консерватории Розовского и профессора Квартина. Мне предложили повторить песню. По-видимому, гордое сознание того, что меня будет слушать “целая аудитория”, вдохновило настолько, что я спел ту же песню еще проникновенней и лучше. Детское чутье подсказало мне, что эти разбирающиеся в искусстве люди находятся под огромным впечатлением от моего исполнения.”

Москва. С Юрием Левитаном. Фото из личного архива Сергея Бычкова

Так началась карьера юного тенора. В течение двух лет под рукеоводством директора консерватории Соломона Розовского лучшие педагоги занимались с молодым дарованием. За это время были разучены песни Шуберта на немецком языке, Шумана, романсы Грига, Римского-Корсакова, Гречанинова, Гуно, еврейские народные песни. Педагоги прекрасно понимали, что чрезмерная нагрузка может надорвать дарование хрупкого по природе мальчика, и поэтому берегли его.

Германия. С любимым сеттером. Фото из личного архива Сергея Бычкова

И все же 19 октября 1923 года они решили провести пробный концерт Миши Александровича. Из числа приглашенных были исключены репортеры – педагоги решили подстраховаться на случай неудачи. Когда педагог вывел на сцену Мишу, то слушатели на задних рядах вынуждены были встать, чтобы увидеть 9-ти летнего исполнителя. Тогда Вайсбейн попросил вынести на сцену стул и поставил Мишу на стул. Многие годы спустя Александрович вспоминал: “Первые же звуки, раздавшиеся в тишине, поразили публику. Зал затаил дыхание. Но я не сразу овладел собой. Сначала мой голос дрожал, я ощущал, как слезы подступают к горлу, боялся, что сейчас заплачу, и пел поначалу механически. Однако, к концу первого куплета музыка захватила меня, я ощутил какой-то удивительный покой. И второй куплет пропел уже уверенней, стройней, хотя и не полную силу. В общем я спел “Шарманщика” гораздо хуже, чем исполнял эту песню на уроках. После Шуберта я спел еще пять или шесть романсов, закончив отеделние “Баркаролой” Гуно. Романс Гуно неслучайно был поставлен в конце. Подвижное по форме, с наличием колоратуры и каденций, произведение это требует безукоризненного дыхания и дает возможность певцу показать не только глубокое чувство, но и виртуозную технику.”

Второе отделение было посвящено еврейским композиторам. Миша оказался первым в истории музыки юным исполнителем, который в течение двух часов держал огромную аудиторию, исполняя сложнейший репертуар. А через две недели состоялся его сольный концерт в лучшем по акустике зале Риги – в доме Черноголовых. В зале на 500 мест юный певец вызвал бурю аплодисментов. Его педагоги не разрешили ему исполнять на бис. Все рижские газеты сошлись в единодушном мнении – они присутствовали при рождении гения. История музыки знала гениальных юных дирижеров, скрипачей, пианистов и композиторов. С этого момента началась звездная полоса жизни Александровича. До Второй мировой войны он выступал в лучших концертных залах Европы и США. Небывалый успех не повредил мальчику – он проодолжал много и упорно работать, расширяя свой репертуар. С 1927 по 1932 годы он пережил мутацию голоса. В 1932 году победил на конкурсе молодых певцов, объявленном Латвийской оперой. 1 января 1933 года состоялся первый сольный концерт после мутации голоса. В следующем году он был приглашен в Англию и в течение трех лет был оберкантором в синагоге Манчестера.

Его судьбу изменила встреча с известным итальянским певцом Беньямино Джильи. Итальянский певец взялся помочь Александровичу и консультировать его. Проведя два года в Англии, Александрович вернулся в Прибалтику и стал кантором в Каунасе. Оккупация Прибалтики в 1940 году Красной армией много изменила в жизни Александровича. Он попал на конкурс молодых певцов в Москве. В сентябре 1941 года он был зачислен во Всесоюзное гастрольно-концертное объединение. Вместе с другими концертными бригадами он объехал почти все фронты. Семья находилась в Ташкенте, но вскоре они перебрались в Тбилиси. Александрович неожиданно для себя обрел высокого покровителя – генерала Махонькова, который был не только начальником тбилисского гарнизона и доверенным лицом Лаврентия Берии, но и ценителем музыки. В 1948 году объявили, что Александровичу присуждена Сталинская премия, Это было признание его таланта. С этого времени вплоть до 1961 года он провел тысячи концертов, разъезжая по стране. Но при новом министре культуры Фурцевой Александрович впал в немилость. Именно это побудило семью Александровичей в 1971 году эмигрировать в Израиль.

Здесь талант Александровича нашел своих почитателей. Вновь начались сольные концерты в лучших залах мира. Спустя три года семья перебирается в США. Певец продолжает концертную деятельность вплоть до 1990 года, когда он уходит на пенсию и перебирается в Мюнхен. После развала СССР он приезжает в Россию и дает несколько концертов. В 1991 году объезжает с концертами Сибирь и Дальний Восток. А 26 мая 1997 года дает прощальный концерт на родной сцене Большого зала московской консерватории. К столетию со дня рождения певца одно из московских издательств подготовило жизнеописание великого певца, созданное Леонидом Махлисом. Самое ценное – к нему приложен диск с записями Михаила Александровича, которые чудом сохранились в России. Слышать в его исполнении мировую и российскую классику – высшее наслаждение для ценителей пения.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах