“Вечер грядущих проектов” — под таким названием вот уже третий год проходит одно из самых актуальных мероприятий кинофестиваля “Московская премьера”, одним из организаторов которого является “МК”. 31 августа мы собрали самые многообещающие картины нового киносезона и их создателей. У съемочных групп стояла непростая задача: отстоять свое детище перед узким, но очень плотным по звездности кругом коллег. На вечере присутствовали: Евдокия Германова, Егор Кончаловский и, по его же словам, his girlfriend Любовь Толкалина, Екатерина Гусева, Тина Канделаки в шокирующем черном парике, Дмитрий Дюжев, выкрашенный в светложелтенький... Так последний день лета стал по сути первым днем нового киногода. Свершившемуся не помешали даже московские пробки.
В одну из них умудрилась попасть Екатерина Гусева, хотя живет в 500 метрах от ресторана, где проходил “Вечер грядущих проектов”. Актриса поспела аккурат к представлению фильма “Беглянки”, в котором играет одну из главных ролей. Но обо всем по порядку.
Ведущие вечера — редактор отдела кино и телевидения “МК” Елена Ардабацкая и шеф-редактор “МК-Бульвара” Илья Легостаев — выразили надежду, что звезды пришли не потому, что их не позвали на Венецианский кинофестиваль, а осознанно предпочли старейшему киносмотру один из самых молодых. И началось самое интересное: именитые гости — скажем, от жюри нашего фестиваля была Мария Арбатова, от фильмов-участников — актеры Зоя Кайдановская и Амаду Мамадаков, продюсер Сабина Еремеева и другие — тащили из цилиндра фанты с названиями фильмов — участников вечера. А съемочная группа каждого из них представляла ролик и защищала свой проект. Как диплом — студенты.
Первым вытащили фант с “Розыгрышем” (о съемках которого “МК” недавно, кстати, рассказывал).
Исполнительница одной из главных ролей в оригинальном “Розыгрыше” Владимира Меньшова 1977 года и в новой картине молодого режиссера Андрея Кудиненко — Евдокия Германова — выступила как на митинге:
— Я вам сейчас покажу, как надо фильмы представлять! — неистовствовала актриса. — Я играю тварь и гадость! Я истязаю и мучаю свою дочь! Я почти довожу ее до самоубийства! И если вы не посмотрите наш фильм и этого не увидите, то пожалеете… А если серьезно, то от меньшовского “Розыгрыша” в нашем проекте остались только фамилии главных героев и мы с Харатьяном.
Номер два выпал “Беглянкам” Юсупа Разыкова. Тем самым, на представление которых минута в минуту успела Екатерина Гусева.
— Для съемок в этом женском road-movie мне пришлось научиться профессионально водить машину, — рассказала Катя “МК”. — В фильме я играю телеведущую, так что, готовясь к съемкам, я недели две смотрела все выпуски новостей по всем каналам и многое позаимствовала у своей знаменитой тезки — Екатерины Андреевой. Сами съемки вспоминаю как бесконечный цейтнот. Тогда как раз шел один из телепроектов с моим участием и я из телестудии мчалась на съемочную площадку, оттуда — в театр и снова на съемки фильма. Так и жила.
За спецэффекты в следующем году отвечает фильм Константина Максимова “Смерш XXI”. На представлении своего проекта художественный руководитель картины Егор Кончаловский и исполнительницы главных женских ролей Любовь Толкалина и Тина Канделаки устроили целое представление.
— В фильме у меня не было постельной сцены с Петренко, — сетовала Тина Канделаки, которую Кончаловский представил как “Тиночка — наша картиночка”. — А жаль. Все бы хотели сняться в постельной сцене с Петренко. Зато у меня была такая с Балуевым!
— Я впервые работал с таким огромным бюджетом и с таким масштабным литературным первоисточником, как роман одного из лучших российских фантастов Василия Головачева, — рассказал “МК” Егор Кончаловский. — И здесь на мне лежала ответственность и тем и другим правильно и грамотно распорядиться. Тем более что я не режиссер фильма, а художественный руководитель. Для примера: с людей, которые берут пробы воды в Москве-реке, спроса больше, чем с тех, кто ее чистит.
Антон Сиверс, режиссер фильма “Качели” — одного из самых интересных и неоднозначных боевиков сезона-2008, — показал вместо ролика почти полноценный короткометражный фильм. В главных ролях — Андрей Мерзликин и Мария Миронова. В центре сюжета — череда раскачивающихся вперед-назад событий и чувств, которые, если верить авторам фильма, — “на пределе”. Антон был краток в представлении проекта:
— Это картина о любви и не только, впрочем, вы все увидите. Уверен, что любовь рано или поздно заканчивается как нереальный жесткач. В этом меня неоднократно убеждал мой личный опыт.
Один из самых загадочных проектов — “Парни с Марса” Сергея Осепьяна. Его создатели так и не рассказали, при чем тут Марс в картине про менеджера среднего звена, работающего на шоколадной фабрике. Но обещали, что будет интересно. А помогать режиссеру сдержать обещание будут актеры Ксения Кутепова, Артем Ткаченко и Игорь Яцко.
Самым необычным и потенциально сверхскандальным проектом стала картина Игоря Волошина “Нирвана”. Название не случайно — она действительно про наркоманов. Точнее, ее герои: Мария Шалаева, Ольга Сутулова, Артур Смольянинов, Михаил Евланов — наркоманы. А картина, конечно, про любовь. Еще из достоинств: гигантская работа художника по костюмам Надежды Васильевой (ни одна вещь не была куплена в магазине) и впервые заигравшая в русском кино музыка легендарных “Massive Attack”. Продюсер “Нирваны” Сергей Сельянов неожиданно заявил, лукаво улыбаясь: “Картину мы закончим до конца года, а выпустим через десять лет… Ну а нирвана — это высшее блаженство, которое мы и получили, работая над картиной”. Зато Ольга Сутулова и Мария Шалаева веселились от души. Последняя буквально взорвала зал заявлением: “Ищу работу!” Кстати, свои предложения можете адресовывать нам. Передадим.
Ну а победил по результатам голосования собравшихся гостей фильм, меньше всего подходивший под формат “Вечера грядущих проектов”. Не гламурный, едва ли кассовый. И при этом такой нужный. Даже от двух сцен с черновым звуком которого пробегает холодок по спине. С Марией Мироновой, Сергеем Шныревым и Сергеем Маховиковым в главных ролях. Речь идет о первом художественном фильме известного документалиста и писателя Сергея Говорухина. Это во многом автобиографичная картина о судьбе военного корреспондента на малоизвестной войне в Таджикистане в начале 90-х — “Никто, кроме нас”. Сергей Говорухин рассказал шокирующее: “Чтобы исполнитель главной роли Сергей Шнырев глубже проник в образ, мы отправили его в десятидневную командировку в Чечню. Это были настоящие боевые выходы при полном снаряжении с оружием.
Плюс камера — дополнительные десять килограммов... Я и раньше снимал фильмы, которые были мало востребованы зрителями… Думаю, что и с новой работой будет то же самое. Ощущение, что она мало кому сегодня нужна. Наш фильм о любви и немножко о войне. А это не те темы, которые интересуют публику от 16 до 20 лет, которая в основном и посещает сегодня кинотеатры”.
Подобные слова часто говорит его отец — Говорухин-старший. Однако на V “Московской премьере” на двух Говорухиных — две победы: у отца — Гран-при по результатам зрительского голосования за фильм “Артистка”, у сына — приз “За лучшее представление проекта” за “Никто, кроме нас”.
А на “Вечере грядущих проектов” после основного конкурса, как в любом уважающем себя фестивале, последовали спецсобытие и спецпоказы. Спецсобытием стал новый проект Юрия Мамина “Не думай про белых обезьян” — загадочной истории с элементами 3D-анимации. А на спецпоказах очередь и в самом деле дошла до анимации. За звание “первого русского 3D-мультфильма” поспорили сразу два проекта: “Лягушачий рай” Бориса Черткова и “Кракатук” Егора Кончаловского. Им составил компанию завершающий трилогию про русских богатырей “Илья Муромец и Соловей-разбойник”. А завершили вечер показы роликов сразу двух блокбастеров: “Код Апокалипсиса” с претендующей на звание русской Лары Крофт Анастасией Заворотнюк и французским красавчиком Венсаном Пересом, а также “Русский треугольник” с Артемом Ткаченко и Константином Хабенским.
P.S. Репортаж с закрытия фестиваля — завтра в “МК”.
ЛАУРЕАТЫ V ФЕСТИВАЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО “МОСКОВСКАЯ ПРЕМЬЕРА”