ПО-ХОЗЯЙСКИ
На огромном школьном дворе чисто и зелено. Внутри — огромное количество цветов в горшках и, что любопытно, урны для раздельного сбора мусора. Прямо в холле первого этажа.
— Это наш микроклимат. Мы так живем, — рассказывает Елена Акимова, директор школы. — Не то чтобы сейчас мы ждем гостей, и поэтому здесь все наряжено.
Урны появились несколько лет назад. Установку обсуждали со школьниками — смогут не смогут, привыкнут не привыкнут. Ребята идею одобрили и даже как-то привыкли сортировать свой мусор. Ведро для бумаги заполняется обычно быстрее.
Так со школьной скамьи ребят пытаются приучить к европейской практике вторичного использования сырья. Проблема с переработкой, правда, ясна не до конца. Близ Серпуховского района профильных заводов нет, а ради мусора одной только школы никто не погонит грузовик из другого конца области. Но класть мусор в разные емкости ребята тем не менее привыкают. Рано или поздно — пригодится.
Раздельный сбор мусора — только одна из сторон ЖКХ. Здесь в равной степени говорят обо всем. И о платежках, и о ресурсах, и о благоустройстве.
— Очень важно сформировать новое мышление у подрастающего поколения, — говорит о программе директор школы. — Оно ведь у нас сейчас потребительское. Мы постоянно что-то берем, но не отдаем при этом ничего. То же благоустройство. Все хотим, чтобы было красиво. Ну выйди, посади ты цветы! Очень важно объяснить, что мы не только потребители. Человек должен чувствовать себя по-хозяйски. В частном доме, в многоэтажке — это детали. Нужно уметь грамотно распоряжаться ресурсами вокруг тебя.
ДОМ, КОТОРЫЙ ТЕБЯ ПОНИМАЕТ
Сейчас актуально говорить о том, как хорош «умный дом». Все понимает с одного движения, с одного нажатия клавиши. Способен выполнить команду хозяина, поданную за много километров. Встретить его горячей ванной. Прогреть квартиру. Многие признают, что за этой системой будущее. Это экономит время, силы. Немаловажные параметры в современном мире.
— Про систему «умный дом» нам рассказывали на одном из прошлых уроков, — вспоминает семиклассник Илья. — Мне кажется, это очень правильная система. Мы ведь бываем очень ленивыми. Нам даже не хочется вставать, чтобы включить телевизор или поставить чайник. А сейчас ученые работают над тем, чтобы некоторые вещи, которые мы делаем каждый день, стали проще. Все можно будет сделать одним хлопком. Я считаю, что об этой системе должны знать все. И взрослые, и дети.
В силу возраста Илья к этой системе относится пока как к дополнительной возможности освободить себе время под любимые занятия. Педагоги такой вариант событий тоже не исключают. Но, кроме того, говорят и о других способностях этой системы. О том, что в случае аварии можно будет дистанционно подключить дополнительное отопление или выключить воду. О том, что «умный дом» может существенно облегчить жизнь инвалидам.
И о том, что из этой системы уже сейчас можно использовать. Например, водопроводный кран, который реагирует на тепло тела. Поднес руки — включилась вода.
— Я часто забываю выключить воду в ванной. Свет — всегда. А кран могу повернуть и уйти. Мне бы такой очень пригодился. Жаль, дорого... — размышляет ученица школы Кристина.
Систему «умного дома» рассматривают на уроках ЖКХ в разных классах. После одного из таких занятий ребятам предложили нарисовать, как они представляют себе свое жилище с электронным мозгом. Более всего в нем оказалось разных электрических приспособлений, способных срабатывать от команды, поданной на расстоянии.
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
— Как только были введены новые федеральные образовательные стандарты, у нас появился курс для первоклассников — «Экономика. Первые шаги». Мы начинаем рассказывать детям в доступной форме об экономии энергоресурсов, рассказывает директор школы №12 Елена Акимова.
Нельзя сказать, что уроки ЖКХ были изобретены. Так или иначе об этих темах говорили на обычных школьных предметах. На географии — о добыче ресурсов. На физике — об электричестве и лампочках. Но общей картины из этого не получалось. Сейчас ребятам анонсируют, что занятие будет посвящено именно коммунальной теме. И здесь уже не просто о лампочках. Еще и о видах счетчиков, о плюсах и минусах разных моделей. О том, как сэкономить воду или сберечь тепло. Так или иначе — о том, как уменьшить свои расходы за коммунальные ресурсы. И как сберечь эти самые ресурсы для потомков.
— Нам рассказали про акцию «Час земли», когда в крупных городах на час выключают все электричество. И я подумала: в глобальном масштабе — это сколько же электроэнергии можно было бы сохранить, если во всех городах на всей планете отключить свет. Из-за банальной забывчивости люди часто тратят очень много энергии. Даже просто вовремя выключить свет дома — уже экономия, — делится мыслями десятиклассница Ирина.
Объяснять ребятам приходится и очень простые вещи. Как, например, заполнить обычную квитанцию-платежку. И где за услуги ЖКХ можно заплатить. Многие не знают даже этого.
За три года в школе накопился достаточно приличный запас наработок по методикам преподавания детям основ ЖКХ. Их планируют объединить и представить как программу под названием «Экология. Энергосбережение. ЖКХ». Кроме того, весной, в День ЖКХ, школа №12 планирует провести конференцию. С масштабом еще не определились. Может, внутреннюю. А может, и областную. На ней школьникам предложат представить свои проекты в области коммунального хозяйства.