Как считают эксперты ВНИИ, до 2030 года это вполне реально. По их прогнозам, к тому времени значительно изменится и качество рабочей силы. В небытие уйдут устаревшие профессии и взамен их появятся новые. Особенно на стыке разных специальностей — именно такие профессии и будут особенно востребованы на рынке труда.
Прогнозы вполне оптимистические. Мы будем жить и работать по-новому. Но пока из новых специальностей видим только доставщиков пиццы на самокатах. Они в определенной степени вытесняют с рынка продавцов в магазинах, теперь продукты доставляются на дом. Однако далее качественного изменения на рынке труда особенно не заметно.
Ситуация здесь такая. На сегодняшний день дефицит рабочей силы составляет почти 5 миллионов человек. Если к концу нынешнего десятилетия в рабочий строй вольются 2 миллиона человек, то после 2030 года экономике будет не хватать еще три миллиона. Где их взять?
Все гениальное — просто. Человека на рабочем месте должна заменить автоматика и роботы. Разговоры об этом в России идут давно. Одно время даже были панические настроения: куда девать миллионы рабочих рук, если их вытеснят современные технологии? Все окажутся на улице?
Но воз и ныне там, в плане внедрения всего «передового и прогрессивного» мы не особенно продвинулись вперед. Многое, как в старые времена, делается «на коленке» или «на пупке».
Это и удивительно. Ведь по цифровизации экономики мы здорово рванули вперед, чуть ли не впереди планеты всей. Почему топчемся на месте, когда речь заходит о современных производствах? Без них нам не поднять производительность труда. А .повышение зарплаты персоналу в борьбе с конкурентами за кадры, без увеличения нормы выработки, приведет к дальнейшей раскрутки инфляции.
Сможет ли 2-миллионная армия дополнительных тружеников изменить ситуацию в экономике страны?
Как считает бывший замминистра труда РФ, профсоюзный деятель Павел Кудюкин, без радикальных сдвигов в технологической базе полностью эту проблему решить нам не удастся.
- Баланс трудовых ресурсов напряженный, — говорит он. — Важно понять: ввод новых рабочих мест будет сопровождаться выводом старых рабочих мест? Но здесь сразу возникает вопрос переобучения людей и как это будет организовано? Все ли сотрудники способны переобучиться с «плохих» производств на «хорошие», то есть современные?
Или речь идет просто о дополнительном насыщении рынка новыми работниками.? Ясно, что при нынешнем уровне безработицы таких возможностей практически не осталось. К тому же, такая мера будет свидетельствовать об экстенсивном пути развития экономики.
- А за счет внешних трудовых мигрантов?
- Здесь тоже есть свои сложности. Из-за слабого курса рубля по отношению к другим валютам, в России стало работать менее выгодно и потоки гасторбайтеров в целом сокращаются.
Других источников я не вижу: перевод кадров с устаревших производств на новые и внешняя миграция.
- Но еще есть «серая зона» рынка труда, которые работают, однако не платят налоги. По некоторым оценкам, в России их около 25 миллионов человек. Их можно вернуть в правовое поле и как?
- Объем трудовых ресурсов мы не увеличим. Повысим налоговые поступления, в том числе в социальные фонды, это очень важно. Но на количество рабочих мест это никак не повлияет.
- Но чтобы посадить специалиста на современное производство, его сначала нужно создать, подготовить 2 миллиона таких вакансий...
- Не удивлюсь, если с такой задачей тоже возникнут сложности
- Что мешает нам поэтапно, по отдельным отраслям, внедрять автоматические линии в производство?
- Роботы должны заменить людей. Любой предприниматель начинает считать — что ему выгоднее? Держать, допустим, 10 человек с определенным фондом зарплаты? Или купить одного робота, который заменит ему персонал? Получается, что дешевле платить зарплату сотрудникам, чем обзаводиться автоматикой.
С учетом того, что мы страна дешевого труда и низких зарплат, высокие технологии оказываются стране и бизнесу не всегда выгодны.