Сергей Собянин: шагает впереди
52-летний уроженец Тюменской области Сергей Собянин был довольно известным политиком уже в ельцинское время. Начав свою трудовую деятельность в качестве слесаря на Челябинском трубопрокатном заводе, Собянин сделал карьеру в структурах власти Ханты-Мансийского автономного округа. С 1994 по 2000 год он был здесь председателем окружного парламента и заодно главой Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Совета Федерации. Затем Собянин кратко работал на Урале в роли первого зама президентского полпреда. Но по-настоящему на верхушку российской власти Собянин ворвался пять лет назад, после своего прихода в Кремль.
По рассказам знатоков кремлевского закулисья, поначалу Сергею Собянину приходилось очень тяжело. Президент Путин и его советники и помощники уже давно сработались друг с другом. Предшественник Собянина Дмитрий Медведев был в этом кругу своим. А вот сам Сергей Семенович — нет. В результате прочие сановники Кремля стали напрямую выходить на президента, минуя главу его администрации. И значение этой должности несколько упало.
Но сам ВВП работой главы своего аппарата явно остался доволен. Собянин был одним из немногих чиновников, которых Путин, превратившись в премьера, взял с собой из Кремля в Белый дом. Пост руководителя аппарата правительства — один из ключевых в нынешней системе государственной власти. Но для Собянина это не было должностью, о которой он мечтал. По свидетельству высокопоставленных источников “МК”, он уже очень давно хотел стать мэром Москвы.
В российских политических кругах Собянина считают хорошим хозяйственником и компетентным региональным менеджером. О его успехах на посту тюменского воеводы в деле реформирования местной бюджетной сферы многие говорят с восхищением.
Но главная отличительная особенность Собянина — его крайняя жесткость. Коллеги Собянина по политическому цеху знают, что с ним лучше не связываться. Несколько лет тому назад крупный российский политик дал мне интервью, в котором он не очень лестно отозвался о тогдашнем главе президентской администрации. Через пару дней этот человек позвонил и попросил срочно опубликовать его извинение.
Подчиненные Собянина в Белом доме тоже считают его очень строгим руководителем. В чиновниках он больше всего ненавидит неподготовленность и неинформированность. “Если он задает тебе вопрос, а ты не знаешь ответ, в этом ни в коем случае нельзя признаваться”, — рассказывает один из чиновников.
Впрочем, Собянина ни в коем случае нельзя считать мрачным человеком, который только и думает о том, как кого наказать. Кандидат в московские мэры известен как тонкий ценитель жизни во всех ее проявлениях.
Если Сергей Собянин возглавит Москву, то стиль руководства городом, безусловно, сильно изменится. “Он не будет таким же колоритным мэром, как Лужков, — сказал мне хорошо знающий Собянина крупный российский политик. — Еще его может подвести отсутствие чувства города. Кроме того, иногда он склонен чрезмерно увлекаться разными идеями”.
Валерий Шанцев: возвращение домой?
Как ни странно, для мэрии он является наиболее “опасным” кандидатом. Он, как и Швецова, пришел в горадминистрацию в 1994 году и проработал там до 2005 года — сначала в должности префекта Южного округа, а потом (с 1996-го) первым заместителем Юрия Лужкова. Одно время — особенно после покушения на Шанцева — экс-градоначальник и его правая рука были очень близки. Однако после 2000 года в тандеме будто черная кошка пробежала. По слухам, причиной разлада послужили громкие ссоры вице-мэра с другими влиятельными людьми из близкого окружения Лужкова. Когда в 2005 году Валерия Шанцева пригласили на работу в Нижегородскую область, в московской мэрии его особо не удерживали, а многие расстались с ним даже без видимого сожаления. “Вернуть сейчас Шанцева в Москву — это лучший способ “зачистить” горадминистрацию. Одних он уволит, другие — сами уйдут”, — говорит источник “МК” в московской мэрии.
В свое время Шанцев курировал и социальную сферу, и экономический блок, неплохо знаком со строительной отраслью и инвестиционной политикой. Не будет сюрпризом для Шанцева и знакомство со сложной и негибкой системой городского хозяйства. При этом нижегородский губернатор, как и Юрий Лужков, — человек открытый и прямой, любит порассуждать и побалагурить, играет в хоккей, носит кепку. В общем, личность по-своему яркая и самобытная.
Людмила Швецова: первая леди московского правительства
Поработав с Людмилой Ивановной, Лужков даже в шутку говорил, что следующим мэром Москвы могла бы стать женщина. Свой вывод он в то время (2005 год) мотивировал тем, что женщины мягче, рассудительнее и договороспособнее мужчин.
При всей своей загруженности и сосредоточенности на работе Людмила Швецова никогда не походила на “синий чулок” вроде героини Алисы Фрейндлих из фильма “Служебный роман”. Она любит яркие ткани и макияж, следит за модой, хорошо и со вкусом одевается. Когда недавно, в День без автомобиля, Людмила Ивановна попала под дождь, она первым делом отправилась в парикмахерскую, чтобы перед началом трудового дня поправить испортившуюся прическу.
Игорь Левитин: настоящий полковник
Он в отличие от Валерия Шанцева и Людмилы Швецовой никогда не работал в московских городских структурах, а в отличие от вице-премьера и главы аппарата федерального правительства Сергея Собянина никогда не руководил другими городами и регионами. Его трудовой путь был исключительно транспортным, а точнее — железнодорожным. Левитин окончил Ленинградское училище железнодорожных войск и военных сообщений, а потом Военную академию тыла и транспорта, получив специальность “инженер путей сообщения”. Достаточно узкая область грузовых железнодорожных перевозок металлургической промышленности стала коньком Левитина. Здесь он бесспорно показал себя с самой лучшей стороны. В 2004 году, когда Левитина назначили министром транспорта РФ, многие независимые эксперты были удивлены, потому что при всей его успешности в работе на “Северстальтрансе” транспорт России не исчерпывается железнодорожными грузоперевозками.
Министерство транспорта последние шесть лет не является хозяйствующей структурой, в отличие от расформированного весной 2004 года Министерства путей сообщения. Сейчас оно функционирует исключительно как некая надстройка над рядом субъектов регулирования различных видов перевозок пассажиров. Также министерство отвечает за строительство и эксплуатацию автомобильных дорог федерального назначения, но при этом реальных рычагов влияния на строительство всех видов путей у Минтранспорта нет. Слабое место Минтранспорта во времена Левитина — это именно строительство и ремонт автомобильных дорог. Напомним, что во времена президентства Бориса Ельцина дорог возводилось значительно больше, чем при Путине. И вина в этом лежит именно на Левитине. Запланированная еще в 2005 году трасса Москва—Санкт-Петербург так и не была начата, хотя на ее строительство были выделены значительные средства. Летние дорожные проблемы — коллапс на Ленинградке и Химкинский лес — фактически тоже на Левитине. Трасса, которая связала Хабаровск и Читу, — это действительно его достижение. Но и оно совсем недавно было раскритиковано премьером Владимиром Путиным.