МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Стенограмма пресс-конференции в «МК»

первого заместителя мэра в правительстве Москвы, руководителя комплекса социальной сферы Людмилы Швецовой

16 декабря 2005 г., 12.00


Ведущий пресс-конференции – Петр Маркович Спектор – первый заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец».


Спектор: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня очередная пресс-конференция в пресс-центре газеты “Московский комсомолец”. У нас в гостях первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Ивановна Швецова и Сергей Викторович Поляков — первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы. Людмила Ивановна, традиционно ваше вступительное слово. Я думаю, итоги года, перспективы на будущий год, что сегодня происходит в той сфере, которой вы руководите.

Швецова: Спасибо. Но коль скоро вы начали разговор с нового года. Завершение каждого года всегда у нас связано с подведением итогов, с анализом тех ситуаций и тенденций, которые складываются в нашем городе. Подготовка к тому, чтобы следующий год был годом устойчивого позитивного, поступательного развития нашей Москвы. Меня, как руководителя социальной сферы, конечно, во всем этом интересуют те тенденции, которые имеются в социальном развитии Москвы, в повышении социального статуса всех москвичей, которые живут в нашем городе и со всеми теми и положительными, и отрицательными ситуациями, которыми мы располагаем и влияние, на которые мы осуществляем.

Я хотела бы начать наш разговор вот с чего. Я попросила своих коллег, с кем я работаю наряду с тем, что они представят аналитические, очень глубоко отработанные отчеты о годе уходящем, чтобы они взяли ручку в руки, лист бумаги и попытались посмотреть, что же произошло сегодня с московскими семьями. Конечно, каждую московскую семью таким образом изучить и проанализировать мы вряд ли сможем, но все-таки укрупненно взяв те или иные категории живущих в городе посмотреть - какие ощущения будут вместе с теми общими ощущениями тенденций в Москве у конкретных московских семей. Я могу привести конкретный пример, я сама взяла ручку и посчитала. Вот достаточно типичная московская семья, где отец и мать работают в бюджетных организациях, а дети учатся в обычных московских школах, скажем в 3-м и 7-м классе. Если в этой семье два ребенка, то эта московская семья, получив с одной стороны, то, что она получила из наших дополнительных возможностей и посмотрев на год вперед, то эта семья могла бы, на мой взгляд, вполне задуматься о том, чтобы завести третьего ребенка. Ну, конечно, ребенок заводится не только тогда, когда есть материальные возможности для этого, но и тогда, когда доброе нормальное настроение, когда хорошая семья, когда любовь, когда хорошо растут дети, когда им уютно и благополучно жить и в семье и городе. И если говорить о тенденциях с рождаемостью, с укреплением семьи, то я хотела бы привести такие факты. У нас увеличилась в городе рождаемость, причем рождаемость увеличивалась не только в годе уходящем, но и в шести предыдущих годах. Поэтому стабильный рост рождаемости - он налицо в нашем городе.

Конечно, проблем у молодых семей много. Это и трудоустройство, и достойная заработная плата, и обеспеченность жильем, и устройство детей в дошкольные учреждения, и проблема детских пособий и других социальных пособий, которые влияют на жизнь каждой конкретной семьи. Посмотрим на нашу семью. Если, например, отец- врач работает на “скорой помощи”, то в 2004 году его заработная плата составляла 13 тысяч рублей, в 2005 году он получает 18 тысяч рублей. Но это, конечно, зависит от разряда, стажа, других условий. Я называю средние показатели. А вообще заработная плата, работающих на “скорой помощи” колеблется от 16 до 19 тысяч рублей. Кстати, в 2006 году заработная плата этой категории будет увеличена минимум на 20%. А в целом может получится и более лучший результат. Мама, например, учитель в обычной московской школе. Если в 2004 году она получала 8,5 тысяч рублей, то в этом году она получает 10 тысяч 800 рублей, это тоже средний показатель. В 2006 году планируется увеличение средней категории нашего московского учительства до 13 тысяч рублей. Если это сравнивать со средним показателем заработной платы в Москве в целом, то средняя цифра 16,5 тысяч рублей. Вы помните, что мы очень много и часто говорили о том, что зарплата бюджетников постепенно должна приближаться к средней по городу, а затем к средней по промышленности. Мы ставим себе такие цели. И постепенно, вы видите, разница между средней зарплатой в городе и средней зарплатой в отрасли образования, она становится меньше.

В этом году значительно замедлились темпы оттока учительских кадров. Я совсем недавно слушала доклад Любовь Петровны Кезиной. Она сообщила о том, что 754 человека, ушедшие работать из наших московских школ в другие сферы, вернулись назад в школы и работают учителями. Отряд педагогов в этом году у нас пополнился более чем на 3 тысячи молодых специалистов. Это те, которые закончили наши московские высшие педагогические учебные заведения. Вы знаете, что мы с ними заключаем контракты. Они должны после окончания вуза идти работать в московские школы. Но бывает по разному, кто-то пытается найти отговорки для того, чтобы уйти от этого контракта после завершения обучения. Но даже, если отбросить некоторые случаи, по которым приходится принимать индивидуальные решения, то более чем 3 тысячи молодых специалистов влились в нашу когорту учителей Москвы.

Я также хотела бы сказать, что в этом году, я сравню, скорей, эту цифру с показателем трехгодичной давности, на 5% уменьшилось количество людей, живущих ниже прожиточного минимума. Напоминаю вам, что в 3 квартале 2005 года прожиточный минимум трудоспособного населения Москвы равен 4828 рублей на человека. Он отличается для детей, для пенсионеров, а вот трудоспособное население имеет такой показатель.

Если мы вернемся снова к нашей семье, то младший ребенок, который учится в 3-м классе, как и все учащиеся 1-4 класса обеспечивается бесплатным завтраком и бесплатным обедом. То есть это, как вы понимаете, существенная прибавка к домашнему семейному бюджету. Дети из малообеспеченных семей с 1 по 11 класс все обеспечиваются бесплатным завтраком и обедом. И только на эту сферу материальной поддержки московских семей, мы тратим из городского бюджета 340 миллионов рублей. Оба ребенка обеспечиваются бесплатными учебниками. Им предоставляется льготный проезд на транспорте. В Москве для организованных групп детишек, которые ездят на экскурсии в московские театры введены специальные возможности передвигаться на нашем транспорте. И кроме этого мы оплачиваем билеты в театры и музеи для ребят, когда они выезжают на коллективные экскурсии. Кстати, это обходится бюджету города в 23 миллиона рублей. Каждый год эти суммы повышаем. В прошлом году это было 20 миллионов рублей. И 219 тысяч школьников побывали по этим городским пригласительным билетам в театрах, музеях на экскурсиях.

В Москве семьям с детьми выплачивается несколько видов пособий и компенсационных выплат. Ежемесячное пособие на ребенка в следующем году будет увеличено в 2 раза. Конечно, я понимаю, вы мне зададите вопрос: а почему оно все-таки в абсолютном денежном выражении такое низкое. Но тем не менее, конечно, я ни в коем случае не буду говорить, что этого достаточно для того, чтобы поддерживать нормальный социальный статус всех наших ребят. Но мы нашли в этом году возможность и закрепили это законом — двукратное повышение ежемесячного денежного пособия. И хоть эти суммы не такие большие, но это затрагивает интересы 800 тысяч московских ребят и стоит это городу 1 млрд. 600 миллионов рублей.

При рождении третьего ребенка, если наша семья на это пойдет, она становится многодетной. А значит, приобретает право на дополнительные денежные выплаты и меры дополнительной социальной поддержки из бюджета города. Таких мер очень много, причем этот список мы постоянно расширяем и можно вполне познакомиться и посмотреть все те положения, которые зафиксированы в порядке социальной поддержки тех, кто являются у нас многодетными семьями. Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка будет увеличена в 2006 году с 2 тысяч рублей до 2,5. Кроме этого при рождении ребенка еще выплачивается еще и единовременно пособие 6 тысяч рублей. Если бы наши герои, о которых я говорю, были моложе 30 лет, то на них бы распространялись нормы московского закона о молодежи. В соответствии с которым молодые семьи, где рождаются дети, этот год был первым, когда мы реализовали эту меру, получают очень существенные денежные пособия. А именно при рождении первого ребенка — пятикратный прожиточный минимум, это 21 тысяча рублей, второй ребенок — это семикратный прожиточный минимум — 29 тысяч рублей и третий — десятикратный — 42 тысячи рублей. Кстати, за 9 месяцев текущего года 27 тысяч семей получили такие пособия, связанные с рождением ребенка. 21 тысяча рублей взята не случайно, как базовая при рождении первого ребенка в молодой семье. Потому что именно на эту сумму, по самым минимальным ценам, можно приобрести все для ребенка, начиная с соски, заканчивая кроваткой. Исключение составляют памперсы на год. Мы хотели пойти и на это, при рождении ребенка, хотя бы на год, дать родителям еще и возможность за счет государства их приобретение, но пока этого не получается. Но я думаю, что это следующий этап.

Жилищный вопрос в Москве всегда был наиболее актуальным и он остается сейчас таковым. И является одним из самых болезненных, особенно для молодых семей, для наших бюджетников. В городе активно реализуется программа “Молодой семье — доступное жилье”. Для супругов, чей возраст не превышает 30 лет и для тех, кто находится на очереди на жилье. Вы понимаете, что решая проблему молодой семьи, мы тем самым решаем проблему и ее базовой семьи, т. е. родителей. То есть для тех кто стоит на учете, и уже долго ждет свою квартиру за счет средств государства, мы предоставляем дополнительную возможность в его ускоренном получении молодыми. Мы тем самым создаем более-менее нормальные условия для базовой семьи. И они могут уже живя в менее стесненных условиях дожидаться своей очереди и получать положенное им бесплатное жилье. На реализацию первого этапа программы “Молодой семье — доступное жилье” из бюджета города было выделено уже 13,5 миллиардов рублей, которые позволили нам построить достаточно большое количество домов, где на принципе коммунального найма, живут молодые семьи в течение 5 лет, платят за него достаточно сдержанную плату. И затем в течение 5 лет, вкладывая свои сбережения, накапливают себе для того, чтобы получить уже свое жилье. Эти дома мы называем — револьверного типа, потому что больше 5 лет жить в этих домах нельзя. Освобождая эту квартиру через пять лет, она предоставляется для очередной семьи, которая участвует в этой программе. Кстати, благодаря этой программе, свои жилищные вопросы решили уже 7642 московские семьи, которые встали на учет по улучшению жилищных условий. В этих семьях родилось большое количество детей в рамках работы этой программы — 560 ребятишек. А 88 семей, из тех кто участвует в этой программе, имеют троих детей, стали многодетными. Сейчас мы рассматриваем возможность расширения этой программы. Совсем недавно правительство Москвы рассматривало этот вопрос на своем заседании, и Юрий Михайлович Лужков своим решением добавил еще 100 тысяч квадратных метров к этим площадям, а было 200 тысяч, которые будут реализованы как основа для программы “Молодой семье — доступное жилье” в будущем году. Мы практически наполовину увеличиваем возможности программы в будущем году. Еще одну существенную поправку в реализацию этой программы мы внесли. Если вообще для всех молодых людей мы установили возраст 30 лет, максимальный, участия в этой программе. То для молодых ученых, молодых преподавателей вузов мы расширили этот возраст до 35. Имея в виду, что это наиболее необеспеченные люди, работающие на бюджетной зарплате. Это нужные люди для закрепления наших и научных, и учебных организаций и поэтому мы для них расширили возрастное пространство.

Если семья не состоит на учете по улучшению жилищных условий, или она не является молодой по критериям возраста, то она может выбрать и другие возможности участия в улучшении своих жилищных условий. Это и безвозмездная субсидия на покупку жилья, это и приобретение жилья с рассрочкой платежа с использованием ипотечного кредитования. Вообще проблема ипотеки стоит уже на законодательном уровне, на нормативном она нами уже рассмотрена и мы приняли все необходимые решения. Я думаю, что следующий год, будет годом активного использования компонента ипотечного кредитования в решении жилищных условий москвичей, в том числе и молодых семей.

Конечно, для молодой семьи той, которая у нас есть, может встать проблема детских садов. Встанет она в том случае, если у них родится третий ребенок. Ну, а для очень большого количества московских семей, тема детских садов является очень существенной и важной. Она является важной и с точки зрения качества, воспитания и оздоровления тех детей, которые ходят в дошкольные учреждения. И с точки зрения ликвидации той очереди, которая образовалась в нашем городе - это следствие целого ряда обстоятельств нашего развития за последние 15 лет. Очередь в городе на дошкольные учреждения большая — 11482 человека на сегодняшний день состоят на учете на получение места в дошкольных учреждениях. Я хотела бы прокомментировать эту цифру. Она несколько завышена, потому что есть определенный ажиотаж, который сложился вокруг дошкольных учреждений и заставляет наших родителей ставит детей на учет еще тогда, когда им дошкольные учреждения не нужны, потому что делают это на будущее. Поэтому как только родился, как правило, родители пытаются встать на эту очередь, с тем, чтобы к 3 годам, когда детей отводят в дошкольные учреждения эта очередь подошла. Поэтому реально тех, кто требует решения незамедлительно, конечно, несколько меньше.

И еще. Порядка 86%, такую цифру называют и социологи, которые исследуют этот процесс, у нас на сегодняшний день укомплектованность в этих дошкольных учреждениях и в городских, и в ведомственных. В городских учреждениях неукомплектованность часто связана с тем, что родители понимают, что платить за дошкольные учреждения нужно совсем немного — 150 рублей в месяц. Они платят и детей не водят в детские сады, а воспитывают их дома с нянями или с бабушками, дедушками и т. д. Но место за собой сохраняют. Для того, чтобы на всякий случай оно было в той ситуации, когда вдруг кто-то из тех, кто сидит дома с детьми им в этом откажет. И это использование мест за счет того, что за это нужно совсем немного платить, это имеет место.

И вторая ситуация. В ведомственных дошкольных учреждениях, там, где высокая плата за пребывание детей в дошкольных учреждениях, существует неукомплектованность мест. Причем иногда существенная, где-то на треть, где-то больше недозаполнены эти сады. И это существенный резерв в решении проблемы дошкольных учреждений. В целом в городе работает 1838 дошкольных учреждений, которые работают с этим контингентом. У нас существует государственная сеть, она в подавляющем большинстве оказывает услуги в этом направлении. У нас есть коммерческие сады, они составляют менее процента от всего контингента посещающих эти учреждения. И где-то примерно 5-7% посещают учреждения ведомственного подчинения. Есть много очень интересных садов. И сады, которые работают в системе коррекционного воспитания, детей, у которых есть некоторые отклонения от нормального развития. Это и сады комбинированного вида, в которые входят и общеразвивающие и компенсирующие программы. Это и садиковые группы уже непосредственно при государственных учебных заведениях. Есть 12 садиков с этнокультурным компонентом образования. Есть центры развития ребенка. Очень популярны среди москвичей группы кратковременного пребывания. Когда ребенок воспитывается в доме, а на несколько часов приводится, особенно перед школой, в эти группы краткосрочного пребывания и там получает необходимую подготовку к школе. В целом у нас почти 40% детей по статистике не посещают дошкольные учреждения. А это значит, что их либо воспитывают дома, против чего нельзя возразить, это нормально, это хорошо. Но часть ребят, к сожалению, не получают необходимой подготовки перед школой. Поэтому мы ставим задачу перед родителями, что если они воспитывают детей дома, и им там комфортно и хорошо, то все-таки их надо готовить к школе и пользоваться группами кратковременного пребывания.

Я не буду вам рассказывать о проблемах, которые привели нас к такой очередности, они вам достаточно хорошо известны. Потому что совсем недавно мы проводили заседание правительства города и на этом заседании специально детально были рассмотрены все вопросы дошкольного воспитания. Мы эти акценты расставили с точки зрения анализа нашего опыта, в том числе и негативного. И самое главное — определили задачи, которые нам позволят и в экстренном режиме принять меры и рассосать очередь. И до конца года 2006, к началу 2007 года мы должны прийти с результатами, которые нам позволят практически уйти от очередности в дошкольных учреждениях и не допустить на перспективу, чтобы эти очереди у нас скапливались. Это непростая задача, я думаю, что эту задачу мы будем активными методами, в т. ч. с включением этот процесс комиссии, которую предложил создать Лужков, во главе с ним, которая будет в регулярном режиме — раз в месяц — рассматривать работу всех префектур, Департамента образования, всех других структурных подразделений правительства Москвы по решению проблемы дошкольных учреждений.

Особую роль, конечно, в этом играет Департамент имущества, которому поручено быть во главе той работы, которая связана с возвращением в городскую сеть ведомственных дошкольных учреждений, которые по разным причинам оказались в частной собственности, оказались не использованными по назначению, по каждому учреждению отдельно мы будем шаг за шагом приближаться к решению этих вопросов.

Ну и последнее, что я хотела бы сказать в связи с итогами года, потому что я думаю, что для разговора я уже дала стартовую информацию. Но еще хотела бы сказать об одном. Следующий год мы начнем с того, что на заседании правительства Москвы, в самом начале года, в январе, будет рассмотрена первая московская программа “Столичное здравоохранение”. Вообще программный подход к организации столичного здравоохранения, был и прежде на повестке дня. Мы имеем целый ряд программ, которые уже принимались неоднократно и затем реализовывалось нашими учреждениями здравоохранения. Мы имели программу по диспансеризации населения, программу по борьбе с ВИЧ-инфекцией, мы имели социальную программу по детству, по отдельным заболеваниям, в частности, у нас была особая программа по кардио-заболеваниям. Она дала хорошие результаты. Но все-таки такое системное программное обеспечение деятельности медицинских учреждений в рамках общей программы “Столичное здравоохранение” - это новый шаг, принципиально новая программа. И, я думаю, что она привлечет особый интерес. Тем более, в контексте, когда в обществе президентом РФ В. В. Путиным поставлены в качестве главных, приоритетных программ, связанных с образованием, здравоохранением, жилищной политикой и развитием сельского хозяйства. В контексте программы по здравоохранению мы уже проработали и конкретизировали все наши шаги по укреплению, в первую очередь, первичного поликлинического звена в здравоохранении. Здесь будет проведен целый ряд важнейших мероприятий и по строительству и реконструкции действующей сети поликлиник, по насыщению их всем необходимым оборудованием, по комплектации штатов. Причем, штатов профессиональных и квалифицированных. Я думаю, что на это серьезно повлияет повышение заработной платы для тех, кто работает в поликлиническом звене и тех, кто работает непосредственно на обслуживании населения, т. е. участковых, педиатров. И дополнив меры, принятые на федеральном уровне, существенными мерами городского масштаба, мы сможем, я надеюсь, в ближайшее время получить и более утешительные и позитивные результаты, с точки зрения диагностирования заболеваний и определение первых этапов лечения заболевших москвичей.

И еще об одном хочу сказать особо – о вопросах высоких медицинских технологий. Вы знаете, что в президентской программе они также являются наиболее важными и наиболее существенными. Москва имеет свою сеть здравоохранения. И естественно эта сеть здравоохранения работает не только на скоропомощные ситуации, используя повседневно довольно тривиальные, хотя тривиального в здоровье людей не бывает и тем не менее, более простые технологии лечения. Москва — столица, в Москве работают очень профессиональные кадры, в т. ч. и медики. И поэтому мы всегда развивали на базе наших учреждений здравоохранения высокие медицинские технологии. Если, например, в каких-то областях РФ это невозможно, то у нас это возможно. Мы ведем серьезную программу в области кардиологии и кардиохирургии. Мы ведем серьезные программы в области нейрохирургии. У нас есть свои очень эффективные методики в области лечения онкологии. Я хотела бы особо выделить вопросы и трансплантации органов, которые мы делаем на базе наших городских медицинских лечебных учреждений.

Еще я хотела бы сказать о медицинских технологиях высокого уровня в интересах детей. Кстати, этой темой мы вместе с Департаментом здравоохранения в этом году занимались особым образом. Мы проанализировали все, что имеется сегодня в городе с точки зрения реализации этих задач для москвичей и не только москвичей. Вы, наверное, знаете эти цифры, я назову их сейчас. Мы в наших лечебных учреждениях городского подчинения ежегодно лечим иногородних: 18% взрослых и 23% их детей. И если взрослые иногородние больше попадают по скоропомощным проблемам, когда оказываются в нашем городе и мы оказываем необходимую медицинскую помощь, то детская часть приездов иногородних в наши клиники связана в основном, с оказанием помощи по высоким медицинским технологиям. И мы имеем очень хорошие примеры, когда наши врачи решают эти задачи на мировом уровне и не требуется отправление детей, живущих в Москве, для оказания такой помощи за рубеж. В конце прошлого года, буквально перед новым годом мы ввели в строй наш новый центр черепно-лицевой хирургии для детей. Он построен в районе Солнцево. В этом году он набирал обороты и уже активно работал. Если к тому, что мы имеем сегодня, добавить определенное количество дополнительных финансовых возможностей для приобретения новейшего оборудования, приобретения препаратов фармакологических, которые позволили бы нам более эффективно и в большем количестве проводить такое лечение, то мы могли для москвичей практически закрыть тему оказание медицинской помощи в области высоких медицинских технологий. Но для этого нужны средства, в общей сложности я могла бы назвать примерно 450-500 миллионов рублей, для того, чтобы город был обеспечен необходимыми ресурсами. Мы частично решаем эту задачу, частично выстраиваем на перспективу. Готовясь к представлению правительству Москвы этой программы, Департамент здравоохранения провел колоссальную работу по инвентаризации всего того, что мы имеем. И по постановке задач в режиме оптимальном и в режиме желательном, который мог быть реализован, если бы у нас в городе были для этого все необходимые ресурсы. То есть просчет программы проводился по трем параметрам. Желательный, т. е. это полный объем инвестиций и ресурсов. Оптимальный, т. е. тот, который сбалансирован достаточно и минимально, если ничего не будет добавляться кроме того, что мы имеем сегодня и будет даваться финансирование только в рамках уже достигнутых трат нашего бюджета.

Правительство Москвы будет рассматривать все эти варианты, будет обсуждать их. Мы пока еще работаем с нашими финансовыми органами, но это будет очень серьезный шаг вперед с точки зрения деятельности нашего городского здравоохранения.

И последнее. Этот год был годом реализации, в частности, социальных программ в рамках 122 закона, который был принят в прошлом году. И с 1 января 2005 года мы жили уже в другой абсолютно системе координат с точки зрения реализации наших обязательств перед льготными категориями населения. Было очень много сложностей, мы с вами о них говорили на пресс-конференциях в процессе его реализации. Но итог работы за год у нас в городе хороший. У нас не было социальных потрясений, не было существенных групповых жалоб населения. Были отдельные, их было достаточно много, особенно на первом этапе вхождения в реализацию этого закона. По ним по всем принимались конкретные меры, по каждому человеку в отдельности. И когда мотив жалобы был значительным, мы принимали комплексные меры и редактировали наши решения.

Когда мы провели, к 1 октября, анализ обратившихся людей, которые отказались от социального пакета в пользу получения денежной компенсации, то порядка 20% федеральных льготников и около 5% льготников городского уровня, отказались от льгот в пользу денег. На наш взгляд, это хороший, нормальный, объективный показатель, который является индикатором отношения людей к тому, что реализуется в городе. А, значит, индикатором отношения к тем мерам, которые принимались структурами власти по созданию льгот и нормальных условий для жизни этой категории людей. Вы знаете, что в РФ этот показатель средний гораздо выше, по-моему, порядка 43%. В отдельных субъектах Федерации, скажем, в Подмосковье он составляет 45%, в Санкт-Петербурге — 63%. А в Москве — 20%. Даже, если сравнивать с Санкт-Петербургом, то вы понимаете, что это две большие разницы с точки зрения настроения населения. Трудный был год в этом направлении. Но я хочу сказать, что мы справились общими усилиями. И когда я говорю об общих усилиях, я имею в виду и СМИ, потому что они нам очень активно помогали тогда, когда нужно было разъяснять — разъясняли, когда нужно было нас информировать о настроениях людей — нас информировали. Когда надо было давать критические материалы они также давались. И все это в совокупности, наша общая работа, она позволила очень многие задачи решить. И очень эффективным был выпуск в самом начале года специального сборника, который пришел во все московские семьи. И где по каждой категории льготников было четко расписано, на что они имели право, и что они получат сейчас, какой баланс и чистый остаток и с точки зрения наличия льгот, с точки зрения денежных компенсаций, у каждого имеются. И прочитав это сами или с помощью консультантов, люди поняли, в какой системе координат они находятся и как надо реагировать на те или иные сложности в жизни.

Вопрос журналиста: Что планирует делать московское правительство в следующем году для детей-инвалидов, для семей, которые имеют таких детей?

Швецова: В Москве проживает 23,5 тысячи детей-инвалидов. В целом в Москве 1 млн. 100 тысяч инвалидов. По отношению к инвалидам ведется политика Московской городской Думы и постоянно принимаются на определенный отрезок времени программы правительства Москвы. В программе о поддержке инвалидов специальный раздел, касающийся детей-инвалидов. Он сводится в первую очередь к работе коррекционных школ и других учреждений, в т. ч. и дошкольных, которые позволяют давать образование и параллельно с оздоровлением детям-инвалидам. У нас существуют коррекционные школы по самым разным патологиям и заболеваниям детей-инвалидов. И мы планируем расширять количество этих заведений и улучшать работу и расширять контингент ребят, которые желают в этом участвовать. Кроме этого, мы ведем уже третий год, 2006-й будет третий, программу обучения на дому детей-инвалидов. Вы знаете, что ежегодно порядка тысячи рабочих мест создается непосредственно в доме ребенка-инвалида. Это рабочее место состоит из ноутбука, из микроскопов, из специальных приспособлений, сделанных для инвалидов, которые они могут использовать для организации своей учебной работы. Эти рабочие места подключены к специальной обучающей системе, и к Интернет-системе. И дети могут, не выходя из своего дома, а есть, к сожалению, такие дети, которые выйти не могут по медицинских показаниям, могут учиться дома. И более того, это рабочее место потом сохраняется за ребенком, когда он заканчивает школу, для того, чтобы выйдя в самостоятельную жизнь он мог продолжать работать с использованием этого рабочего места. Мы проводим большую программу, связанную со здоровьем детей-инвалидов. У нас существует специализированные клиники, которые работают в сфере различных патологий. Причем эти клиники сейчас используют все новое, что появляется, и это активно утверждается в их работе. Это работа с детьми в порядке их лечения, и работа с родителями в порядке их просвещения как надо дальше работать с ребенком и поддерживать его состояние здоровья на протяжении всей последующей после его лечения жизни. Кроме этого, мы ведем специальные просветительские программы для самих детей. У нас существует очень интересная система работы с детьми, которые больны диабетом. Потому что вы понимаете, как эти дети живут, какой у них образ жизни. И они должны иметь нормальную жизнь. Поэтому их нужно учить, в том числе как ориентироваться в этих сложных условиях их заболевания. И такие же обучающие программы мы внедряем для ребятишек, которые имеют и другие болезни.

Санаторно-курортное лечение. Мы ежегодно увеличиваем количество путевок, которые мы выделяем для оздоровления этих ребят. Кстати, буквально несколько дней назад Юрий Михайлович дополнительно подписал распоряжение о выделении средств — 20 миллионов рублей — для лечения детей, которые имеют заболевания ДЦП, бронхо-легочные заболевания, для того, чтобы мы их вывезли лечиться в специализированные курорты Крыма. Там есть очень эффективный санаторий, который работает с ребятами с детским церебральным параличом. Ну, естественно, на лечение больных ребят и с другими патологиями мы тоже выделяем необходимые средства. А в целом мы ежегодно выделяем существенные средства для оздоровления детей-инвалидов. Практически все дети-инвалиды имеют возможность, если этого хотят их родители, в течение года хотя бы один раз побывать в наших городских санатория. У нас есть специализированные санатории как и на территории города так и в Подмосковье. Они могут выехать, если им показано, за пределы и Москвы и Московской области. Очень большую работу проводят с детьми-инвалидами наши общественные организации. Это тоже очень важно, потому что настроение этих детей - это не только лечение, это не только комплексация на своей проблеме, на своей болезни, они должны жить нормальной полноценной жизнью. И поэтому все творческие программы, конкурсы, фестивали, которые проводятся - все это для них. Недавно проходил день инвалидов, я была в Третьяковской галерее и открывала прекрасную выставку работ детей-инвалидов, которую проводит организация “Взгляд ребенка”. Мы проводим постоянно фестивали “Надежда” для детей-инвалидов. Дети-инвалиды в Москве уже чувствуют себя востребованными и в этой эстетической культурной жизни. Но в планах у нас еще, мы сейчас дали поручение разработать концепцию, это тоже было поручение мэра, кстати, это поручение у него возникло после посещения одной из выставок инициативных проектов старшеклассников в Юго-Западном округе. Там ребята предложили создать крупный городской досуговый центр для детей-инвалидов. И Юрий Михайлович увидел и сказал: у нас в городе нет ни одного такого центра, давайте сделаем. И мы сейчас работаем над проектом детского центра для инвалидов и взрослого центра в Северном округе уже подбирается площадка, будет большой досуговый центр для инвалидов. Ставим цель, чтобы инвалиды могли приходить в любые досуговые учреждения Москвы и там для них были созданы условия доступа. Но все-таки я думаю, что специализированные центры, они могли бы быть для них более адаптированы и они должны в городе появится. Я не говорю о пособиях, которые выплачиваются детям-инвалидам - мы их тоже повышаем, а также и все другие детские пособия. Если вас интересует конкретная информация то мы можем ее дать.

Вопрос журналиста: Какая сейчас обстановка в Москве с гриппом, есть ли по нему специальные программы правительства, выделяются ли на них деньги и сколько именно? Что нужно знать простому москвичу о гриппе на данный момент?

Поляков: То, что вчера говорил профессор Чешек немножечко неправильно было интерпретировано, о эпидемии гриппа, потому что имеется информация возможности о ее возникновении. Но если вы слушали вчера профессора Чешека, то он говорил, что в этом году эпидемии гриппа точно не будет. В следующем году надо посмотреть как будет развиваться ситуация. И, естественно, получая такую информацию, правительством Москвы, действительно, была подготовлена программа по профилактике эпидемии гриппа, которая была согласована всеми сторонами. Естественно она будет направлена на укрепление лабораторной базы, на закупку необходимых лекарственных средств при возможном лечении заболеваний, а также на вакцинацию нашего населения и проведение имуно-профилактики. И та работа, которая проводилась и правительством Москвы, и Департаментом здравоохранения, и Роспотребнадзором, бывший центр Госсанэпиднадзора, ее цифры показывают, что эта программа действительно действует, она целенаправленна. Если говорить о нынешней ситуации, сегодня в городе с заболеваниями респираторными и гриппом, то у нас уровень заболеваемости по общему населению ниже порогового на 54%. То есть все что есть это вирусы пара-гриппа, вирусы других респираторных заболеваний. Поэтому, конечно, программа нужна, к ней мы должны готовиться. Но объявлять о том, что в следующем году будет эпидемия гриппа не следует.

Швецова: Я по гриппу, чтобы мы к этой теме не возвращались, хочу добавить. У нас по сравнению с аналогичным периодом прошлого года заболевание острыми респираторными и вирусными инфекциями на 14% ниже. В Москве привито почти 1 миллион человек, из них 74% - это дети. То есть программу по вакцинации мы практически осуществили. Мы можем считать, что в городе штатная ситуация, у нас есть заболевания гриппа. Но они все равно ниже прошлого периода, и меры предосторожности приняты в объеме не менее, чем в прошлом году. А по определенным показателям даже выше.

Вопрос журналиста: Вчера на пресс-конференции Сергей Викторович назвал такую цифру, что для реализации вашей новой столичной программы “Столичное здравоохранение” потребуется 155 миллиардов рублей. Вы назвали цифру 450 миллионов? Что бы вы из этой двухгодичной программы выделили как самое главное?

Швецова: Во-первых, 450 миллионов, это те средства, которые входят в те показатели, о которых говорил Сергей Викторович. И они касаются только обеспечения высоких медицинских технологий в интересах детей. То есть это гемо-онкология, кардио-хирургия, это нейро-хирургия, онкология, челюстно-лицевые проблемы и ревматоидные артриты и все, что связано с заболеваниями суставов и опорно-двигательные. На эту программу нам нужно порядка 450 миллионов рублей.

Конечно, когда говоришь о здоровье москвичей, населения, здесь второстепенных вопросов не бывает, все надо развивать. Но тем не менее я бы выделила сейчас два звена, которые на мой взгляд, находятся у нас в наиболее неразвитом состоянии по отношению к общему уровню развития медицины в городе. Это догоспитальное звено, т. е. первичная помощь, первичная диспансеризация, все, что связано с поликлиническим звеном. Я об этом сказала. И вторая составляющая — реабилитационная. Потому что после того, как человек прошел эффективное активное лечение, он как правило, нуждается в реабилитации. А по некоторым заболеваниям - постоянной реабилитации, которую нужно проходить каждый год в течение определенного времени. К сожалению, базы материальной для ведения реабилитационного оказания медицинской помощи у нас не так уж много. У нас есть хорошие примеры реабилитации после сложнейших операций и санаторно-курортная система тоже работает в этом направлении. Но этого явно недостаточно. Позавчера мы проводили очень важное совещание с участием Департамента здравоохранения и с участием наших организаций инвалидов по созданию в Москве первого центра реабилитации для спинальных больных. Для тех, кто находится на колясках, для тех, кто пострадал в ДТП, при исполнении служебного долга, в каких-то других приключениях, которые привели к таким сложнейшим последствиям. Как правило, это молодые люди, которые хотят жить, работать, которые хотят общаться, хотят быть здоровыми и уместными в жизни. И они после сложнейших операций в течение месяца находятся в наших стационарах, их подлечивают. Потом они возвращаются в свои дома, в свои квартиры, которые, как правило, не приспособлены для того, чтобы там жил и передвигался колясочник. Многие не имеют работы, потому что им трудно устроиться на работу. Но самое главное, они не имеют постоянной возможности заниматься активной медицинской реабилитацией. Так вот это центр, в котором будет 60 мест стационара, 20 мест дневного стационара, более 100 человек могут там находиться постоянно в течение дня и участвовать в каких-то мероприятиях либо медицинских, либо общественных, либо профессиональных. Патронажная служба, которая будет выходить на дом и тоже помогать осуществлять же самое, вот это комплекс всех тех услуг, которые будут предоставлены после открытия этого центра спинальным больным. Центр мы откроем, я надеюсь, к концу следующего года. Он у нас уже проектируется, мы под него получили профилакторий тушинского машиностроительного завода. Он готовый, его нужно перепланировать и провести там ремонтные работы, насытить оборудованием. Уже утверждены руководители этого учреждения, уже есть общественный наблюдательный совет, который будет работать вместе с медиками. И такого рода реабилитационная база должна быть создана по всем направлениям и для взрослых, и для детей. Эти два звена я бы выделила особо.

Вопрос журналиста: Вы сказали о создании досугового центра для инвалидов. Имеет ли это под собой конкретную почву и будут ли учтены при создании этого центра пожелания конкретных групп инвалидов, в т. ч. и по слуху? И скоро ли это будет?

Швецова: Обязательно, я подтверждаю, что центр будет создан. Сейчас под него подбирается площадка. Департамент соцзащиты вместе с инвалидными организациями разного направления заболеваний отрабатывают техническое задание. Мы его будем обсуждать и на общественном уровне, а потом будет вести проектирование и строить. Я думаю, что не так скоро. Потому что процесс от идеи до ее реализации обычно составляет минимум три года. Я думаю, что в течение трех лет мы это сделаем. Будем пока параллельно развивать ту базу, которая сейчас имеется.

Спектор: Спасибо большое, Людмила Ивановна.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах