Николай Володин, заместитель руководителя Федерального агентства по здравоохранению и соцразвитию:
Поделиться
Николай ВОЛОДИН, заместитель руководителя Федерального агентства по здравоохранению и соцразвитию: “Новое оборудование установлено, но обслуживать его некому. Пора работать на опережение”
Младенцы на потоке
— Николай Николаевич, вы непосредственный организатор реализации нацпроекта “Здоровье”. Каков его главный итог за два года, если коротко?
— В здравоохранении России наконец начались позитивные изменения. Я абсолютно уверен, что роль нацпроекта “Здоровье”, всех его составляющих в этом немаловажна. Пожалуй, главный показатель здоровья нации: рождаемость и смертность. Если сравнить I полугодие 2006 г. и I полугодие 2007 г. — так вот, родилось почти на 5% больше, а умерло почти на 6,2% меньше. Самое главное, продолжает интенсивно снижаться показатель младенческой смертности в возрасте до 1 года (с 10,6% до 9,4%) — на тысячу родившихся живыми. И впервые зафиксировано снижение темпов уменьшения россиян — почти на 30% (28,1%).
Законы запаздывают
— Николай Николаевич, достаточно ли правовой базы для реализации столь масштабных задач, касающихся здоровья абсолютно каждого россиянина?
— К сожалению, многие нормативно-правовые документы, регламентирующие действия Росздрава при реализации ПНП “Здоровье” в 2006 году, запоздали.
Например, постановление Правительства РФ об обеспечении в 2007 году диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений для организации первичной медико-санитарной помощи, а также женских консультаций (вышло только в декабре 2006 г.).
То же самое и с постановлением Правительства РФ об обеспечении в 2007 году санитарным автотранспортом, в том числе реанимобилями и автомобилями скорой медицинской помощи на базе гусеничных тягачей... (вышло в декабре 2006 года).
Приказ Минздравсоцразвития РФ об утверждении перечня амбулаторно-поликлинических учреждений субъектов РФ, для обеспечения которых осуществляется централизованная закупка диагностического оборудования в связи с отсутствием в субъектах РФ муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения (издан только в июле 2007 года).
Постановление Правительства РФ о передаче в 2007 году диагностического оборудования для организации амбулаторно-поликлинической помощи в муниципальных амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждениях, а также в женских консультациях, санитарного автотранспорта, в том числе реанимобилей и автомобилей скорой медицинской помощи… (издано в июне 2007 г.).
Без этих документов Росздраву было крайне сложно выполнить поручения по реализации нацпроекта.
— И все же деньги выделены, оборудование в медучреждения поступают.
— Да, на 2007 год было отпущено почти 15,5 млрд. рублей на закупку и поставку оборудования. Мы учли пожелания субъектов Федерации, руководителей лечебных учреждений в части корректировки перечня поставляемого оборудования. В 2007 году перечень дополнили.
Основные средства были выделены на рентгеновское оборудование УЗИ, эндоскопическое и эхографическое. В этом году больше всего оборудования получили Южный, Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа. Естественно, с учетом заявок и имеющегося уже обеспечения.
Машина едет, скоро будет
— Николай Николаевич, насколько я знаю, было много претензий по поставкам автотранспорта в 2006 году. В этом году, судя по информации, все резко изменилось в лучшую сторону?
— Мы постарались учесть все ошибки прошлого. Обеспечение медучреждений автотранспортом чрезвычайно важно. Но самое главное — нам удалось в рамках конкурса впервые закупить автомобили скорой медицинской помощи класса А повышенной проходимости (“УАЗ”). Таких машин закуплено 2347 стоимостью 382 000 рублей каждый. В этом году впервые закупили 74 реанимобиля повышенной проходимости “скорой” класса С (“ГАЗ”), стоимостью 1 445 998 каждый и что чрезвычайно важно: для ряда регионов приобрели 19 автомобилей “скорой” класса В — на базе гусеничного снегохода стоимостью 2 526 182 каждый. И, что не менее важно, поставщиками автотранспорта были наши отечественные производители. Все делалось в соответствии с заявками и потребностями субъектов РФ. Больше всего автомобилей получили Центральный, Северо-Западный, Южный и Сибирский округа.
Миллиарды — на лекарства
— Николай Николаевич, обеспечение лекарствами медучреждений не менее, если не более, важно, чем автомобилями. Какой вообще объем лекарственных средств закуплен за эти два года реализации нацпроекта “Здоровье”?
— Лекарства закуплены на сумму почти 19 млрд. рублей. В 2007 году на приобретение лекарственных препаратов выделено более 11,5 млрд. рублей (11 575 206 300). Большая часть средств потрачена на иммунно-биологические препараты, препараты для лечения вирусных гепатитов В и С, антиретровирусные препараты.
— Николай Николаевич, назовите самое трудное при реализации нацпроекта “Здоровье”? Что хотелось бы учесть в 2008 году, ведь нацпроект “Здоровье” продолжится?
— Многие поликлиники не были готовы к приему оборудования, особенно на первом этапе реализации нацпроекта. В прошлом году в регионах было внесено более 1,5 тысячи изменений адресов поставки, а в этом случае Генпрокуратура предъявляет претензии не к субъектам РФ, а к Росздраву. Очень серьезные проблемы. В этом году ошибки учли. Мы разработали мониторинг на закупку и поставку оборудования, который включает жесткий сбор заявок.
Но есть проблемы с обучением специалистов для работы на новом оборудовании, с пусконаладочными работами. Поставка оборудования идет, а субъекты специалистов не готовят. Ожидают, что Росздрав и новым оборудованием обеспечит, и даст готовых специалистов. Вот такое недопонимание. Оборудование может быть установлено, но обслуживать его некому. Пора работать на опережение.