Центральный неф “кантовского” Кафедрального собора в Калининграде забит до отказа: такие звезды на сцене — Владимир Спиваков, Хибла Герзмава, Юлиан Рахлин, — самый масштабный российский форум искусств “Балтийские сезоны” открыл музыкальную страничку. И специальный гость этого года — фестиваль в фестивале — “Крещендо” (Crescendo), делающий ставку на новое поколение русской исполнительской школы. Легко ли продвигать молодых? Об этом — в интервью с арт-директором фестиваля Денисом Мацуевым.
— Денис, как получилось, что для “Крещендо” в этом году вы выбрали Калининград?
— Да ведь это счастье — выступить в качестве спецгостя на Пятых юбилейных “Балтийских сезонах”! Аналога столь мощному форуму нет и в Москве: на протяжении многих месяцев идет сплошной творческий взрыв! И благодаря “Сезонам” (и генпродюсеру фестиваля Давиду Смелянскому) публика здесь, в Калининграде, очень взыскательная, всякого уж повидала… Вот и в этом году десант внушительный: 19 лучших музыкантов — это рекорд для “Крещендо”… Мы же все единомышленники — не только на сцене, но и в жизни. Скажем, мой большой друг маэстро Спиваков… Это чувство локтя сразу же передается на сцену!
— Но как подбирался репертуар?
— У нас нет никакой “программности”, мы не придерживаемся каких-то дат… это просто фестиваль любимой музыки. Я звоню ребятам, спрашиваю: “Что вы хотите сыграть? Что у вас на душе? К чему вы подошли сейчас в жизни?” Вот это они и играют. Волнуются, переживают очень. Играть у себя на родине — огромная ответственность, я это знаю по себе: полтора месяца в году отдаю гастролям по России. И каждый раз это экзамен.
— Тем более имена исполнителей не всегда хорошо известны массам…
— Так это наша задача — открывать новые имена. Да, когда мы только начинали с “Крещендо”, в том и была загвоздка, что артистов никто здесь не знал (хотя знали на Западе). Но результат вышел потрясающий: теперь они популярны, имеют свои абонементы в филармонии, много гастролируют… Что и требовалось доказать. Большая гордость за то, что у нас есть кадры, с которыми приятно находиться на сцене…
— Но риск-то огромный!
— Риск есть всегда, когда речь заходит о классической музыке. Она изначально убыточна, на ней невозможно заработать, ты просто теряешь деньги. А тем более — говоря о новых именах… Тенденции в мире очень опасные: всё сужается в отношении выбора как программ, так и исполнителей. Посмотрите на мировую афишу: вы найдете 15—20 имен, которые кочуют с фестиваля на фестиваль. И ни один менеджер не собирается рисковать, вкладывать в молодого деньги, потому что все ждут мгновенной отдачи. Законы шоу-бизнеса пришли в классическую музыку и разрушают ее.
— Но есть еще и интерес у публики…
— В России он никогда не терялся: билеты раскуплены, залы полны. Ненормально другое. Для молодых нужна база, ведь никто ничего не может гарантировать — выбрав профессию классического музыканта, ты должен понять, что обречен на неизвестность, и точного рецепта в достижении успеха не существует. Да, есть музыкальные конкурсы, прослушивания, но важно создать для музыканта среду обитания. Талант не может жить в обособленном состоянии. Я не говорю, что Калининград или мой родной Иркутск — плохие города. Но талант надо огранять и опекать, посылать его в Петербург или Москву — это единственный выход для музыканта. А там уж как Бог даст…
— Нет желания приглашать молодых композиторов?
— Первый “Крещендо” в Москве как раз и открывался замечательным произведением молодого Дмитрия Курляндского, но потом… потом у нас всё было как-то не всё гениально в отношении композиторов. Но, уверяю, если где-то появится второй Моцарт или Рахманинов, он мимо нас не пройдет. И на следующие фестивали мы обязательно будем заказывать авторам музыку. Однако пока все тайны раскрывать не буду…
Самое интересное
-
В Москве трагически погиб начальник отдела ракетно-космической корпорации России
-
В Вашингтоне пришли в ужас из-за действий Киева: подставляют Байдена
-
Малолетнего сына главы подмосковного города стали бояться все дети
-
Летевшие на Западную Украину российские «Кинжалы» напугали Польшу
-
20 лет без Ленина: выяснилось, зачем стали драпировать Мавзолей во время Парада Победы
-
ВКС уничтожили засекреченный объект в Харькове: ВСУ прятались в психбольнице
Что еще почитать
-
Американская пресса раскрыла подробности ультиматума Зеленского спикеру Палаты представителей США
-
Букет «Гераней» не понадобился: стали известны итоги ночного ракетного удара по Украине
-
«Боевики в слезах»: в зоне СВО ликвидирован «герой Украины», создатель Батальона «Хартия» Александр Ющенко
-
«Создаем зону безопасности»: Дандыкин объяснил нанесение ударов по железнодорожной инфраструктуре Украины
-
Названо число жертв пожара в хостеле на юго-востоке Москвы
В регионах
-
Жителей Рязани напугал громкий хлопок над городом днём 15 апреля
-
Эксперты и юристы обосновали незаконность передачи Крыма в 1954 году
-
Российский корабль отразил атаку противокорабельной ракеты в Севастополе
Крым -
Эксперт заявил о репетиции ракетного удара по Крымскому мосту в Джанкое
Крым -
Обновление оборудования, ремонты и привлечение молодых специалистов: как решаются проблемы в здравоохранении на примере Первоуральской городской больницы
Екатеринбург -
Дело уральского фермера Айметова пошло на второй круг
Екатеринбург