МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Удача любит смелых

Как с помощью компьютерной программы поднять свой бизнес?

В минувшем году только ленивый не объявлял, что кризис — лучшее время для старта. А как насчет того, чтобы начать все заново? Именно так поступил 25-летний владелец интернет-магазина RemarkAuto.ru, торгующий запчастями для автомобилей Nissan и Ford Александр Рыжков. Во время экономического упадка ему пришлось выходить на старт дважды.

Уроженец Северодвинска, Рыжков несколько лет назад решил вместе со своим одноклассником завоевать столицу, оказывая услуги по раскрутке сайтов.
“Довольно скоро появилось несколько крупных клиентов, — рассказывает Александр Рыжков. — А когда разразился кризис, мы с парой партнеров занялись продажей автомобильных запчастей через интернет. Дилеры взвинтили на них цены, поскольку продажи машин упали, так что можно было заработать”.

Уже в марте 2009 года новоиспеченная компания стала торговать запчастями Nissan. Хотя подобных сервисов в рунете с избытком, дела у друзей пошли неплохо: предыдущий опыт помог быстро продвинуть сайт, а невысокая наценка обеспечила устойчивый поток посетителей. Однако уже в конце года произошел раскол: Рыжков продал свою долю партнерам и вышел из бизнеса, оставшись в разгар кризиса хоть и при деньгах, но без источника дохода. Что же случилось? “Мы разошлись во взглядах на будущее, — объясняет Александр. — Мне хотелось двигаться дальше, запускать новые сервисы, партнерам же казалось, что еще не время, что компания не готова к решительным шагам”.

Расставшись с бывшими друзьями, Рыжков не стал терять времени: вскоре после новогодних праздников запустил аналогичный ресурс под названием “RemarkAuto”, вложив в него все свои деньги. “Страшно не было, — вспоминает предприниматель, — страшно не было даже тогда, когда мы только начинали, а теперь я точно знал, что дело пойдет”.

За месяц новый ресурс окупил себя, и Рыжков занялся развитием, реализуя те идеи, которыми не хотелось озадачиваться его бывшим партнерам. Прежде всего он стал расширять перечень продаваемых марок, предложив своим посетителям еще и запчасти к автомобилям Ford, также начал продавать б/у детали. Затем начал запускать новые бизнес-направления, устроив в точке самовывоза автосервис, где клиент мог сразу же заказать установку детали или даже ремонт. И наконец, направил усилия на повышение качества управления, экспериментируя с различными информационными системами.

Сначала автоматизация коснулась учета заказов. “Раньше клиент оформлял на сайте заказ, и менеджеру направлялось по электронной почте письмо с уведомлением, — рассказывает Александр Рыжков. — После чего нужно было свести все заказы воедино и сделать закупки у поставщиков”. Естественно, при такой организации процесса время от времени случались досадные накладки. “Ошибешься в одной цифирке, и тебе привезут совсем другой товар, — констатирует бизнесмен, — а, скажем, по Nissan мы работаем с номенклатурой в 500 тысяч наименований”. Так, однажды вместо дешевой запчасти случайно был закуплен маховик за 25000 рублей, который до сих пор пылится на складе. Поэтому программист по просьбе Рыжкова написал модуль, позволяющий автоматически формировать список заказов.

Однако такой уровень автоматизации Александра не устраивал — ему хотелось получить четкую картину своего бизнеса. С этой целью Рыжков изучил учетные системы, представленные на рынке, некоторые даже опробовал, однако ни одна из них его не удовлетворила. “Какие-то оказались слишком сложными, рассчитанными на более крупные предприятия, другие не обладали достаточной гибкостью — я, допустим, не мог ввести несколько цен на одну номенклатурную позицию, — говорит Александр. — А мне хотелось, чтобы участие человека в обработке заказа было минимальным”.

Как это часто бывает, выручил случай. Знакомая рассказала Рыжкову о выходе нового программного продукта — “1С:Управление небольшой фирмой” (“1С:УНФ”). Александр ухватился за идею и сел изучать новую систему. Всего за пару дней ему удалось самостоятельно разобраться в ней, а стоимость лицензий оказалась существенно ниже, чем в случае предыдущих программ: за первое рабочее место нужно было заплатить 14500 рублей, а за последующие — всего по 5200.

“1С:УНФ” стала важнейшей деталью для бизнеса RemarkAuto. После настройки и запуска системы выяснились интересные вещи. Практически все интернет-магазины выставляют единую наценку (30–40%) на весь ассортимент. Более низкая наценка RemarkAuto позволяла Рыжкову переманивать к себе клиентов, но вместе с тем и ограничивала прибыль, а некоторые из товаров и вовсе продавались с убытком. “Скажем, хорошо продаются коврики, но они дешевые, и наша наценка не покрывала расходов на их перевозку, — поясняет Александр. — Мы увеличили цену, и они продолжают все также быстро уходить”. В целом, анализ, проведенный на основе данных из учетной системы, позволил сделать ценообразование гибким, дав RemarkAuto важное преимущество в конкурентной борьбе.

Кроме того, автоматизированный учет помог выявить наиболее ходовые товары, которые Рыжков стал загодя закупать с запасом на более выгодных условиях, поскольку чем раньше заказ направляется поставщику и чем больше партия, тем значительнее размер скидки. А это значит, что теперь на тех же товарах можно заработать больше денег либо перебить предложение конкурентов, установив более низкую цену.

“Вообще, когда видишь полную картину продаж, можно делать достоверные прогнозы. К примеру, раньше я знал, что если в Москве снегопад, то надо заказывать бампера, а теперь знаю, сколько именно”, — улыбается Александр.

Весомую пользу принесла и функция учета финансов в новой программе. “Раньше мы запросто могли потерять деньги, — рассказывает Рыжков. — Помню, в предыдущей компании один из моих партнеров получил от клиента 5000 рублей и положил их в документы. Обнаружились они некоторое время спустя по чистой случайности”.

Сейчас Александр Рыжков точно знает, в каком состоянии его финансы. А это очень важно, ведь лишних денег у него нет, а все свободные средства он вкладывает в свой бизнес. И это притом, что по-прежнему проживает в Москве на съемной квартире. Многие предприниматели стремятся расширить свою жилплощадь и приобрести более крутую “тачку”, едва только получат первую прибыль, однако у Рыжкова иная позиция.

“Я мог бы, конечно, взять ипотеку, мог бы купить авто получше. Но я понимаю, что если вложу сейчас эти деньги в бизнес, то смогу потом эту квартиру приобрести сразу. Я даже думаю, не продать ли свою машину и не купить ли что-нибудь попроще, а разницу инвестировать в развитие, потому что я знаю, что это окупится”.

Когда продажа запчастей окончательно встанет на ноги, Александр Рыжков планирует развить автосервис, запустить новые точки продаж, организовать собственный склад и возить запчасти из Объединенных Арабских Эмиратов. А затем расширить и сферу деятельности, занявшись, например, торговлей компьютерами — надо ведь отдать дань своему давнему увлечению.

Конечно, такое “планов громадье” требует массы времени и сил, но Рыжкова это не смущает. “Я работаю с утра до вечера без выходных и отпусков, — говорит он. — И это на меня не давит, ведь я работаю на себя. В конце рабочего дня я открываю программу и вижу, какой у меня сегодня результат, насколько я приблизился к своим целям. И это придает мне сил”.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах