Вадим Речкалов: Взрыв прогремел за 15 минут до начала концерта чеченского ансамбля “Вайнах”. К кому приехал этот чеченский ансамбль в Ставрополь? К какой публике? К русским? Ну да, отдадим дань политкорректности, наверное, и к русским тоже. Но основная аудитория — такие же вайнахи. Для чеченцев приезд этого коллектива, действительно очень профессионального и успешного, настоящее культурное событие. Сколько чеченцев во всем Ставропольском крае? Думаю, тысяч 15—20, не больше. Но если кто и собирался прийти или приехать на этот концерт, то в основном чеченцы. И зачем тогда северокавказскому террористическому подполью взрывать кавказцев? В Ингушетии, в Чечне, в Дагестане, в Кабардино-Балкарии — там другое дело. Жертвы среди мирного населения рассматриваются боевиками как вынужденные потери. А собирать бомбу в Ставрополе к приезду чеченского ансамбля “песни и пляски” — абсурд. К тому же это очень рискованное дело. Да и нет у северокавказского террористического подполья боеспособной ячейки в Ставрополе, чтобы они сами ни говорили. Короче говоря, у ваххабитов не было мотива для этого теракта. Для них такая акция — бессмысленна.
Однако русского национального экстремистского подполья в Ставрополе вроде бы тоже нет. Видал я тамошних русских националистов — это не террористы. Однако беда в том, что и правоохранительные органы, и журналисты подразумевают под русскими националистами только те группировки, которые уже попали в базу спецслужб и милиции. Этакое секретное подполье, о котором все знают. Точнее, не подполье, а жупел. Но если предположить, что в Ставрополе существует и невыявленная экстремистская группа националистического толка, то подозревать ее в этом взрыве гораздо логичнее. Безоболочная бомба с поражающими элементами, двойной взрыв, радиоуправление или таймер — все это доступно теперь любым экстремистам, независимо от национальности. Но в отличие от чеченцев у русских есть мотив. И основан этот мотив на зоологической ненависти к нерусским. Она, эта ненависть, до поры до времени не представляет опасности. Проявляется то в разговорах, то в массовых драках, то в Интернете. Местные власти, кажется, контролируют эту ненависть, не давая ей вылиться из закопченного котелка. Она и не выливается. Год, два кипит сравнительно мирно, брызгается немного, но не убивает. А потом, как три года назад, гибнет чеченец и двое русских, в городе волнения и разбитые витрины. А еще через три года взрывается кафе. Гибнет семь человек — и русских, и нерусских, и белых, и черных, и даже иностранец. У националистов по крайней мере есть мотив. Мотив бесчеловечный, но убедительный — убей инородца. Вот там и надо искать.
Олег Фочкин: Версия, что взрыв устроили русские националисты, на первый взгляд кажется вполне логичной: взрывали незадолго до выступления чеченского ансамбля, среди пострадавших — большинство представителей других национальностей. Да и активизация националистов в Ставрополье тоже имела место в последнее время. Это касается и “Славянского союза Ставрополья” (не путать с недавно запрещенным в Москве — это разные организации), и некоторых казачьих организаций, и некогда сильного в крае РНЕ.
Националисты никогда не использовали дистанционное управление при взрывах. Да и взрывы эти больше носили характер запугивания, без человеческих жертв. В нашем же случае явно видна рука профессионала. Направленный взрыв, точно выбранное время, машина с исполнителем, которая скрылась с места происшествия сразу же после трагедии. Недавний взрыв в Нальчике, устроенный исламскими радикалами, проходил примерно по такой же схеме. И скорее всего скоро в Интернете появится видео теракта.
Не стоит забывать, что боевики включили Ставрополье в так называемый “Имарат Кавказ”. То есть они считают эти места своими. И очень удобно расправиться с русскими националистами, на которых сразу же начали грешить силовики, сработав под них. Дескать, приехали кавказцы со своим концертом на Ставрополье, а мы их накажем. Одним ударом и панику в городе посеяли, и с противниками расправились чужими руками. Очень по-сепаратистски.
Ни одна русская националистическая организация края на такую акцию не пошла бы. Они там живут. Среди раненых вполне могли быть их друзья и родственники. Как потом с этим жить? А вот боевикам терять нечего. Скорей всего это залетные гастролеры, которым наплевать на погибших. Отработали и уехали. Да и взрывали не танцоров из “Вайнаха”, что было бы логично с точки зрения радикалов-националистов, а зрителей. Сепаратисты не будут взрывать чеченцев — это сразу “кровники”. Поэтому и заложили бомбу не в зале, где жертв могло бы быть еще больше, а на улице.