МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Оптимизация школы по-русски

В Талдоме бушуют нешуточные страсти

Последний выпускной самостоятельной школы №1.

цифры

<p>1493 ЮНЫХ ЖИТЕЛЯ ТАЛДОМА СЕГОДНЯ ОБУЧАЮТСЯ В ЧЕТЫРЕХ МЕСТНЫХ ШКОЛАХ. После реорганизации школы №1 сложившиеся три образовательных учреждения смогут принять до 1966 школьников.</p> <p>25 человек — СРЕДНЯЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ КЛАССОВ ГОРОДСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. В закрытой школе №1 обучались по 16 учеников.</p>

Местные власти решили закрыть одно из старейших образовательных учреждений. Школе №1 — более семидесяти лет.

Еще не в столь далекие советские времена под оптимизацией образования понималось совершенствование приемов и методов преподавания. Сегодня школа также занимается оптимизацией, которая к образованию не имеет никакого отношения. Она направлена исключительно на финансы: меньше расходов — больше зарплата. Такая зависимость не только порочна, но и провокационна, так как учитель (особенно в провинции) по определению не откажется от повышения зарплаты. А источник повышения он для себя вынесет за скобки.

Оптимизация по-русски — или укрупнение образовательных учреждений, или их закрытие. Первое характерно для крупных городов, второе — для сельской местности и небольших городских образований. Двигатель оптимизации — подушевое финансирование. Объем выделяемых школе денег рассчитывается путем умножения стоимости школьника на их количество. Мало детей — мало денег. Мало денег — маленькая зарплата. Мало денег — нет нового оборудования и нет ремонта. Такая школа нерентабельна, и ее надо или закрыть, или объединить с другой.

По моему убеждению, школа не может быть рентабельной или нерентабельной. Она может быть только плохой или хорошей для детей. Именно об этом должна быть дума педагогов. О финансах пусть думает государство, если оно заинтересовано в будущем поколении. Сегодня подобный интерес если и есть, то не очень заметен. Укрупнение образовательных учреждений, на мой взгляд, — создание конвейера по производству болванчиков, на котором нет места индивидуальности. Ликвидация — окончательная деградация населенных пунктов. Малокомплектная школа — почти идеальная школа, которая живет и работает по-семейному. Надо поддерживать, а не разрушать семью. Но, как говорится, «поздно посыпать голову пеплом». Что случилось, то случилось. Пресловутую оптимизацию необходимо провести с наименьшими потерями для школьников. Не получается.

Под конец учебного года коллективу Талдомской школы №1 председатель местного комитета по образованию Наталия Малышева сообщила о закрытии. Причина — низкая наполняемость классов. Когда-то в школе училось более 600 человек, сейчас — порядка 160. Но это проблема власти, а не школы. Поэтому против закрытия единым фронтом выступили педагоги, родители, местные депутаты. В стенах заведения состоялось собрание, на котором присутствовало свыше 300 человек. Представители администрации так и не смогли убедить горожан в необходимости закрытия школы. Решение собравшихся было единодушным: не допустить.

— После активного несогласия педагогов и родителей с ликвидацией школы мы стали искать другие пути решения проблемы, — говорит Наталья Малышева. — В результате экспертной оценки принято решение не о ликвидации школы №1, а ее присоединении к школе №2 с потерей юридической самостоятельности. Фактически произойдет укрупнение. Таким образом, сохраняется здание школы, привычные условия для детей. Учителя будут трудоустроены и в большинстве своем останутся работать на прежнем месте. Насколько я знаю, такой поворот событий родителей вполне устраивает. Сегодня мы с ними обсуждаем в основном процедурные вопросы.

Это по-нашему. Сначала довести граждан до точки кипения. А потом пытаться их успокоить.

— Да, сегодня мы переживаем не лучшие времена по наполняемости классов. Но это не значит, что здесь не организован полноценный учебный процесс, — не соглашается с позицией администрации директор школы Сергей Ворыханов. — Наше учебное заведение по-своему уникально: в нем обучаются дети девяти национальностей. При этом нет и намека на межнациональную рознь. Качество обучения медленно, но неуклонно растет. И я уверен, что совсем скоро придет время, и наполняемость наших классов вернется. Но если мы закроем школу сейчас, то возродить ее будет крайне сложно, практически невозможно. Ни коллектив, ни управляющий совет школы, естественно, с таким решением никак не могут согласиться.

Заместитель главы администрации Талдомского района Евгения Страхова на сие высказывание отвечает директору, что в 2013 году нужно повышать зарплаты педагогам. Дефицит к концу года составит по всем учреждениям образования в целом порядка 44 миллионов рублей. «Дыры в финансировании надо латать», — итожит она. Но...

— Оказывается, цена вопроса — шесть миллионов рублей. Именно такая сумма «экономического эффекта» станет итогом закрытия этой школы, — заявил на прошедшем в школе собрании депутат местного совдепа Алексей Клименко. — И именно такая сумма была затрачена в начале года на приобретение трех служебных иномарок для руководителей Талдомского района. Затраты на содержание органов власти растут опережающими темпами: если в свое время аппарат администрации насчитывал 37, то сегодня уже 94 муниципальных служащих. А их весьма высокая заработная плата будет еще повышаться.

...Если все будет так, как говорит председатель комитета по образованию, то действительно на сегодняшний день это оптимальный выход из ситуации. Но только на сегодня. Что же будет завтра? Доживем ли до понедельника? У жителей на этот счет есть сомнения. «Скажите спасибо администрации района! Школу №1 присоединяют к школе №2, — обсуждают люди новость на городском форуме. — Первая ликвидируется как юридическое лицо, а значит, не за горами и ее закрытие. Решили всех провести вокруг пальца наши районные чинуши, закрыть школу в два этапа».

ПОЗИЦИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ

Сотрудниками министерства образования Московской области проведены встречи с председателями Совета депутатов, администрации, Комитета по образованию Талдома, родителями и законными представителями обучающихся в средней общеобразовательной школе №1. По итогам вынесен вердикт:

«Демографическая ситуация в городе складывается таким образом, что для фактического удовлетворения потребности населения на получение общего образования достаточно проектной мощности трех последних общеобразовательных учреждений. Принято решение о присоединении средней общеобразовательной школы №1 к средней общеобразовательной школе №2. В результате реорганизации образовательный процесс будет осуществляться в двух зданиях. Комплектование классов на 2013—2014 учебный год будет выполнено с учетом норматива наполняемости для городских школ. Имеющиеся вакансии в общеобразовательных школах города позволят трудоустроить всех работников средней общеобразовательной школы №1».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах