МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Героический генерал против 30 тысяч новоселов

Бывшие военные городки в Подмосковье подозрительно быстро оказываются в зоне конфликта

Военные городки в Подмосковье хоть и становятся гражданскими при передаче их на баланс муниципалитетов, но зачастую там вновь продолжается бой. Правда, уже с местными чиновниками. Которые предпочитают распоряжаться территорией на свой вкус.

Корреспондент «МК» побывал в Одинцово-1, где ранее дислоцировался штаб корпуса ПВО. Скандалы, митинги и протесты…

Генерал Гуде. Фото: Из личного архива

Этот городок стал известен тем, что на самых ближних подступах к Москве пропустил самолет Матиаса Руста. В далеком 1987 году здесь стоял штаб корпуса ПВО, который, собственно, и должен был «нейтрализовать» нарушителя воздушной границы.

Горбачев тогда отправил в отставку многих маршалов и генералов Советской армии.

— Самолет Руста «вели» наши радиолокаторы, — вспоминают бывшие офицеры. — Приказа на уничтожение не было. Мы видели, что самолетик легонький, никакого заряда не несет. А если бы шмальнули ракетой с 300 килограммами взрывчатки, осколки от нее нанесли бы в окрестностях Одинцова большие разрушения.

Но сегодня бывший гарнизон раздирают не военные, а вполне гражданские, житейские скандалы. Вооруженные силы России реформируются и переоснащаются современной техникой. Военные городки тут и там передаются в состав муниципалитетов со всем своим скарбом — землей, инфраструктурой, сооружениями. Вот и Одинцово-1 ушло, как говорится, в отставку, его территорию (60 га, однако, больше, чем «Москва-Сити»!) армейское ведомство передало в целости и сохранности Одинцовскому району.

У аборигенов теплилась надежда, что за проблемы возьмутся гражданские чиновники. Последние годы он был ничейным, и здесь (всего две улицы, около 40 частных домов, несколько двух- и пятиэтажек) накопилось немало социальных «узелков». Которые обещали развязать одинцовские власти, в случае если Минобороны передаст им землю.

Не тут-то было. Заполучив 60 га дорогостоящей землицы (говорят, сотка здесь стоит около 1 млн рублей), администрация заключила 3-стороннее соглашение с региональным минстроем и компанией-застройщиком о том, что городок пойдет под снос, а на его месте вырастут новые многоэтажные дома.

Не всем жителям такая перспектива по душе. Частные домовладельцы имеют вполне конкретные земельные участки и отказываются переезжать в каменные джунгли. Городок строился в 50-е годы прошлого века под патронажем того самого Берии, руководителя атомного проекта СССР. На бетоне тогда не экономили, дома простоят и 100, и 200 лет.

Люди по мере сил и возможностей улучшали свои жилищные условия, за помощью к государству не обращались, все делали сами. С какой стати они должны покидать свои родовые гнезда, где живут уже по 3 поколения?

И мало ли в Одинцове новых микрорайонов?! На каждом шагу, рынок давно перенасыщен. Для кого вводятся квадратные метры и почему уничтожается традиционный уклад жизни людей? В деревне Лайково Одинцовского района жители долго боролись против застройки своей территории. В архивах нашли неопровержимые документы, что в окрестностях некогда был скотомогильник с сибирской язвой, что при масштабных земляных работах может вспыхнуть эпидемия. В общем, оставьте нас в покое, дайте жить в деревне!

Последний митинг протеста на эту тему состоялся месяца 3 назад. А сегодня в Одинцове уже висят баннеры: оптом и в розницу предлагаются комфортные квартиры в микрорайоне Лайково.

— На днях у президента страны было совещание по межнациональным отношениям, — говорит собственник дома №45 Сергей Вильданов. — Выступал там академик РАН Тишков, возмущался темпами строительства в Московском регионе. Академик правильно ставил вопрос: ни в стране, ни в Москве нет такого прироста населения, чтобы занимать новые квартиры. Для кого их строят?!

Вильданова поддерживают жители бывшего военного городка. На этом месте строительная компания планирует возвести микрорайон на 30 тыс. жителей.

Семья Вильдановых. Фото: Наталья Мущинкина

— Уже сегодня до работы в Москву едем больше 2 часов, — жалуются люди. — Минка стоит, Можайка стоит… Что будет, если вместо наших двух улочек с частными домами появятся целых 30 тыс. новоселов?

— Было бы понятно, если бы городок стал на пути проекта федерального значения, — рассуждают они. — Как строительство олимпийских объектов в Сочи, это общегосударственная задача. Но у нас коммерческая программа, почему она должна идти за наш счет, в ущерб нашим интересам?

Согласно официальной кадастровой карте, говорит Вильданов, территория всего городка стоит свыше 4 млрд рублей, значит, одна сотка почти 700 тысяч. А право на застройку, по некоторым сведениям, инвестору обошлось почти в 10 раз дешевле. Человек оформляет ипотеку, его заверяют, что здесь будут создаваться высокооплачиваемые и высокотехнологичные рабочие места. Ипотеку взял, а кредит возвращать нечем, никаких рабочих мест. Минка стоит, Можайка стоит…

Что делать?

Местные органы власти этим вопросом не задаются. Для них главное — «развивать территорию», рапортовать о квадратных метрах.

Многоэтажки уже наступают на городок. Из окна дома Вильдановых видна строящаяся панельная башня. Перед передачей территории в собственность муниципалитета армейское ведомство привело в порядок — капитально отремонтировало — филиал госпиталя Вишневского на 115 коек. Он действовал, когда пэвэошники несли службу по охране воздушных рубежей Москвы.

Местные жители надеялись, что после столь серьезного ремонта с заменой старых окон на стеклопакеты чиновники организуют здесь какое-нибудь медучреждение. Ведь на весь 8-й микрорайон Одинцова, куда отнесено Одинцово-1, всего одна поликлиника для взрослых, большие очереди.

— Пару месяцев назад госпиталь обнесли высоким забором, повыдирали новые евроокна. Скорее всего будут строить очередной жилой дом, — предполагают жители.

■ ■ ■

История семьи Вильдановых такова. Дом №45 в Одинцово-1 и участок в 29 соток земли получил отец супруги Татьяны — Владимир Александрович Гуде, генерал-майор артиллерии, заместитель командира 17-го особого корпуса ПВО, человек с интересной и героической судьбой.

Выпускной бал по случаю окончания школы он отметил 22 июня 1941 г. В первые дни войны добровольцем ушел на фронт, участвовал в сталинградском сражении, победу встретил в Берлине в звании капитана, командира артиллерийской батареи.

Потом была служба в рядах Советской армии. Этапы его большого пути — защита неба Родины. Командир полка Бакинского округа ПВО, командир легендарного полигона Ашулук в астраханских степях, где по летающим мишеням «бил» весь соцлагерь, даже Фидель Кастро приезжал любоваться армейской выучкой.

Среди наград генерала есть и трудовые. Фото: Наталья Мущинкина

В начале 70-х годов «командировка» во Вьетнам, помощь в отражении воздушных атак американских «Фантомов». За боевые заслуги сам генсек Компартии Вьетнама тов. Хо Ши Мин лично вручил ему высший орден Вьетнама. Наконец, в 70-е годы назначение на высокую должность 1-го заместителя командира корпуса ПВО и предоставление от Минобороны этого самого дома с участком в Одинцово-1.

В общем, на каком бы посту ни находился генерал — он всегда бился. На его мундире среди множества боевых наград есть и два ордена Трудового Красного Знамени. Бился за хлеб на казахстанской целине, под его управлением была оперативно-тактическая группа из 100 автомобильных батальонов!

Ну так вот. И дом, и участок принадлежали Министерству обороны, как и сам городок со всеми его сооружениями. Генерал Гуде умер в почтенном возрасте сравнительно недавно, новые правила игры по переделу собственности застал. Но оформлять имущество на себя, детей и внуков наотрез отказывался.

Нужно знать этого человека — старого коммуниста-ленинца, до конца дней своих считавшего, что при всей своей боевой биографии он в вечном долгу у государства, что Родина-мать и без того дала ему очень много.

Такая идеология многим сегодня непонятна, даже чудна.

■ ■ ■

В 2007 г. по ходатайству соответствующих служб дивизии ПВО (корпус был преобразован в дивизию) через одинцовский городской суд Вильдановы оформили в долевую собственность этот дом. Муж, жена и дочка. Сергей Касимович — кандидат технических наук, совсем молодая дочь Мария на днях стала кандидатом биологических наук. Кстати, как молодой и перспективный ученый она одна из трех стипендиатов Президента РФ на факультете. Такая вот простая обычная российская семья. Которая оказалась в необычных условиях.

Приватизировать земельный участок оказалось сложнее. Городок готовился к передаче на баланс муниципалитета. Когда все это состоится, говорили Вильдановым, сотки придется оформлять уже у гражданских властей. Никаких проблем возникнуть не должно. Этот дом — единственное жилье семьи, участок, на котором он стоит, автоматически перейдет в собственность. На сей счет есть 36-я статья Гражданского кодекса РФ. Там оговаривается, что участок должен быть не меньше 8 соток и не больше 25.

Собственно, так оно и получилось. Вильдановы обратились в Одинцовский городской суд с просьбой разрешить им приватизацию участка.

Дом Вильдановых с пристройкой — отнюдь не хоромы. Фото: Наталья Мущинкина

Суд назначил экспертизу: сколько необходимо земли, чтобы обслуживать дом, чтобы к нему были аварийные подъезды и прочее? Лишь после 8-го заседания (!) 9 февраля нынешнего года было вынесено решение:

— признать незаконным постановление городской администрации о сносе дома №45 в составе бывшего военного городка;

— признать ничтожным трехсторонний договор между районной администрацией, региональным минстроем и строительной компанией о развитии (застройке) этой территории в части, касающейся дома №45;

— выделить Вильдановым в собственность участок 13,76 сотки.

Действия чиновников Одинцовским судом признаны незаконными и ничтожными!

Победа по всем статьям. Конечно, жалко, что семья теряет больше половины участка, сада, который выращивали несколько поколений. Но суд объективно разобрался в ситуации, не зря было целых 8 заседаний и куча экспертиз.

Победа, впрочем, оказалась неполной и неокончательной. В мае 2016 г. одинцовские «товарищи» подали апелляцию в Московский областной суд и… выиграли процесс! В течение 10 минут (!) он вынес прямо противоположное решение: постановление Одинцовского городского суда полностью отменить.

То есть Вильдановым остается шиш с маслом, а не земля, 3- стороннее соглашение действует и торжествует, территорию экс-городка всенепременно нужно застроить башнями на 30 тысяч человек.

— Первое судебное решение в нашу пользу было принято после 3 экспертиз и 8 судебных заседаний, — вспоминает Сергей Касимович. — В Мособлсуде апелляцию района рассматривали 10 минут.

Началась судебная тяжба.

Не будем утомлять читателя юридическими тонкостями и уловками. В адрес Вильдановых пущены самые несуразные обвинения. Что, дескать, они специально построили на участке гараж и погреб, чтобы оттяпать побольше площади. Хотя известно, что все это строилось в 50-е годы прошлого века, а генерал Гуде сюда заселился в 70-е.

В старом генеральском доме 50-х годов постройки три комнаты, кухня, туалет. В последние годы в двух комнатах жили уже старые и больные люди: сам боевой генерал и мать Сергея Вильданова — кстати, тоже участница войны. А дети и внучка ютились в одной комнате, что было не очень удобно.

На месте деревянной веранды Сергей Касимович провел капитальную реконструкцию, увеличив площадь на несколько квадратных метров. О работах информировал БТИ, приходили эксперты, составляли эскизы и чертежи. Но предупреждали: реконструкция незаконна, поскольку участок ему не принадлежит: «Вот когда оформите его в собственность…»

— Теперь формально привязались к тому, что я самовольно сделал капитальную пристройку к дому, — говорит Сергей. — В городском суде рассматривается дело о сносе пристройки по иску администрации. Но она на общем с домом фундаменте. По результатам проведенной дополнительной экспертизы — разрушится весь дом.

По новой кассации Вильдановых Мособлсуд вынес еще одно решение. В нем нет ни слова о том, что дом должен быть снесен вместе со всем городком. А в случае изъятия земли, сообщается в вердикте, им полагается компенсация по рыночной стоимости. То есть де-факто суд признает, что участок находится в их собственности.

Семье не нужны компенсация и панельная квартира.

— Если дом и участок отберут, пускай нам предоставляют равноценные дом и участок на таком же удалении от Москвы, — говорит глава семейства.

Осталась последняя инстанция, чтобы поставить точку над «i» в этой истории. Кассационная жалоба в Верховный суд РФ — с просьбой восстановить решение суда первой инстанции.

Бывшие военные городки в Подмосковье оказались в зоне конфликта

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах