МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Мормониада-2002

или Игры в полигамию

  Как ни крути и ни верти, но, говоря о зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити, просто невозможно обойти мормонов, хотя они не фигуристы, не лыжники, не хоккеисты. Мормоны — это мормоны. Две трети населения штата Юта, составляющего 2,2 миллиона человек, все политические деятели штата являются членами церкви Иисуса Христа новейших святых, то есть мормонов. И сами они называют себя особыми людьми.
    
     Это отнюдь не преувеличение. Мормоны — особые, хотя их религия, как и любая религия, полна чудес. Здесь и легендарные чайки, которые спасли мормонов, как гуси — римлян, но не от неприятеля, а от чумных насекомых (в их честь воздвигнут монумент); здесь и золотые печатные формы, чудом возникшие и чудом исчезнувшие, с которых была оттиснута мормонская Библия. Доморощенная религия мормонов возникла в штате Нью-Йорк. Ее зачинателем считают странствующего водоискателя Джозефа Смита. Изгнанные из Нью-Йорка, мормоны перекочевали в Иллинойс, но и там подвергались преследованиям. Тогда их предводитель столяр-янки Брайхэм Янг, подобно Моисею, вывел своих единоверцев в Юту. Подойдя к одному из озер Юты, Янг якобы воскликнул: “Это и есть то самое место!”. Более полутора века спустя то же самое воскликнули отцы города Солт-Лейк-Сити, заявив о своей претензии на проведение зимних Олимпийских игр 2002 года.
     Мормоны свято верят, что одно из мест их столицы, где сейчас находится открытая парковка для автомашин, было когда-то раем. Впрочем, в Солт-Лейк-Сити, перефразируя строку Маяковского о Ленине, каждый камень мормона знает. И в первую очередь это камни, из которых сложен главный храм на Темпл-сквер, то есть Храмовом сквере. Его по праву называют Ватиканом мормонов. (Всего исповедующих их религию десять миллионов человек, из которых половина живут за пределами Соединенных Штатов.)
     Величественный, готического стиля храм из гранита посетитель, если он не мормон, может наблюдать только со стороны. Вход в храм ему заказан. Когда я попросил моего спутника журналиста-мормона провести меня в храм “по блату”, он наотрез отказался и посоветовал мне перейти в его веру. На сей раз отказался я. Храм на Темпл-сквер, подсвечиваемый ночью, что создает иллюзию его парения в воздухе, и памятник отцу-основателю Янгу составляют символический центр Солт-Лейк-Сити, от которого расходятся лучи городских улиц. * * *      Когда мы произносим слово “мормоны”, за ним неизбежно следует слово “многоженство”. Это, пожалуй, единственное, что известно всем о мормонах. Власти Солт-Лейк-Сити хотели бы использовать Олимпийские игры для того, чтобы рассеять имидж Юты как вертепа многоженства. Как заявил бывший сенатор от этого штата и бывший мэр Солт-Лейк-Сити Джейк Гэрн, “Я счастлив, что игры наконец пришли к нам и мы получили шанс разоблачить все россказни о нашей распутности. А то все время только и слышишь: “Мормоны — это, мормоны — то”.
  
   Сейчас представители церкви мормонов вовсю обрабатывают девять-десять тысяч журналистов, съезжающихся со всех уголков земного шара в Солт-Лейк-Сити на Олимпиаду. Они говорят им, что именно “Великий бассейн, то есть Юта, стал “самой лучшей обителью Американской мечты”, что их пастырь Янг считал Конституцию США документом “божественного вдохновения”. Но вот о чем свидетельствует история. В трех милях от Темпл-сквера, где находится старый Форт-Дуглас, почти все время стояли федеральные войска, пушки которых были нацелены на Ватикан мормонов. С конца 1850 годов до 1896 года, когда Юта получила статус штата, Вашингтон рассматривал ее как “подрывную колонию”, как рассадник “развратного секса”, обставленного “омерзительными ритуалами и клановостью”. А тот самый Янг, который говорил о божественном происхождении Конституции США, пестовал свою вооруженную милицию для войны против Соединенных Штатов и угрожающе заявил: “Всевышний Бог даст Соединенным Штатам такую пилюлю, что они допукаются до смерти!” К счастью — и для самой Юты — не допукались...
     “Мормоны — это, мормоны — то” означает, конечно же, многоженство. Сам основатель религии мормонов Янг был женат 27 раз! Утверждают, что когда Янг воскликнул: “Это и есть то самое место!”, он имел в виду место, где можно свободно предаваться многоженству — полигамии. После того как Юта стала штатом, полигамия здесь была запрещена законом. Да и церковь мормонов была вынуждена отказаться хотя бы формально от полигамии. Произошло это немногим более ста лет назад. Но, как говорит мой американский коллега Тимоти Игэн, “церковь продолжает относиться к полигамии как к изгнанному родственнику”. “Изгнанных родственников” в Юте довольно-таки много, и они, живя припеваючи, отнюдь не считают себя изгнанниками или изгоями. Организация бывших жен полигамистов считает, что на сегодняшний день около ста тысяч жителей штата Юта — члены семей полигамистов, но вот, мол, власти штата закрывают на это глаза.
     А как не закрывать, если среди властей предержащих тоже есть многоженцы или уж в любом случае отпрыски многоженства! Попытки организации бывших жен полигамистов лоббировать конгресс штата с требованиями ужесточить законы против многоженства и скрупулезно соблюдать их натолкнулись на еще более мощное лобби полигамистов. Среди них особенно выделяется лобби клана Аллерд, насчитывающего три тысячи человек. Ничего себе семейка! Кстати, не все женщины Юты против полигамии. Отнюдь! В прошлом году за полигамию был осужден некий Том Грин первым за всю историю штата. Так вот, его пять жен начали сейчас кампанию за легализацию полигамии под флагом “свободы религии”.
     Руководство мормонской церкви дало негласное указание своим прихожанам не заниматься обращением в их веру участников игр и туристов и вообще вести себя тише воды и ниже травы. Тем не менее тяжелый мормонский дух и призрак полигамии не рассеиваются. Все приехавшие в Солт-Лейк-Сити журналисты пишут об этом. Вот и я пишу. А как не писать? Во-первых, читабельно, интересно, а во-вторых, — соответствует действительности. Здесь даже есть сорт пива под названием “Полигамический портер”! Его реклама гласит: “Зачем выпивать лишь одну бутылку? Забери еще несколько домой для своих жен!”
     Власти штата и города пытаются сделать все, что в их силах, чтобы раскрыть для Олимпиады “ракушку Юты”. Мэр Солт-Лейк-Сити Рокки Андерсон даже попытался смягчить антиалкогольные законы. Но факт остается фактом: Солт-Лейк-Сити — это вам не Лос-Анджелес и не Атланта. Да, конечно, в последнее время, в преддверии Олимпиады здесь появились торговые моллы, дорогие гостиницы и рестораны французской кухни; жители Юты стали смотреть сомнительные телесериалы вроде “Друзья”, а по кабелю — даже порнуху; мормонская церковь, считавшая совсем еще недавно негров “расой подштопанной автопокрышки”, сейчас десантировала в Африку аж 60 тысяч своих миссионеров, абы превратить “подштопанных” в целехоньких. Более того, в Солт-Лейк-Сити даже завелся свой собственный “крестный отец”. И все-таки поскреби хорошо ютского вольнодумца — и ты обнаружишь мормона. Когда в Солт-Лейк-Сити привезли выставку статуй Родена, все обнаженные скульптуры были упрятаны в подвалы Университета имени многоженца Янга!
     Как пишет местная публицистка Кэтрин Байль, “несмотря на некоторые уступки, Солт-Лейк-Сити не будет тем городом бурных вечеринок, которые отцы города обещали посетителям Олимпиады”. Байль сравнивает свой город с “неуклюжей дебютанткой на первом в ее серой жизни балу”, которой грозит остаться “цветком желтофиолем”, то есть дамой без кавалера. Единственное, что мы можем предпринять в последний час, продолжает она, так это “заткнуть глотку капризным полигамистам, добиться пунктуальной работы транспорта и накормить массу гостей, не обращая их в мормонскую веру”. А это уже кое-что на мормонской земле обетованной...
    

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах