Правительство рассмотрело предварительные итоги исполнения бюджета-2007. Бюджетные статьи, которые должны были поставить очередные рекорды, опять оказались пересмотренными. Уже в четвертый раз! И это весьма интересно.
Таблица: Бюджет-2007 в видении Минфина (в трлн. руб.)
Статьи бюджета Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 (озвучен главой Минфина в октябре в Вашингтоне) Вариант 4 (озвучен главой Минфина на заседании правительства)
Доходы 6,63 6,9 7,4 7,65
Расходы 5,28 5,46 6,5 5,92
Профицит 1,35 1,5 0,912 1,73
Что ж так «болтает» главное российское финансовое ведомство, что на протяжении месяца оно кардинально меняет финансовый курс нашего корабля? Что вместо «Бухты Радости» мы приплываем в очередную «Бухту Забвения». И что бюджет по результатам года будет исполнен лишь на 90,7%.
Ларчик с ответом на этот вопрос открывается если и не очень просто, то, во всяком случае, понятно. С одной стороны нас преследует хроническая болезнь нашей бюрократии — неравномерное использование выделенных средств. И не то, чтобы чиновники не хотели их расходовать. Они бы с радостью, да просто не могут. Потому что не готовы сопутствующие нормативные акты вроде постановлений правительства. К примеру, как прозвучало на заседании кабинета, из 37 постановлений правительства лишь 17 актов было внесено в установленные сроки. А нет разрешающей бумаги, и нет денег. О чем говорить, если девять ведомств выполнили роспись по бюджетным расходам менее чем на 50%, а четыре — менее чем на 25%. И главные лидеры по недоосвоенности — Минэкономразвития и Минсвязи, потратившие по итогам 9 месяцев по 6-7% от запланированного. А тот же Инвестфонд за это время «пропустил через себя» только 8 млн рублей из почти что 60 млрд. запланированных. Как объясняют в Минфине, история эта вполне традиционная: есть-де в России «бюджетная традиция главных распорядителей бюджетных средств осваивать свои бюджеты в четвертом квартале». Сказать нечего, хорошие традиции на российской земле почему-то приживаются с гораздо большим трудом. А эта традиция в нынешнем году влечет за собой особо тяжкие последствия в виде инфляции.
Кстати, Кудрин, когда находился в Вашингтоне, скорее всего еще не владел информацией о диком скачке цен на продовольствие и резком росте инфляции с начала осени. И потому он сейчас просто вынужден ограничивать траты ведомств, допуская перечисление денег в институты развития, поскольку эти средства в экономику сразу и напрямую не попадают. Ради того, чтобы хоть как-то ограничить инфляцию.
Но предпринимаемых Минфином мер по спасению министров от роста цен и обеспечению стабильности явно не хватит для достижения цели. Потому что за три квартала расходы бюджета составили около 3,5 трлн. рублей. Из вчера окончательно определенной суммы расходов в 5,9 трлн. То есть 60%. В октябре бюджетные расходы оценивались в 640 млрд. рублей. Значит, на ноябрь и декабрь приходится почти 1,8 трлн. Считать, что они не окажут влияния на инфляцию, когда государство финансирует расходы в объеме, вдвое большем, чем предполагалось, нормальная логика не позволяет. Декабрь еще покажет, что такое инфляция.
Впрочем, если исходить из слов премьер-министра, впереди нас ждет не меньшее по возможному негативу будущее. Для того, чтобы без всяких «катаклизмов» войти в трехлетний бюджет на 2008-2010 годы, необходимо до конца текущего года принять примерно 93 новых нормативно правовых акта. И сомнения в том, что наши чиновники справятся с этой задачей, более чем обоснованы. Ведь как сказал премьер, без оптимизма оглядывая зал с собравшимися подчиненными, « года этого осталось - чуть больше месяца».
С чем мы заканчиваем этот год*
Прирост золотовалютных резервов $150 млрд.
Чистый приток капитала $80 млрд
Объем Стабфонда 3,84 трлн. рублей
Доходы бюджета 7,65 трлн. рублей
Расходы бюджета 5,92 трлн. рублей
* Прогноз Минфина