По данным источников MK.Ru, 12 мая 2008 года во Франции скончалась знаменитая русская художница Лидия Алексеевна Мастеркова.
Родилась Лидия Алексеевна в Москве в 1927 году. Интерес к занятиям живописью возник у нее в середине 40-х годов. В 1943 году на Чудовке открылась художественная школа, и первым педагогом начинающей художницы стал Михаил Перуцкий, который входил в объединение "НОЖ" ("Новое общество живописи") и много сделал для становления творческой личности Мастерковой. В 1946 году открылось Московское городское художественное училище под руководством Нины Кофман, которое просуществовало недолго: в 1950 году оно было закрыто за "левый уклон".
Период ученичества и последующие годы были временем познания, обретения собственного лица. Особый импульс творчества получила она в атмосфере выставки Всемирного фестиваля молодежи и студентов, устроенной в Москве летом 1957 г. Здесь открылась панорама невиданных до сего времени возможностей живописного выражения.
В конце 50-х годов Лидия Мастеркова начала разрабатывать собственный нефигуративный стиль, создавать произведения в новой манере абстрактного экспрессионизма. В числе первых в среде московского андеграунда она последовательно работала с чистой абстракцией, была членом "Лианозовской группы".
В Лианозово тогда стягивались подпольные художники и поэты, все те, кто хотел быть приобщен к миру "другого искусства". Вместе с Лидией Мастерковой туда входили Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Николай Вечтомов. В это время Мастеркова делает коллажи, применяя старые ткани, кружево, парчу, находя это в заброшенных храмах. Ей казалось, что эти вещи пропитаны мистикой веков.
Лидия Мастеркова любила работать циклами, сериями. К числу наиболее известных и значительных относятся такие как "Планеты" (1976 г.), "Триптихи" и многочисленные "Композиции", которые художница часто посвящает какому-то конкретному лицу. Серия "Метеориты" (1981-82 гг.), представляющая инсталляцию большого размера, во всю стену, состояла из 9-ти композиций, скомпонованных по три, и производила очень сильное впечатление.
Лидия Мастеркова рано начала участвовать в художественных выставках. Ее первая персональная выставка состоялась в 1961 году в доме искусствоведа И. Цирлина. Она была участницей нашумевших выставок – выставки 1967 года в клубе на шоссе Энтузиастов, которая была закрыта через два часа после вернисажа и знаменитой "бульдозерной" выставки под открытым небом в лесопарке "Измайлово" в 1974 году.
В 1975 году Мастеркова вместе с сыном уезжает в Париж. Она жила в живописной деревне Сан-Лоран в 300 км от Парижа, заботясь о своих многочисленных домашних животных. В то же время она продолжала интенсивно работать, делая в основном графические серии в технике коллажа.
Работы Лидии Мастерковой многократно эсконировались как в нашей стране, так и во многих странах мира – Италии, Франции, США, Германии, Польше, Австрии, Швейцарии. Они являются собственностью крупных отечественных и зарубежных музеев, галерей ,частных коллекций – Государственной Третьяковской галереи, Музея современного искусства (США), Zimmerli Art Museum (США ), коллекций Дины Верни, Нортона Доджа.
Использована информация http://www.gallerykino.ru/artists.php?id=11