МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Заграничные посылки опять будут вскрывать

Искать контрафакт в личной корреспонденции — бессмысленно

Идею российских ритейлеров вскрывать на таможне посылки из-за границы в поисках контрафакта независимые эксперты назвали попыткой «очернить» интернет-магазины, чтобы вернуть потребителей в торговые сети. Ранее Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила подвергать проверке не менее 5% «импортных» посылок. Найденные в них незаконно ввозимые товары подлежат уничтожению. Потребителей в этом случае обещают не наказывать: они не могли знать, что покупают контрафакт. Но деньги они потеряют. Переговоры АКИТ с с таможней могут состояться уже на этой неделе.

Фото: morguefile.com

После появления информации пользователи социальных сетей начали высказывать предположения, что в случае начала подобных проверок скорость доставки посылок заметно снизится, а сами заказы подорожают примерно на треть. Деньги нужны будут на содержание штата товароведов, которые займутся оценкой качества пересылаемой продукции. В АКИТ тем не менее эти обвинения отвергли. Президент ассоциации Алексей Федоров заверил, что проверка, во-первых, будет носить выборочный характер, во-вторых — после вскрытия товар вернется на экспертизу фирме-изготовителю, чтобы она подтвердила или опровергла оригинальность происхождения. Свои же предложения АКИТ вносит только для того, чтобы начать борьбу с контрафактом именно в сегменте доставки товаров частным лицам.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин по-прежнему считает предложение подвергать досмотру не менее 5% посылок из-за рубежа избыточным: «В России интернет-торговля в сфере электроники или одежды не является рынком контрафакта. В этом вопросе мы ничуть не хуже, например, Германии или США, — рассуждает Янин. — Больше похоже, что авторы идеи преследуют конечную цель отучить россиян делать покупки на зарубежных интернет-площадках».

Аналогичного мнения придерживается и президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Он напомнил, что с импортных товаров, которые поступают в России по почте, граждане платят только пошлину. И то лишь в случае, если товар превышает по стоимости тысячу евро. К тому же «товары почтой» не облагаются налогами на добавленную стоимость и на прибыль, что делает этот бизнес практически «белым». Чтобы выявить иногда проскакивающий контрафакт, по словам собеседника, вполне достаточно существующих проверок. Сегодня им подвергается примерно 1% входящего почтового трафика. Это не только запрещенные к ввозу в Россию грузы. В ту же категорию попадают купленные, например, по незнанию несертифицированные технические новинки. Всего в 2015 году в Россию, по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, пришло 155 млн посылок (плюс 7% по сравнению с 2014 годом), объем рынка интернет-торговли составил $10,5 млрд.

«Если дополнительная «нагрузка» от АКИТ будет реализована, это может отбить у части населения желание закупаться на иностранных интернет-площадках. Особенно в сегменте премиум-брендов, которые традиционно подделывают чаще», — отмечает Александр Иванов. В то же время, по его словам, сами члены АКИТ от нововведения пострадают в меньшей степени, поскольку большинство входящих в ассоциацию продавцов никакого отношения к реальной интернет-торговле не имеют. Через их сайты товар, как правило, только бронируется, а выдача происходит непосредственно в магазине.

Зато может получиться обратный эффект, когда покуатели из Интернета начнут возвращаться в торговые сети.  По итогам прошлого года выручка одной из крупнейших компаний,  продающих электронику, снизилась на 5,5%. Тогда как доля интернет-торговли пока держится за счет увеличения количества продаваемого товара.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах