МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Сенатор Пушков рассказал, какой будет новая информационная доктрина России

«Это качественно новый мир»

Россия вступила в эпоху большого информационного разрыва со странами коллективного Запада. Тотальное противостояние не оставило пространства для иллюзий: мир изменился, жить по старым методичкам, скопированным в лихие 90-е с либеральных демократий, больше нельзя и опасно для национального суверенитета. Надо придумывать свое, качественно новое. Какой будет новая информационная политика России, останется ли в ней место для иностранных видеохостингов, соцсетей и интернета вообще – «МК» рассказал председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.

Фото: АГН «Москва»

Эпоха большого разрыва – так охарактеризовал сенатор Алексей Пушков состояние, в котором оказались взаимоотношения России и стран запада. Этот разрыв стал неизбежен с того момента, когда Россия выбрала путь развития как самостоятельного центра силы. В западной доктрине такого сценария предусмотрено не было.

– Мы живем в качественно изменившемся мире. Те представления, которые говорят о временном конфликте, который будет рано или поздно урегулирован, – эти представления сейчас уже практически не имеют сторонников. Мы видим большое переформатирование геополитического пространства. Это качественно новый мир.

В связи с этим, думаю, что нам надо констатировать наличие большого геополитического и геоэкономического разрыва, – подчеркнул Пушков.

По словам сенатора, западная информационная система переживает сейчас феномен идеологического «окаменения» и размежевания.  Она все больше замыкается на себя, требует полного подчинения и живет по принципу «есть два мнения: неправильное и мое». Против несогласных есть богатый арсенал оружия: культура отмены, блокировка неугодных ресурсов, запрет деятельности «неправильных» журналистов.  Сохранить какие-то мосты в такой ситуации крайне проблематично. 

Тем более что  Запад совершенно не считает нужным соблюдать привычные нормы международного права. Вместо них «цивилизованный мир» придумал себе куда более удобную систему.

– Россия основывается на принципах международного права, прописанных  в Уставе ООН. Запад заменил их для себя на мутную концепцию «порядка, основанного на правилах». Но они меняются в зависимости от потребностей, – отметил Алексей Пушков.

По словам сенатора, сейчас полным ходом внедряется параллельное международное «право де-факто». В этой альтернативной реальности Косово имеет право выйти из состава Сербии без согласия Белграда. А Абхазия не имеет права выйти из состава Грузии вопреки мнению Тбилиси. Косово, по новой западной логике, – это особый случай. Абхазия – нет.

Оружием в гибридной войне должна стать новая информационная политика России. В общем виде ее «скелет» уже готов.

– Нам необходима выработка своих критериев того, что происходит в современном мире. Мы долго пытались помочь создавать систему международных критериев. Мы делали правильно. Но мы делали то, что не принимается нашими так называемыми партнерами. Мы должны уяснить, что единственной системой критериев, за исключением отдельных тем, наподобие глобального потепления и высадки пришельцев, мы будем расходиться с Западом, – рассказал Пушков.

Второй пункт в новой информационной концепции – отказ от попыток воспринимать себя в отраженном свете западной прессы.

– В 90-е мы утратили собственный взгляд на самих себя. Начали воспринимать себя через призму западных ценностей. Пора пересмотреть существовавшие в 90-е и исповедуемые некоторыми представителями элит до сих пор идею превосходства либерально-демократической модели существования общества.

Сенатор напомнил, что основой этой модели была мысль «СССР плох, западная демократия хороша». Но теперь выяснилось, что не так уж он был и плох в плане стабильности и межэтнического мира. Советский Союз уравновешивал другой центр силы, не давал США вести постоянные войны. С момента крушения СССР Штаты умудрились провести пять крупных войн – Ирак, Ливия, 20-летняя война в Афганистане, Югославия, Сирия. Алексей Пушков напомнил, что президент Джордж Буш-младший собирался в 2003 году захватить семь стран на Ближнем Востоке за пять лет – это было заявлено как высшая цель и серьезно рассматривалось. Другой вопрос, что американцы просто не преодолели первый же рубеж в виде Ирака.  

– Мы должны видеть, что сейчас в кризисе не только внешняя политика, построенная на произвольных правилах, но и внутренняя. Это уже другие США, другая Европа. Сейчас они уже не являются образцом – это уже очевидно. Даже в Америке говорят, что Америка перестала быть образцом демократии. Мы должны это видеть. Идея западной демократии для нас превратилась в фетиш. Сейчас это несостоятельно, мы развиваемся по разным путям.

Программа «дефетишизации», по словам Пушкова, должна начаться с создания собственного образовательного, просветительского и информационного пространства. Правда, без радикальных мер вроде изоляции от западных идей. Пусть остаются: мы их рассмотрим и исследуем. Однако в киберсреде потребуется куда более жесткий контроль.  

– Необходима идеологическая нейтрализация интернет-платформ. Они используются как структуры информационной войны. Они используют цензуру, блокировки. На одном только YouTube около 60 российских государственных ресурсов заблокированы, – отметил Алексей Пушков и напомнил, что несмотря на антироссийскую политику видеохостинг не собирается из России никуда уходить. Об этом официально заявила на площадке Всемирного экономического форума в Давосе заявила исполнительный директор YouTube Сьюзан Воджицки. Такое решение медиаменеджер объяснила желанием администрации хостинга сохранить для россиян доступ к «независимым новостям». Российские сенаторы полагают, что госпожа Воджицки лукавит:

– YouTube и Google отменили монетизацию для российских видеоблогеров. Из-за этого финансовые перспективы этих компаний в нашей стране ухудшились. Но они на это идут, потому что для них важна идеологическая, пропагандистская составляющая, – заявил Алексей Пушков.

По мнению сенатора, истинные намерения владельцев иностранных цифровых платформ и соцсетей не должны застать нас врасплох. Чтобы не получилось, как с арестом золотовалютных резервов. Сфера интернета и цифрового суверенитета – та область, где мы должны готовиться к худшим сценариям. При этом, как отметил глава комиссии Сената по информационной политике, мы должны действовать продуманно: убирать негативное содержание этих платформ, сохраняя их как инструмент поддержания социального общения и заработка для людей. Основной же упор нужно делать на повышение конкурентоспособности российских платформ.

А вот в плане защиты русского языка программа предложена куда более жесткая. Законодатели считают, что от нелепых заимствований из «американского английского» избавляться надо полностью.

– У нас есть целый класс людей, которые общаются через «кейсы», «мерчендайзинг», «бинджвотчинг» и так далее. В английском языке все эти термины обозначают определенный феномен. Но совершенно необязательно их превращать в устойчиво используемые в русском языке, – подчеркнул Алексей Пушков. – Когда я на Тверской улице вижу сплошные «лаунджи», мне очень интересно, что там происходит и почему это нельзя назвать по-русски. Поясню: «бинджвотчинг» – это когда человек запойно смотрит сериал. Но можно же сказать, что он не может оторваться от экрана, пока не посмотрит за ночь весь сериал. Когда мы начинаем бездумно заимствовать, мы начинаем мыслить в логике чужой системы. Система понятий и русский язык в целом требуют такой же защиты, как наш национальный суверенитет.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах