Напомним, в июле 2012 года изменениями в законодательство об НКО, было введено понятие «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», которые обязаны были зарегистрироваться в соответствующем реестре в Минюсте и предоставлять определенную информацию о своей деятельности. Сегодня за нарушения требований закона руководителям НКО грозит ответственность вплоть до уголовной. Так, непредставление или несвоевременное представление «иностранным агентом» необходимой информации в курирующий ее госорган, предусмотрен штраф от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 300 тысяч рублей - для юридических. Если «иностранный агент», деятельность которого была приостановлена, продолжает работать, ее организаторам грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а сотрудникам - от 3 до 5 тысяч рублей. Если НКО злостно уклоняется от предоставления документов для включения ее в реестр Минюста, предусмотрен штраф в 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет.
Поводом для рассмотрения вопроса об НКО в КС стала жалоба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также руководителей фонда «Костромской центр общественных инициатив», который был оштрафован за нарушение правил регистрации, а его сотрудникам были вынесены прокурорские предостережения. Похожие меры были применены и в отношении других НКО и их руководителей.
Заявители указали, что ряд положений закона об НКО, «дискриминируют участников НКО, нарушают презумпцию невиновности, посягают на достоинство личности, и обязывают свидетельствовать против самого себя». Также, по их мнению, закон ограничивает право на свободу слова, права граждан на объединение и участие в управлении государством.
КС, рассмотрев эту жалобу, пришел к следующим выводам:
«Признание конкретных НКО выполняющими функции иностранного агента не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу государственным и общественным институтам. Любые попытки обнаружить в словосочетании «иностранный агент» отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конституционно-правовых оснований. Соответственно, оспариваемыми нормами не предполагается негативная оценка той или иной организации со стороны государства, а также не преследуется цель дискредитации ее деятельности. Для признания деятельности НКО политической она должна быть направлена на воздействие на государственную политику или на формирование соответствующего общественного мнения. В отсутствие подобных целей, даже если организация занимается критикой властей или вызывает в обществе оппозиционные настроения, она не может считаться выполняющей функцию иностранного агента. Кроме того, для соответствующей классификации политические цели должна преследовать организация в целом, а не отдельные её участники, действующие в личном качестве и по собственной инициативе».- разъяснил суд.
«Участвуя в политической деятельности, НКО затрагивает права и свободы всех граждан. Более того, получение организацией средств и имущества из иностранных источников не исключает возможности её использования в интересах спонсоров. Следовательно, законодательное выделение подобных НКО согласуется с обеспечением конституционно значимых публичных интересов, а также с защитой государственного суверенитета.
Исходя из этого, оспариваемые нормы законодательства о некоммерческих организациях не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку:
а) не предполагают вмешательства государства в определение НКО приоритетов своей деятельности и осуществления контроля за целесообразностью как содержания, так и форм и методов политической деятельности;
б) устанавливают уведомительный порядок формирования реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента, и не препятствуют их финансированию из российских или зарубежных источников;
в) исходят из презумпции законности и добросовестности деятельности НКО и не лишают их права на судебную защиту.
Оспариваемая норма КоАП не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку не имеет обратной силы и предусматривает привлечение к ответственности, только в случае, если НКО не направило в установленном порядке заявление о своем включении в реестр «иностранных агентов».
Однако предусмотренный ею размер штрафов для физических и юридических лиц противоречат Конституции, поскольку не позволяет назначить наказание ниже низшего предела.
Конституционный Суд предписал законодателю внести соответствующие изменения в КоАП. Дела заявителей подлежат пересмотру в части, расходящейся с Постановлением КС РФ», - поясняется на сайте КС РФ.