Оговоримся: оправдывать трагедию под Омском только лишь некими проблемами с колесом все-таки неправильно. Экспертизе еще предстоит доказать, когда именно оно получило повреждения — до столкновения или во время аварии, но, очевидно, что если неисправность и имела место, она стала одной из многих причин, а не единственной.
Камерные шины, которые, судя по всему, были установлены и на грузовик, и на автобус имеют свойство «взрываться». Причины могут быть абсолютно разными: перегрев, сильный износ, прокол... Тем не менее, результат один — лопнувшая камера, моментальная потеря давления, которая приводит к тому, что транспортное средство теряет способность двигаться по изначально заданной траектории и надежно управляться.
Происходит это всегда довольно неожиданно. Но алгоритм действий в таких случаях прост и логичен — водителю нужно удержать транспортное средство в своей полосе (авто начинает тянуть в сторону лопнувшего колеса), замедлиться и плавно остановиться, избегая резких движений рулем и торможения «в пол», так как и то, и другое с высокой долей вероятности приведет к полной потере контроля над автомобилем. Однако учитывая, что оба водителя обладали вполне приличным стажем, подобная ситуация не должна была стать большой проблемой, если, конечно, в дело не вмешалась скорость, на порядок сокращающая тот отрезок времени, который необходим на то, чтобы адекватно среагировать и принять правильное решение.
Стоит также отметить — бескамерные шины, которые сегодня устанавливаются на большинство легковых автомобилей не «взрываются», а сдуваются. В каком-то смысле их «поведение» напоминает воздушный шарик, который надули, но забыли завязать. То есть в отличие от камерных колес, бескамерные теряют давление постепенно, что в некоторой степени позволяет сохранить управляемость.
Тем не менее, алгоритм действий при проколе такой покрышки все равно остается примерно тем же. Главная задача водителя — безопасно снизить скорость, не выехав за пределы полосы, и только после этого аккуратно съехать на обочину. Ни в коем случае не дергать рулем и не бить по тормозам.