МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Ученые выяснили, что чрезмерный контроль приводит к снижению успеваемости школьников

По поведению родителей можно предсказать результаты ЕГЭ у детей

Современные родители все чаще с ностальгией вспоминают советскую школу. Тогда взрослым практически не приходилось принимать участие в обучении детей, все делали педагоги. В наши дни вовлеченность родителей в образовательный процесс с каждым годом растет, и сами же учителя нередко считают контроль за успеваемостью школьника обязанностью пап и мам. Тем временем последние исследования ученых показывают, что чрезмерная родительская опека приводит к негативным результатам.

Фото: АГН «Москва»

Доцент ВШЭ Илья Прахов представил результаты многолетнего исследования об отложенном влиянии вовлеченности родителей в учебный процесс на успехи ребенка в старших классах и после окончания школы. Наблюдения за семьями велись более 10 лет. В ходе исследования был в том числе проведен опрос среди группы школьников, которые в 2012 году учились в 9 классах, а в 2015 году поступили в вузы, продолжали учебу в колледжах или пошли работать. Оказалось, что подростки, родители которых чрезмерно вмешивались в учебный процесс, реже переходили в 10 класс и поступали в высшие учебные заведения.  

При этом негативное влияние на учащихся оказывала именно гиперопека, помощь и контроль за выполнением домашних заданий, попытка учиться вместе, а иногда и за ребенка. Разумное участие, в том числе помощь в выборе дополнительной литературы, найм репетиторов, посещение родительских собраний, наоборот, оказывали лишь положительное влияние.  

Ученые также выяснили, что степень вовлеченности родителей в учебу детей влияет на их успехи нелинейно. Низкий уровень вовлеченности никак не отражается на образовательных результатах, в то время как избыточный контроль приводит к снижению успеваемости, в том числе баллов за ОГЭ и ЕГЭ. Кроме того, исследование показало, что родители с сравнительно низким доходом, без высшего образования чаще чрезмерно контролируют учебный процесс своих чад.

- Я с младших классов пыталась приучить ребенка к самостоятельности, - рассказывает Ульяна, мама 17-летнего подростка. –  Но позиция учителей состояла в том, что родители должны контролировать учебный процесс. На меня сыпались гневные послания в дневнике с просьбой проверять домашние задания и закреплять непонятый на уроке материал. В конце концов, я сдалась и в результате  просидела с сыном над учебниками до 9 класса. Результаты ОГЭ оказались просто плачевными, в 10 класс нам идти категорически не рекомендовали. С тройками в аттестате мы смогли устроить ребенка только на непопулярную специальность в платный колледж. При этом муж сразу сказал, что если он не возьмется за ум и вылетит из учебного заведения, пойдет сначала работать, а потом — в армию. Странно, но это подействовало, сын впервые за 10 лет стал хоть что-то делать самостоятельно, решил даже потом поступить в вуз на экономический.  

По мнению психологов, причина роста случаев гиперопеки со стороны родителей кроется не только в современной школе, но и в тех реалиях, с которыми в последние годы сталкиваются сами взрослые.

- В последние годы школьники действительно становятся все менее самостоятельными, в том числе благодаря чрезмерной опеке родителей, - считает школьный психолог Татьяна Горбатенко. – Проблема в том, что, в отличие от советского времени, сейчас мы столкнулись с серьезным расслоением общества. Большое количество людей недовольны собственным уровнем жизни и пытаются сделать все возможное, чтобы обеспечить лучшее будущее своим детям. Для многих начало этого успеха кроется в отличной учебе и поступлении в престижный вуз. В результате взрослые всю школу тянут ребенка по предметам, которые им самим кажутся перспективными, не задумываясь о том, интересны ли они ребенку, есть ли у него способности в этом направлении. Конечно, и школьные учителя отчасти способствуют излишнему вмешательству взрослых в учебный процесс. Родители жалуются, что в родительском чате даже у 6-7-классников педагоги отчитывают взрослых за не сделанные задания и проваленные контрольные, как будто в школе учатся они, а не их дети. В результате у родителей стирается грань между участием в обучении ребенка и тотального контроля за ней. Во все времена бывают дети, которым учеба дается с трудом, но давлением и контролем ситуацию не изменить. Чем больше родители будут помогать школьнику с уроками, тем меньше он будет считать ее своей зоной ответственности и тем больше лениться. Главное, что могут сделать родители, это помочь ребенку найти направление, которое станет ему интересным, дать ориентир. Иногда это может расшевелить даже самого безнадежного двоечника.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах