Впервые за длительный срок, нас, журналистов пригласили эдак легко прошвырнуться по всему периметру Большого театра. Зрелище, скажу, завораживающее, хотя до конца реконструкции-грандиозо еще далеко. Ну когда еще увидишь элитный Большой в «скелетарном» состоянии: специальные «инъекции» на стенах, разобранные полы, оголенные фундаменты, — одно слово: шик, блеск, красота! И это без иронии: пока «русское чудо» балета и оперы потрясает воображение на Новой сцене, здесь — на основной — творятся поистине чудеса инженерные.
О сроках и масштабах «главной стройки страны» мы узнали из уст представителя генподрядчика по строительным работам, заслуженного строителя РФ, профессора Азария Лапидуса.
— Итак, Азарий Абрамович, что же сделано на сей момент? Ведь несколько лет страну сотрясали слухи об аварийности здания, о множестве «силовых трещин»…
— Состояние было, и правда, угрожающим. Мы ужаснулись, когда вскрывали фундаменты: в некотрых местах их не было вовсе — размыло. А что сделано? На сей момент мы «перевалили через экватор». Под всей исторической стеной выполнены ростверки, на которые устанавливаются кондукторы (направлящие трубки), а в них уже задавливаются сваи. Так вот, сейчас мы задавили около 95% всех свай, их где-то около 2000. Ростверки повышают устойчивость надземной части сооружения. Поэтому главная противоаварийная работа выполнена. И вот что интересно: всё это время мы постоянно вели мониторинг всех частей здания на предмет возникновения деформаций. И за последние более чем 10 недель деформаций выявлено не было! Это уникальная ситуация.
— Будет ли вестись мониторинг и после сдачи здания заказчику?
— Естественно. Он должен быть постоянным, ежедневным.
— Теперь о сроках: на осень 2009-го уже подписан контракт с Ла Скала, вы должны уложиться…
— Раз подписан — значит уложимся. Мы уже начали разработку значительного подземного пространства, активно ведем акустические работы. Так, до конца 2008-го все строительно-предреставрационные работы будут завершены. А первые представители театра смогут обживать кое-какие помещения уже с мата-апреля 2009 года. Основные же результаты работ по строительству, отделке и реставрации мы намереваемся получить к октябрю-ноябрю 2009-го. Это реально.
— «Основные», но не все? И после «заселения» и начала сезона работы будут продолжаться?
— Естественно. И это нормальная практика. Возьмите тот же «Гранд-Опера»: объект сдан в сроки, но до сих пор в отдельных местах могут висеть таблички: «Извините, пока эта лестница закрыта, ведется реставрация». И так далее.
— Ну, хорошо. Вот вы театр «сдадите». Но через сколько лет потребуется очередной косметический ремонт? Штукатурка, там, потрескается? Через 2-3 года?
— Нет-нет. Думаю, в течение 10-ти близжайших лет о каком-либо ремонте в Большом говорить будет просто смешно…
— Как-то вы сказали, что делаете «лучший театр Европы» и «по многим показателям он будет лидировать». Какие же это показатели?
— Во-первых, это акустика (мы сейчас устанавливаем специальные акустические прокладки, восстанавливаем деревянную деку). Во-вторых, свет. В-третьих, сценография. И, в-четвертых, логистика. Под логистикой подразумеваются то, что сцена будет очень быстро переоснащаться декорациями, по сути будет три сцены, возникающие в нужный момент…
К этому стоит добавить, что для каждого жанра на сцене будет особый пол: балетный должен звуки поглощать, оперный — отражать. В самом театре многие помещения будут по-новому организованы, сейчас подстраиваются так называемые этажерки, то есть прирост площадей ожидается до 40 тысяч кв. м. Внешний вид почти не изменится, единственное, пока неясны «геральдические подробности» — будет ли меняться герб и проч.