МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Школа жизни учителя Семенова

Бедный преподаватель рисования из Чувашии 18 лет строит ее за свой счет своими руками

Сегодня во всех школах России начнется учебный год. Придет знакомиться с новыми учениками и учитель рисования из чувашского села Трехизб-Шемурша Александр Семенов. Потом же, переодевшись в строительную робу, отправится красить стены в своей школе, которую вот уже 18 лет он возводит в родном селе на собственные деньги. Накануне 1 сентября корреспондент “МК” побывал в гостях у директора, строителя, проектировщика и спонсора уникальной школы-долгостроя.
На строительство замка искусств он тратит все до копейки... Фото: Анастасия Гнединская

В Чувашии учителя Семенова давно уже называют мечтателем, романтиком. Ну и что? Ведь мечта у него очень благородная — построить для деревенских ребятишек настоящий замок искусств, где они смогли бы бесплатно обучаться живописи и музыке. Ради этого “учитель года России” готов ютиться в полусгнившей избенке, спуская всю свою зарплату и премии на кубометры досок и мешки цемента.


Его все убеждали: не берись, не построишь. Но замок почти готов — остались лишь отделочные работы. Теперь упорно твердят: продай, не откроешь. “Открою! — идет наперекор всем Александр Анатольевич. — Пусть даже на это я потрачу всю свою жизнь”.

 

“Вот богачи, наворовали денег, теперь хоромы себе отстраивают!” — заметив в окне маршрутки среди покосившихся изб кирпичный особняк с воротами и беседками, пожилая женщина не может сдержать негодования.


“Да казино или ночной клуб здесь будет! — безапелляционно сообщает всему микроавтобусу хмельной бас с задних рядов. — А хозяина посадили, вот и закончить строительство никак не могут…”


Отель, резиденция главы администрации, церковь… Какие только версии ни рождаются в воображении пассажиров автобусов Чебоксары—Ульяновск, когда на подъезде к селу Трехизб-Шемурша среди череды прогнивших домов-сарайчиков вырастает настоящий замок из красного кирпича — с витражами в стрельчатых окнах, кирпичными воротами и конусообразной башней. О том, что сельский учитель вот уже 18 лет возводит здесь школу искусств, по понятным причинам никому даже в голову не приходит.


— Да я к этом байкам за все годы уже привык, — спокойно реагирует на версии пассажиров Александр Семенов, встречая меня в дубовых дверях долгостроя. Давно вышедший из моды костюм висит на худощавой фигуре. Рубашка, хоть и старательно выглаженная, пообтерлась на манжетах. Словом, богатея из сплетен моих попутчиков в нем даже с натяжкой не признаешь. — Иногда сам, если заезжие гости начинают выспрашивать о загадочном особняке, подыгрываю:


“Что это у вас за новый русский себе хоромы здесь отгрохал?”


“Нет, — говорю, — школа искусств будет, сельский учитель в одиночку строит”.


“Видать, богатый очень!”


“Что вы, рядом со мной в покосившейся избушке живет, все до копейки на стройматериалы тратит”.


“Значит, сумасшедший…”


“Да нет. Победитель разных педагогических конкурсов. Просто хочет, чтобы деревенские ребятишки бесплатно художественное образование получали. И не в обшарпанной школе, а в настоящем замке искусств”.


“Эх, и шутник же ты! Не может такого быть…”


“В каждой комнате будет свой архитектурный стиль…”


…Солнечные лучи, проникая сквозь витражи с причудливыми растениями да жар-птицами, расползаются по бетонному полу разноцветными пятнами. Впереди — анфилада залов, с высокими, местами выкрашенными “под мрамор” стенами. На потолке — фигурные розетки и барельефы. Пока пенопластовые, купленные по дешевке в одном из строительных магазинов райцентра.


— Эти украшения здесь временно. Уже этой зимой я планирую заменить всю лепнину, — голос 41-летнего Александра Семенова эхом разносится по пустынным залам. — Лепить и формовать буду в мастерской или дома, ведь зимой здесь зуб на зуб не попадает. Хотя отопление уже проведено. Но если его включить, ежемесячно нужно будет выплачивать по 8 тысяч. А я эти деньги лучше на штукатурку или кирпич пущу.


Из прихожей попадаем в огромный зал с несколькими рядами стрельчатых окон. Пока из декора здесь только выполненные баллончиком, видимо, бывшим учениками надписи: “Саша — последний романтик”, “Саша, ты супер”. Но по проекту помещение будет одним из самых шикарных в замке.


— Здесь будет кабинет живописи и парадный зал одновременно. Интерьер я планирую оформить в стиле барокко. Ведь у меня в каждом помещении будет свой архитектурный стиль. По правилам так не делается, но для меня важно, чтобы дети не просто учились в красивых кабинетах, но и с помощью наглядного примера разбирались в нюансах архитектурных течений, — объясняет концепцию Александр Семенов — В этой комнате потолок весь будет в лепнине, между окнами — классические колонны, увенчанные статуями. Скорее всего это будут покровители искусств.


Кабинет лепки, технологии, зимний сад, столовая. Побродив по особняку, кажется, что над проектом работал как минимум опытный строительный подряд. Поверить в то, что все это спроектировал и выстроил один человек, да еще и без специального образования, невозможно. К примеру, окна в классах живописи и рисунка расположены таким образом, чтобы в любое время суток сюда не попадали прямые солнечные лучи. Через стену от кабинета лепки — душевая: чтобы вымазанные в глине ученики не бегали по замку. Система отопления рассчитана на полвека вперед.


Переступив порог угловой комнаты — пока ослепительно белой, только что оштукатуренной, — будущие ученики школы-замка смогут очутиться в Древней Греции. По задумке автора здесь будут фрески со сценками из эллинских мифов, кариатиды по бокам дверного проема.


— Эту комнату я приспособлю под библиотеку. Стеллажи с книгами, компьютеры на столах… — мечтает Семенов. Потом, внезапно споткнувшись о ведро со штукатуркой, возвращается в реальность. — Но скорее всего здесь будет спальня для девочек. Мальчикам я отдам свой кабинет на втором этаже, а сам останусь жить у себя на участке. Ведь строительство еще одного корпуса — жилого — я вряд ли потяну. Это бы здание открыть до конца жизни. Ведь всю молодость на него, считай, угробил. Говорила мне покойница мама: “Не зарывайся ты на замок. Построй обычную небольшую школу — и учи детей!”


— Действительно, а почему же вы не послушались матушкиных советов? — задаю я вполне логичный вопрос Семенову.


Сперва учитель даже обижается. Видимо, это “зачем” ему уже оскомину набило. Потом терпеливо начинает объяснять:


— Если рассуждать так, можно было вообще ничего не строить. Арендовать класс в нашей сельской школе и открыть там студию допобразования. Но в наших типовых школах атмосфера антивоспитательная. Поэтому дети не хотят учиться, поэтому гадят в классах, рисуют на партах… В моем же замке сама атмосфера призвана воспитывать в учениках художественный вкус. Ведь почти все дети, которые будут воспитываться в моей школе, не были ни в Петергофе, ни в Кремле. Они, кроме сараев у себя в огороде, вообще ничего не видели. А здесь родные стены будут для них эталоном, ребята захотят стремиться к чему-то, в нынешних школах для них недостижимому.


“Миллионер” из трущоб


Дом Александра Семенова притулился на обочине села всего в нескольких десятках метров от замка. На фоне краснокирпичной громадины эта полусгнившая бревенчатая избушка кажется и вовсе сарайчиком. За скрипучей дверью — всего одна комната, заменяющая “учителю года” и кухню, и спальню, и кабинет. Из мебели — диван с продавленными пружинами, обеденный стол и два стула.


— Я ни копейки из заработанного на обстановку не потратил, — будто оправдывается педагог-альтруист. — Телевизор и микроволновку мне подарили как победителю областного конкурса “Учитель года”. Диван сестра сосватала. А печку бесплатно собрал отец одного из моих учеников. Но, рассказав это, тут же спешит уточнить: “Вы только не подумайте, что я жалуюсь. Даже наоборот. Мне в такой обстановке комфортно, ничего большего для жизни и не надо”.


На сколоченной своими руками этажерке пылится хрустальный пеликан — главная награда всероссийского конкурса “Учитель года-1998”. Рядом ржавеет “Золотой глобус” — это уже знак отличия за победу в международном конкурсе педагогов.


— Тогда, в 2000 году, когда я стал лучшим среди 36 учителей из разных стран, для меня это было настоящим прорывом. И не только в плане признания, но и в плане денег: вместе с “глобусом” мне выдали полтора миллиона рублей, благодаря которым я смог покрыть крышу и пристроить еще несколько комнат, беседки, — вспоминает учитель. — Ведь, если честно, ради замка я и побеждал во всех этих конкурсах. Думал, сейчас докажу, что я действительно стоящий учитель, и найдутся люди, которые мне помогут.


Но за все эти годы ни государство, ни спонсоры не выделили на строительство школы искусств ни копейки. Дважды посмотреть на чудо-школу приезжал экс-президент Чувашии: обещал помочь, но все его зароки так и остались лишь словами.


— Ладно — не помогают материально, но могли бы хоть от налогов освободить, — возмущается учитель. — Ведь сейчас за землю, на которой строится замок, я плачу как частный предприниматель. Будто я там автозаправку или торговый центр возвожу. Или взять проект электрификации здания: за него я заплатил 180 тысяч, хотя обычные жители платят 1200. Видно, государство может себе позволить еще и зарабатывать на учителе, который все до копейки вкладывает в строительство бесплатной школы для детей.


Здесь будет замок заложен!


Все началось с наивной детской мечты о средневековом замке. Школьником Саша Семенов часто рисовал в воображении его огромные залы, высокие башни и резные барельефы. Потом, поступив в Чебоксарский пединститут на художественно-графический факультет, начал рисовать свою мечту уже на бумаге.


— С первых дней учебы я понял, что работать в школе — мое призвание. Тогда же я решил, что построю замок. Только уже не для себя, а для сельских детей. Найму педагогов и создам там частную художественную школу. Такую, какой нет во всей стране, — вспоминает учитель. — Естественно, тогда у меня еще не было ни концепции, ни тем более земли.


Зато была цель всей жизни. На ее осуществление студент Семенов и начал собирать деньги. Мыл полы в соседнем медучилище, работал гардеробщиком. В итоге за годы обучения на сберкнижку накапало пять тысяч рублей.


— Едва получив диплом, я снял эти деньги, поехал на кирпичный завод и привез семь машин кирпича, — вспоминает Александр Анатольевич. Правда, одну машину украли на следующий же день. С тех пор воруют все время: то доски утащат, то раствор. Но обиднее всего было, когда увели два контейнера стекла. Вернее, украли один, второй — 140 листов — разбили на месте. Прихожу — а весь замок в осколках. Я тогда чуть не заплакал — ведь на них я все деньги потратил. Пришлось влезть в долги. Так весь год и прошел: что зарабатывал — все до копейки отдавал.


Но это было уже потом. А тогда, в мае 1992-го, Александр Семенов отмерил на выделенной ему под строительство земле квадрат 26 на 26 метров. Потом взял в руки штыковую лопату и начал копать яму под фундамент.


— Рыл я ежедневно с мая по октябрь. Приходил после уроков, переодевался в рабочую робу и спускался в яму. Как я не умер тогда — ума не приложу. Даже сейчас мне не верится, что все это я выкопал в одиночку, — признается учитель. — А еще нужно ведь было груду литературы по строительству перелопатить. Я ведь по образованию чертежник, проект здания начертить могу, а вот со строительством никогда не сталкивался. Но в итоге все получилось: за все 18 лет замок ни одной трещины не дал.


В октябре приступили к заливке фундамента. Целый месяц учитель провел по колено в строительной жиже, таская тяжелые ведра с щебнем и раствором.


— Если бы тогда мне соседи и бывшие ученики не помогли, наверное, и не справился бы. Но самое странное, что они ведь никогда не верили в мои силы. А все равно приходили на стройку. У чувашей такая безвозмездная помощь называется “ниме”, — разъясняет Александр Анатольевич. — Но я им пообещал, что когда закончу строительство, на триумфальной арке, которая сейчас стоит перед замком, выгравирую их имена.


Вообще мечты учителя о чудо-школе искусств всерьез не воспринимал никто. Сперва, когда он только начал рыть котлован, говорили: “Не выроешь”. Потом уверяли: “Не построишь”. Теперь, когда в замке остались лишь отделочные работы, напирают: “Не откроешь. А если и откроешь — на что содержать будешь?”


— Я всем отвечаю моей любимой цитатой Скарлетт О'Хара: “Об этом я подумаю завтра”. На каждом этапе у меня есть конкретная задача, под которую я ищу деньги. Когда становится совсем туго — продаю свои картины. Вот не так давно сторговал одному влиятельному другу десять пейзажей. А на эти деньги купил мраморные плиты в замок. Ведь не могут же полы в замке быть покрыты линолеумом…


— И что, за эти годы у вас ни разу руки не опускались? Не хотелось все бросить и начать жить по-человечески?


— Все время об этом думаю! — огорашивает меня педагог. — Но максимум в течение суток. Потом опять хочется строить. Не знаю, откуда этот оптимизм берется…


Не раз у Александра Семенова была возможность уехать на большие деньги, но он всегда отказывался. Не прельстила его даже работа в Майами.


— В 1999 году я был там в составе Международной конференции учителей из России и США, и мне предложили место преподавателя технологии в Майамском университете. Естественно, жилье, зарплату в несколько тысяч долларов. Тогда все твердили: “Дурак, что не согласился. Денег бы подзаработал, потом приехал сюда и достроил свою школу”, — вспоминает Александр Анатольевич. — Но я-то понимаю, что за это время здесь все по кирпичикам разнесут.


“Пусть им будет стыдно, что “учитель года” стоит на трассе с протянутой рукой…”


“Понедельник: история искусства, графический дизайн. Вторник: рисунок, скульптура. Среда: живопись, занятия по интересам (музыка, театральная студия и т.д.)…” На столе, покрытая густым слоем пыли, лежит папка из нескольких десятков листов — прописанная до мельчайших подробностей концепция семеновской школы. Здесь есть все, начиная от расписания и заканчивая методикой преподавания. Но пока в нее не заглянул ни один чиновник.


— Если я буду преподавать один, школа рассчитана на 30 учеников. Если же появится возможность нанять еще одного-двух педагогов, можно будет сделать две и даже три группы, — разъясняет концепцию автор. — Но это только по очной форме обучения. Будут еще вечерние занятия — для тех семей, у кого есть возможность привозить и забирать детей. Также будут группы выходного дня и даже дистанционное обучение с обязательной установочной сессией.


Утром ребятишки будут посещать занятия в местной общеобразовательной школе, а вечером — садиться за мольберты и чертежные доски. Отбирать учеников будут по двум критериям: таланту и мотивировке.


— Вот, к примеру, даже у нас в селе есть 7—8 очень талантливых ребятишек. Но чего они могут добиться, если порой родители даже краски и альбомы им не могут купить? — задает справедливый вопрос Александр Семенов. — Государство? Ему не до художников и скульпторов. Вот сейчас приняли программу поддержки талантливых детей, но до нашего села она пока не дошла и вряд ли когда-нибудь дойдет. Сейчас учителя за свой счет покупают материалы и за свои деньги возят на выставки и районные соревнования. Какая здесь господдержка?.. А ведь все, что отображено в этой программе, я разработал еще 18 лет назад, когда только начал строить школу. И если бы меня тогда поддержали, сейчас здесь у нас в селе была бы экспериментальная площадка, наработанный опыт которой могли бы теперь перенимать сотни педагогов со всей России.


О судьбе отечественного образования Семенов может рассуждать часами. Хотя сейчас ему впору было бы подумать о своей, ведь на данный момент он фактически безработный. Общеобразовательную школу в родном селе сделали начальной. И места для титулованного учителя там не оказалось. Ему предложили вести уроки в одной из районных альма-матер, но этих копеек не хватит даже на оплату проезда. А переехать в другой город нельзя — сразу весь замок по кирпичикам растащат.


— Мне дали три урока ИЗО в неделю — получается 600 рублей. Какой там замок искусств, самому бы с голоду не помереть! Вот и шутят теперь мои коллеги, что Семенов начнет на трассе торговать цветами да картинами. А что мне остается делать? Ведь стройку я на финише бросить не могу. Я пообещал детям, что открою школу, и я это сделаю. И пусть государству и благотворителям потом будет стыдно, что “учитель года России” стоит на трассе, можно сказать, с протянутой рукой…


Респ. Чувашия — Москва.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах