Новый импульс

В программу развития малого и среднего предпринимательства Югры внесены изменения

На последнем заседании Думы ХМАО — Югры, состоявшемся в сентябре, окружные парламентарии приняли закон о внесении изменений в программу развития малого и среднего предпринимательства в Югре на 2004-2010 годы.

В программу развития малого и среднего предпринимательства Югры внесены изменения

Изменения касаются, в частности, увеличения затрат на программу микрофинансирования и лизинга оборудования. Кроме того, Департаментом экономического развития ХМАО — Югры разработан проект долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2011-2015 годы".

К обсуждению этого проекта власти привлекают всех желающих — он размещен на официальном сайте правительства Югры по адресу: http://admhmao.ru/economic/proekty/ В чем принципиальное отличие новой программы от той, которая заканчивает свое действие в этом году? В какой именно поддержке и почему нуждаются югорские бизнесмены? Попробуем разобраться.

Развиваться быстрее

Разработка поправок в действующую программу развития малого и среднего предпринимательства и создание проекта нового документа отчасти явились результатом встречи губернатора Югры Натальи Комаровой с предпринимателями Нижневартовска в июле этого года. "Малый и средний бизнес должны играть более заметную роль в экономике округа", — заявила тогда глава региона, отметив также отрасли, в которых существует "резерв роста". Это, например, нефтегазосервис, а также бизнес в сфере информационных технологий и экологии. Количественное увеличение малых и средних предприятий не только создаст дополнительные рабочие места и расширит налогооблагаемую базу, но и обеспечит здоровую конкуренцию, что, в свою очередь, приведет к улучшению качества товаров и услуг.

Однако очевидно, что для открытия собственного дела одного лишь желания недостаточно: для старта инициативным и предприимчивым людям нужны средства. А кроме них еще и знания о том, как реализовать собственную бизнес-идею.

Поэтому в Югре для начинающих предпринимателей был создан продукт, решающий одновременно две задачи: получение необходимого минимума специальных знаний для старта собственного бизнеса и возможность финансирования предпринимательской бизнес-идеи. Это — грантовая поддержка начинающих предпринимателей. "Грант представляет собой безвозвратное финансирование бизнес-идеи, — поясняет генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры Ольга Сидорова. — Основное требование для участия в конкурсе на получение грантов — прохождение специального обучения по 48-часовому курсу".

Тем, кто успешно прошел подготовку и получил необходимый минимум знаний, даются и "карты в руки", то есть грант, с помощью которого можно запустить бизнес-идею.

Микрокредиты для макрорывка

Если начинающим предпринимателям необходимо привлечь дополнительные средства, то для них действует проект "Микрофинансирование". По словам той же Ольги Сидоровой, этот вид поддержки предоставляется в размере до трех миллионов рублей по ставке Центробанка РФ. Проект рассчитан на то, что начинающие предприниматели получают опыт по процедуре кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и в дальнейшем самостоятельно смогут обращаться в банки.

Нужно сказать, что микрофинансированию уделяется в настоящее время достаточно много внимания. Так, в текущую программу поддержки малого и среднего предпринимательства внесены изменения, касающиеся создания регионального Фонда микрофинансирования уже в этом году. На организацию фонда окружной бюджет выделяет 11 млн. рублей. Эти средства пойдут на оплату труда сотрудников фонда, административные расходы, налоги, сборы и другие первоочередные мероприятия. Привлекать средства федерального бюджета фонд сможет в 2011 году.

Стоит отметить, что в конце сентября в Москве состоялось значимое событие — прошло заседание комитета по развитию микрофинансирования Ассоциации российских банков. На мероприятии речь шла о развитии этого института в небольших городах и сельской местности. Тема для Югры актуальная, поскольку на территории округа немало муниципалитетов с небольшой численностью населения. И для того, чтобы малый и средний бизнес мог развиваться в том числе и на селе, финансовая помощь начинающим бизнесменам просто необходима.

Важную роль микрокредитов для развития малых и средних предприятий в разговоре с корреспондентом "МК" отметила и директор региональной общественной организации "Союз предпринимателей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры" Ольга Клыченко:

— Доступ к капиталу и возможность приобрести средства производства для малого бизнеса имеют огромное значение, — подчеркнула она. — Малые компании зависят от возможности получить кредит намного сильнее, чем крупные фирмы. Поэтому и микрокредитование, и лизинг мотут стать существенным подспорьем в развитии малых предприятий. Но условия кредитования должны быть такими, при которых и получение кредита, и пользование им будет выгодно компании, позволит ей по-настоящему развиваться, а не работать исключительно на выплату процентов. Это самое главное.

На то, что условия кредитования должны быть приемлемы для малого бизнеса, указывает и руководитель Ассоциации частных предпринимателей Сургута, объединяющей более 200 предпринимателей города и района, Леонид Тарабанов. Пока же, по его мнению, существуют определенные сложности в этом вопросе:

— Условия по микрофинансированию очень непростые, — объясняет Леонид Тарабанов. — Я не говорю уже о высокой процентной ставке. Начинающему предпринимателю сложно найти поручителей — а зачастую их требуется два-три. Редко, кто соглашается стать поручителем из желания "поддержать товарища". Зачастую поручители имеют в виду и свои финансовые интересы, например, компенсацию за поручительство — процентов пять от суммы кредита. И куда, в таком случае, уходит этот с трудом добытый микрокредит? Есть свои сложности и с залоговым обеспечением. Вообще сегодня в лучшем случае один из десяти предпринимателей соответствует всем тем условиям, которые выдвигают фонды поддержки для претендентов на получение финансовой помощи.

Именно поэтому задача сделать микрокредиты доступными, то есть превратить их в максимально эффективный инструмент поддержки малого бизнеса, сегодня — одна из первоочередных.

Кто владеет информацией...

Несмотря на то, что в последние годы в Югре были достигнуты определенные успехи в развитии малого и среднего предпринимательства, как то увеличение количества малых и средних предприятий, функционирование "Бизнес-инкубатора" и существование таких проектов, как "СТАРТАП", есть и ряд проблем, требующих решения. О сложностях, с которыми сталкиваются югорские бизнесмены, рассказывают сами предприниматели.

— Если говорить о проблемах, то стоит различать проблемы руководителей предприятий и проблемы самих предприятий, — отмечает директор региональной общественной организации "Союз предпринимателей Ханты-Мансийского автономного круга — Югры" Ольга Клыченко. — Для владельцев бизнеса серьезнейшей проблемой является отсутствие квалифицированных кадров либо их очень высокая "стоимость". Не секрет, что у нас в Югре специалист получает зарплату выше, чем такой же сотрудник, например, в Курганской области. И если учесть, что сегодня в тендерах может участвовать любое российское предприятие, то очень часто наши югорские предприниматели с трудом выдерживают конкуренцию в ценовой борьбе с предприятиями, которые приходят с "большой земли". Затраты на ведение бизнеса "у них" и "у нас" совершенно разные.

Еще одна серьезная проблема, на которую обратила внимание Ольга Клыченко, — недостаток информации. В первую очередь информации о том, какие программы для поддержки бизнеса существуют в автономном округе, где и как можно получить, например, льготные кредиты и т.п. "Такая информация в принципе есть, но она раздроблена, ее приходится "добывать" из различных источников, — говорит Ольга Клыченко. — Было бы хорошо, если бы в Югре существовал какой-то единый информационный ресурс, на котором была бы доступна вся возможная информация, в том числе и юридического характера, которая была бы полезна предпринимателям". Она приводит такой пример: предприниматель собирается открыть свое дело, и ему жизненно необходимы точные данные о состоянии рынка в той самой отрасли, в которой он собирается вести бизнес. Начинающий бизнесмен порой не в силах самостоятельно провести грамотные маркетинговые исследования. Поэтому неплохо было бы иметь некую структуру поддержки, в которую он мог бы обратиться для получения подобной информации.

— Такая структура не обязательно должна быть государственной, — поясняет Ольга Клыченко. — Возможно, муниципалитеты будут заключать контракты с какими-то коммерческими организациями на оказание подобных услуг. Главное, чтобы предприниматель мог получить достоверную информацию о том, где есть свободная "ниша", в какой сфере лучше открывать бизнес, чтобы он был востребован.

Кроме того, не каждое предприятие, тем более начинающее, может позволить себе содержать грамотного юриста, профессионального маркетолога. "Было бы здорово, если бы предприниматель мог прийти в определенное место и получить консультацию. Если у начинающего предпринимателя будет возможность быстро получить четкие, внятные ответы на вопросы, то бизнес обязательно будет развиваться", — уверена Ольга Клыченко.

Очень часто начинающие бизнесмены (нередко — вчерашние безработные) не могут освоить или запомнить всю нужную информацию, даже если они прошли курсы и познакомились с азами ведения бизнеса. Им нужна пошаговая инструкция: сначала они должны уяснить, что от них требуется на определенном этапе, и только выполнив этот этап, они могут переходить к следующему. Например, на этапе регистрации предприятия предприниматель должен четко представлять, какие ему нужны документы и как их правильно оформить. Но при этом он может не удержать в голове всю информацию, касающуюся налогообложения. В вопросе о недостатке информации солидарен с Ольгой Клыченко и Леонид Тарабанов:

— Предприниматель должен иметь возможность получить нужную информацию тогда, когда это ему реально потребуется. Но здесь существует еще одна проблема. Наши предприниматели не привыкли к самостоятельности. Они не умеют сами добывать информацию — им проще, как в известном телевизионном шоу, "сделать звонок другу". А многих приходится просто водить за руку.

Главное — стабильность

Бизнесмены указывают и на еще одну сложность, мешающую бурному развитию малого бизнеса. Она связана с очень высоким процентом по кредитам. Сегодня ставка доходит до 24 процентов годовых. К этому стоит прибавить еще сложное и длительное оформление документов на получение кредита. Складывается ощущение, что сегодня банки вообще не заинтересованы в том, чтобы выдавать кредиты малым предприятиям. Им проще выдать один большой кредит, чем несколько небольших. Крупное предприятие, во-первых, более стабильно, а во-вторых, оно сразу берет много и платит те же проценты.

— Нужно каким-то образом заинтересовать банки, — предлагает решение проблемы директор РОО "Союз предпринимателей ХМАО — Югры" Ольга Клыченко. — Может быть, предоставить им льготное налогообложение, если они будут показывать, что выдают кредиты малым предприятиям.

Очень многое зависит и от руководства каждого муниципального образования:

— Административные барьеры или административная поддержка — пока что это "добрая воля" руководителя администрации в каждом муниципальном образовании, — утверждает Ольга Клыченко. — Например, существенный вопрос, связанный с получением земельного участка, целиком лежит сегодня на главе. Вопросы, связанные с офисными и производственными площадями, подключением к энергоресурсам, и другие, не менее существенные, полностью зависят от администрации. В связи с этим хотелось бы, чтобы у нас были такие законы, при которых развитие бизнеса не зависело бы от "доброй воли" чиновников. Когда и у той, и у другой стороны были бы определенные права и обязанности. Предприниматель должен быть уверен в завтрашнем дне и ориентирован, прежде всего, на то, чтобы выпускать товары или оказывать услуги наивысшего качества. Стабильность — это главное условие, при котором люди будут хотеть идти в бизнес.

Что нам стоит дом построить?

Один из главных и сложнорешаемых вопросов для предпринимателей — это вопрос помещений: сегодня очень сложно найти производственные площади по доступной цене. Именно производственные — с офисными дела обстоят не так плохо. Проблему высокой стоимости арендной платы озвучил Леонид Тарабанов:

— Сумму в 500 рублей за квадратный метр еще можно назвать терпимой, но очень часто предпринимателям предлагают арендовать помещения от тысячи рублей за квадратный метр и выше. В первые три месяца работы начинающий бизнесмен просто не в состоянии оплачивать такую аренду. Эти месяцы ему нужны на раскрутку, и если можно было бы вносить плату, например, не живыми деньгами, а оказанными услугами, предпринимателю было бы легче.

Отдельная тема — получение земельного участка под строительство. Часто бывает так, что начинающий предприниматель, с трудом развивающий собственный бизнес из-за высокой арендной платы за помещение, арендовать земельный участок под строительство собственного здания порой просто не в состоянии. Не в состоянии из-за неподъемно высокой цены:

— Арендная плата может начинаться от 100 тыс. рублей в год. А ведь необходимо еще и построить, например, тот же самый павильон на арендованном участке, — добавляет руководитель Ассоциации частных предпринимателей Сургута Леонид Тарабанов.

К слову, окружные власти знакомы с этой ситуацией и пытаются как можно скорее запустить механизмы решения проблемы. Тему земельных участков вновь подняла губернатор ХМАО — Югры Наталья Комарова: "Чтобы увеличилось число малых предприятий, необходимо упростить процедуру предоставления земельных участков, более активно формировать участки, выставляемые на аукцион. Важно, чтобы бизнес мог по понятным правилам приобретать у муниципалитета нежилые помещения", — заявила глава региона на встрече с активом Ханты-Мансийска в сентябре этого года.

Конкуренция как катализатор роста

Чтобы к концу 2020 года создать в автономном округе мощный слой среднего класса — 60-70 процентов от всего населения, как предусматривает проект долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в ХМАО — Югре на 2011-2015 годы", — необходимо решить не только перечисленные выше проблемы. Существует еще ряд существенных моментов, требующих корректировки и связанных с работой на перспективу. В частности, авторы проекта указывают на недостаточное развитие наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Современный малый бизнес Югры сегодня связан со строительством, торговлей, операциями с недвижимостью, предоставлением услуг и отчасти с промышленностью. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе его присутствие незначительно, говорится в проекте. В округе мало собственных структур, оказывающих интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики — проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов, и прочее. Также малые и средние предприятия автономного округа мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.

Еще один существенный недостаток сегодняшнего положения дел в малом бизнесе — слабо развитая конкуренция во многих муниципалитетах автономного округа.

— До тех пор, пока предприниматель будет уверен, что будущее его предприятия не зависит от качества того, что он предлагает, он не будет стремиться это качество улучшать, — считает Ольга Клыченко. — Некоторые предприниматели думают, что смогут, например, договориться с руководством администрации или муниципальной организации и получить муниципальный заказ. Тогда, по этой логике, получение объемов работ зависит не от качества услуги, а от умения договариваться с нужными людьми. И предприниматели не стремятся улучшать качество этой самой услуги. Нужно, чтобы госзаказы ориентировались не только на цену, но и на качество. Система получения госзаказа должна быть максимально прозрачна. Это будет стимулировать руководство компаний вкладывать средства в развитие: в сотрудников, в оборудование, в технологии, что в конечном итоге принесет пользу всем участникам российского рынка", — уверена директор РОО "Союз предпринимателей ХМАО — Югры".

Кстати, одной из задач проекта как раз и значится "совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в ХМАО — Югре".

На новые рубежи

Проект долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в ХМАО — Югре на 2011-2015 годы" предполагает помимо прочего модернизацию и создание условий для внедрения энергоэффективных технологий в малом и среднем предпринимательстве, развитие молодежного предпринимательства, стимулирование инновационной активности малых и средних предприятий. А также создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере экологии и традиционных промыслов и совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки.

Безусловно, господдержка для начинающего бизнесмена очень важна. Пожалуй, существование эффективных и действенных мер поддержки будет серьезным стимулом для открытия собственного дела. Однако многое зависит и от активной позиции самих предпринимателей. Если владельцы бизнеса при возникновении определенных проблем будут сами эти проблемы поднимать, будут выносить их на советы, обсуждать, если у них будет желание участвовать в общественной жизни, то, возможно, и проблемы эти будут решаться, уверены некоторые предприниматели.

Пока что, как бы печально это ни звучало, многие бизнесмены не только инертны, но и даже враждебно настроены по отношению друг к другу:

— Никакой сплоченности между предпринимателями, к сожалению, нет, — утверждает Леонид Тарабанов. — Бескорыстную помощь оказывать друг другу они не будут. И взаимные интересы они видят тоже не всегда. Иногда я указываю им на то, что если они объединят усилия, то добьются больших результатов. Оказывать помощь, держа в уме то, что и тебе когда-нибудь тоже помогут, большинство наших предпринимателей, к сожалению, не готовы. И зачастую они действуют по принципу: "Я сам добился этих результатов, сам нашел нужную информацию. Вот и ты выкручивайся сам".

Очевидно, что такой подход только заводит ситуацию в тупик. Сами по себе проблемы малого и среднего бизнеса, естественно, не решатся. Но интерес к решению этих проблем должен быть не только у представителей власти, но и у самих предпринимателей. Для того, чтобы произошел качественный сдвиг, необходимо, чтобы и чиновники, и бизнесмены объединили усилия. Возможно, новая программа, проект которой сегодня широко обсуждается, и активная позиция самих бизнесменов помогут решить хотя бы часть имеющихся у малого и среднего предпринимательства проблем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру