Чтобы собрать юбилейную выставку, Третьяковская галерея пустила клич по всей стране. Откликнулись все — 14 российских музеев, белорусский и даже израильский музей в Иерусалиме.
— Нам хотелось задать вопрос: почему Левитан стал такой фигурой, которая определила пейзажное искусство, — рассказывает директор Третьяковкой галереи Ирина Лебедева. — Если вы посмотрите в окно, то увидите ту самую “Золотую осень”, которую так любил писать Левитан.
Третьяковской галерее не впервой показывать Левитана. Полвека назад, к 100-летию художника, галерея тоже делала большую ретроспективу. К подготовке тогда подошли креативно. Решили выставить не только хрестоматийные работы, но и подделки под Левитана, подражания. Замдиректора музея Лидия Иовлева хорошо помнит ту выставку. Она, тогда еще совсем молодой сотрудник, помогала составлять экспозицию.
— Были курьезные ситуации, — вспоминает она. — Одну картину сделал под Левитана реставратор, который тогда работал в галерее... Но тогда не было представлено пастели и графики Левитана, это очень хрупкие работы.
Чтобы увидеть малоизвестного Левитана в пастели и карандаше, посетителям сначала придется “преодолеть” весь творческий путь художника. Ранние годы, 1870—1880-е, когда художник только искал свой стиль. В этюдах и картинах, сделанных в Саввинской слободе и Крыму, еще угадывается манера учителей Левитана — Саврасова и Поленова. В “волжском периоде” в конце 80-х уже раскрывается талант художника. Лунная ночь, свежесть вечера, золотые деревья... Тогда мастер переходит от камерных работ к крупным полотнам. Можно проследить все искания художника благодаря эскизам, выставленным рядом с законченными шедеврами. И вот 90-е — пора больших знаменитых шедевров: “У омута”, “Вечернего звона” и “Золотой осени”, специально отреставрированной к выставке.
Наконец, европейский период. Художник, уже перенеся тиф, понимает, что жить ему осталось недолго. Тогда он пишет своему близкому другу Антону Чехову, что понял, как писать, но уже не хватает сил. И все же он много пишет: заснеженные горы Финляндии, развалины замков, каналы Венеции. Такой Левитан непривычен русскому зрителю и потому интересен.
В завершение самое интересное — пастель и графика. Здесь показаны даже совсем крохотные карандашные зарисовки. Есть и совсем незнакомый Левитан. Вот литография “Ночь на Ивана Купала”. Художник будто предвосхитил этой работой знаменитую сцену из “Мастера и Маргариты”. Девушка с растрепанными волосами, сидя на кабане, кружит над озером вместе с подружками-ведьмами, полуголыми, на метлах. Здесь же натюрморты Левитана, нарисованные пастелью удивительно детально.
В финале экспозиции — архивы. Фотографии художника, его переписка с друзьями, в основном с Чеховым, который так и не смог вылечить больного друга. А еще видео, рассказывающее за пару минут об огромной работе, которую проделали перед выставкой реставраторы. К примеру, детально показано, как реставрировалась картина “Золотая осень”. Такая же, что сейчас за окном.