
Мария Москвичева
Публикаций: 1608
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Третьи сутки Майя-Полина Пономарева дежурит около опечатанной подвальной мастерской своего гражданского мужа Юрия Балашова и ничего не ест. Только воду пьет. Мастерскую, где жил и работал неординарный художник, музыкант и дизайнер, скончавшийся 19 ноября прошлого года, на днях опечатал Творческий Союз художников России по настоянию одной из его старших дочерей от первого брака.
Пандемия поставила «на паузу» страны и города, и Сочи не исключение. Вместе с фестивалем в Сочи, наконец, открылись и культурные площадки – заработал Зимний театр, пустовавший с весны, органный зал и пр. До последних дней заполнять любые публичные площадки можно было лишь на 15%, теперь же разрешенный лимит по Краснодарскому краю – 30%. Как живет курортный город, где на днях пройдет встреча Путина и Лукашенко, и какие арт-события заряжают местных жителей и гостей Сочи, узнал корр. «МК».
Пандемия меняет мир, и музейная среда, как и любая другая, подстраивается под новые правила жизни. Анализу этих трансформаций посвящен специальный цикл интервью «МК» с руководителями крупнейших музеев – «Культура БЫТиЯ». Открыл дискуссию об эпохе перемен разговор с главой Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Следующая встреча – с не менее влиятельной фигурой отечественной культуры – директором Пушкинского музея Мариной Лошак. Пандемия началась в разгар масштабной реконструкции ГМИИ.
В День влюбленных в центре творческих индустрий «Фабрика» состоялся необычный перформанс. Его сценой стала экспозиция выставки «Запертые чувства» художника Марины Звягинцевой, которая превратила зал «Оливье» в квартиру, где можно пережить все свойственные изоляции гнетущие ощущения – одиночество, стресс, страх. А потом освободиться от тяжести несвободы, принять душ из потоков разноцветного света (для чего существует специальная инсталляция) и выйти на свободу.
Похоже, наступает долгожданное время, когда не театр выходит на улицу, а улица врывается в театр. Митинги, лозунги, начальники-врали, черные схемы откатов — все это можно было наблюдать в «Школе современной пьесы» у Иосифа Райхельгауза на премьерном спектакле «Задняя часть слона». Повесть Андрея Райкина, сюжетным ходом напоминающая культовый фильм «Джентльмены удачи», не социальная драма, а, как ни странно, — сатирическая комедия. В общем, смех сквозь слезы.
Такая неоновая красная надпись на выставке Павла Отдельнова в галерее «Триумф» светится среди других цитат из блогов жителей провинции и масштабных картин, изображающих «русское нигде». Все пейзажи типичны для России, и невозможно определить их географию, хотя списаны они с конкретных географических точек, которые художник нашел с помощью спутниковой карты.
Пушкинский музей открывает выставочный сезон после локдауна. И начинается он с итальянского зала, где среди постоянных «жителей» экспозиции появились два масштабных полотна кисти знаменитого венецианского мастера XVIII века –Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770), а также работы его сына Джандоменико (1727–1804). Два столетия назад полотна приобрел князь Николай Юсупов для своей коллекции. Всего он купил около десяти работ, некоторые из них находятся сейчас в постоянной экспозиции ГМИИ.
На «Винзаводе» чувствуется дыхание пандемии. Многие галереи закрыты или работают по звонку. Но выставочная жизнь все еще теплится здесь – открылись новые выставки, заслуживающие внимания. По главному столичному арт-кластеру всегда можно понять, в каком ритме бьется пульс современного искусства. Сегодня в нем чувствуется накопившая усталость, кризис, которые художники осмысляют, уходя от реальности, в постмодернисткий сарказм и умиротворяющую живопись.
Этот проект, представленный в Галерее на Шаболовке, – поистине титаническое и очень кропотливое исследование. Дизайнер и художник Саша Браулов потратил больше двух лет, чтобы отыскать на территории всего бывшего СССР – от Минска до Хабаровска, от Мурманска до Ташкента – уникальные памятники архитектуры 1920-1930-х годов и вышил каждый на черной ткани. Всего создал более 150 вышивок, наиболее знаковые проекты попали на выставку «Вышивая авангард».
Галерея «Парк» на Немчинова, 12 открывает новый сезон после выхода из локдауна выставкой тонкого мастера, чье творчество почти неизвестно даже в профессиональных кругах. Однако живопись Игоря Рожанца (1938-2012) заслуживает особого внимания. Его оригинальный стиль вобрал в себя элементы русского авангарда, французского импрессионизма, американского экспрессионизма и восточной философии. Художник-отшельник рисовал точками, и каждая имела особое значение и смысл.
Ещё Пифагор говорил, что мир состоит из геометрических фигур. Его считают одним из первых последователей сакральной, или божественной, геометрии, в основе которой лежит идея о принципах творения Вселенной, выраженной в математических формах. Именно на таком сакральном языке «говорят» художники Рашид и Инесса Азбухановы, создавая свои резные панно и иконы. В их доме-мастерской соседствуют на первый взгляд очень разные вещи – шифрованные абстракции и храмовые образы с каноническими ликами.
Почву можно употреблять в пищу. Геофагия – феномен поедания земли, глины и мела – существует в разных культурах мира с древних времен. По сей день в странах Африки, Азии и Южной Америки можно найти разные породы почвы, которые продают на рынках среди других съестных продуктов. В 2012 году российская художница, выступающая под именем Машару, начала собирать по всему свету съедобную почву. Результаты своего исследования теперь она представила в центре творческих индустрий «Фабрика».
Ох уж этот безумный, безумный мир… Кажется, дальше сходить с ума некуда, но нет. «Могло быть гораздо хуже». Название новой выставки Валерия Чтака становится эпиграфом к серии премьер в Мультимедиа Арт Музее, где каждый проект погружает в следующую степень подсознания. От тем, представленных на выставках разных авторов, бросает то в жар, то в холод, а итогом такого катарсиса становится странная нестабильная гармония.
Депрессия, отчаяние, тоска… Эти гнетущие эмоции художник Марина Звягинцева расфасовала по бутылкам и заключила в клетки, но яркие краски жизни все равно просочились сквозь оковы, пересилили страх и чувство тотального одиночества. И вырвались на волю яркими потоками красок. Несмотря на то что проект «Запертые чувства» готовился загодя, он оказался точным художественным откликом на ситуацию времени и на актуальную повестку дня.
Цены на выдающиеся произведения искусства растут. Вслед за рекордной продажей картины Боттичелли последовала еще одна интересная новость. На очередном аукционе недели старых мастеров Sotheby's в Нью-Йорке ушла с молотка работа Джованни Лоренцо Бернини, созданная в соавторстве с его отцом Пьетро.
Сегодня от знаменитой Сухаревской башни, которая некогда находилась в районе современного Садового кольца, остались лишь мифы. Но легенды эти столь загадочны и удивительны, а фотографии здания в стиле московского барокко столь романтичны, что фантом башни до сих пор не дает покоя москвичам.
На аукционе Sotheby's в Нью-Йорке продан портрет молодого человека с медальоном в руках кисти Сандро Боттичелли. Полотно ушло с молотка за 92 184 000 долларов, тем самым став самой дорогой аукционной продажей работы флорентийского мастера эпохи Возрождения. Рекордную сумму за портрет молодого человека с медальоном, судя по всему, выложил русский коллекционер.
После выхода из музейного локдауна Третьяковская галерея открывает серию новых выставок. В главном здании в Лаврушинском переулке первая выставка – камерная – представляет уникальные акварельные рисунки Александра Иванова, посвященные Благовещению. Это малая часть черновиков, которые автор «Явления Христа народу» придумал для храма, который мечтал расписать. Над библейским циклом художник работал последние 10 лет жизни.
Мы пьем из чашек, едим из тарелок, ставим в вазы цветы, меняем свечи зажигания в автомобиле. И часто забываем, что керамические предметы могут быть высоким искусством, не менее ценным и многогранным по смыслу и эстетике, чем живопись или арт-объект. Задача выставки «Керамика. Парадоксы», где в десяти залах собрано более 150 экспонатов, показать, как и когда керамика вышла за пределы утилиратности, при этом оставшись частью обыденной жизни.
Маэстро Юрий Башмет отметил свой 68-й день рождения по традиции — на сцене. В Концертном зале имени Чайковского звучала музыка Штрауса, Бетховена, Шуберта и Моцарта. В честь события сцену и люстры над ней украсили живыми белыми и розовыми цветами, а в зале создали эффект легкой дымки. Так что у публики была возможность отключиться от внешних проблем и подумать о вечном под звуки классики, исполненной талантливыми музыкантами.
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о смягчении ограничительных мер, а это значит, что наконец музеи могут открыть двери для публики. Искусство требует живого контакта — это стало очевидно на карантине, зато благодаря карантину музейщики подготовили море онлайн-экскурсий и лекций, так что теперь удобнее готовиться к встрече с прекрасным. Какие выставки стоит увидеть изголодавшейся по культурному досугу публике, узнал «МК».
Музейный локдаун продлили до 21 января, а это значит, что столичные арт-пространства готовятся открыться уже в ближайшую пятницу. Искусство истосковалось по своему зрителю, и если карантин не продлят, то арт подадут горяченьким аккурат к потеплению. В музеях идут последние приготовления. На монтаже одного из масштабных проектов Третьяковской галереи побывал «МК». Он называется «Лаборатория будущего» и посвящен искусству грядущего – кинетическому.
Первая ретроспектива Аллы Урбан в Третьяковской галерее начинается с символичной инсталляции длинной 21 метр под названием «Волна». Интерактивная конструкция из металлических прутьев, обвязанных белыми нитями, звучит словно море и волнуется так же трепетно при прикосновении к ней. Этой работой, созданной специально для Третьяковки, художница задает тон выставке «Из железа в каплю»: в нем слышится волнение и гармония, сложность и простота, живое дыхание – вдох-выдох, вдох-выдох…
Близкая подруга Бориса Грачевского Лариса Преториус рассказала про обстоятельства смерти основателя "Ералаша". Грачевский почти две недели занимался самолечением дома, а консультации недобросовестного онлайн-врача привели к непоправимым последствиям. Свою роковую роль сыграла и ситуация с «Ералашем» - государство отказало киножурналу в поддержке впервые за 46 лет. Пытаясь спасти свое детище, Грачевский постоянно проводил переговоры, искал финансирование, в итоге подхватил коронавирус.
Третьяковская галерея не теряла времени даром во время вынужденного локдауна, окончание которого до сих пор под вопросом. Выход из музейной изоляции, намеченный на 16 января, кажется, отодвигается еще на неделю. Музейщики до сих пор не понимают, когда им разрешат открыться, но готовы хоть сегодня. Так, на Крымском валу собрали три масштабные выставки, и главным хитом обещает стать ретроспектива одного из лидеров «Бубнового валета», легендарного живописца Роберта Фалька.
Серьёзное обвинение – словно дуэльную перчатку – бросил в адрес крупнейшего музея страны Эрмитажа и лично Михаила Пиотровского некий Андрей Ружников, коллекционер с мутной биографией. Он опубликовал письмо, где говорится, что большая часть работ на выставке «Фаберже – ювелир Императорского двора» – откровенные подделки.
Владелец Christie’s, коллекционер, меценат и один из богатейших людей мира Франсуа Пино давно собирался открыть собственный музей современного искусства, чтобы представить свою коллекцию. Подходящее место искал почти 20 лет. Сначала посматривал на бывшую фабрику Renault на острове Сеген в пригороде Булонь, но в итоге выбрал историческое во всех отношениях место – Торговую биржу, упомянутую еще Виктором Гюго в «Соборе Парижской Богоматери».
Ему выпал страшный рок: несчастная любовь, которая оставила шрамы не только в душе, но и на теле, смерть единственного сына, сифилис, сумасшествие, слепота. В судьбе художника Михаила Врубеля не меньше трагического и мистического, чем в его демонических картинах, которые сегодня составляют «золотой фонд» Третьяковской галереи и других музеев.
Говорят, художник должен быть голодным, и только после смерти его могут оценить – читай, заработать на его искусстве. Но это не так. Мы составили топ-5 самых дорогих в мире произведений ныне живущих художников по данным публичных аукционных продаж. Это четыре картины и одна скульптура, которая и возглавила рейтинг.