МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Юмор как ступень эволюции

Аркадию Арканову исполняется 80 лет

По нынешним временам Аркадия Михайловича Арканова можно смело назвать философом за саму, как говорится, его стать, его сущность. Темные очки и — под ними! — намек на веселую искорку в глазах. Арканов — скупой на улыбку рыцарь эстрады, при этом — тонкий драматург, «сообщник» Горина, его раздражает, когда юмор становится профессией. Часто повторяет, что юмор — витамин, а не заказной образ жизни.

Фото: Лилия Шарловская

...В 80-е годы сатирики проходили испытание «запрещенкой», в 90-е — пошлятиной, в 2000-е — политикой. Арканов ни в одну из этих крайностей так и не впал, оставаясь интеллигентным Аркановым: ведь он за индивидуальный юмор, идущий от личности, а не за стадное чувство, когда все должны ржать согласно цепной реакции. Или согласно моде. Думаю, его секрет — в его взгляде. Он не паразитирует на реальности, на конъюнктуре; он удивляется жизни. И в этом удивлении, в этой его новости черпает вдохновение.

— Писатель-сатирик Аркадий Арканов, — говорит «МК» Марк Захаров, — вызывает во мне целую гамму самых светлых чувств. И не только у меня, но и у всех людей, у всех народов СНГ... Особая радость меня посетила, когда мой спектакль в Театре сатиры по пьесе «Банкет» (1967) Арканова и Горина был запрещен сразу после третьего представления. Или задолго до «оранжевой революции» сатирик сочинил песню про оранжевое небо, оранжевую маму и оранжевого верблюда. Он прекрасен во всех проявлениях, их у него огромное количество: Арканов играет на трубе, в покер, на нервах у своих многочисленных зрителей. Человек очень приличный. Один из последних сатириков.

— Почему запретили «Банкет», кстати?

— Это был период, когда на закате оттепели свирепствовала коммунистическая цензура, и мы с «Банкетом» в этот закат не вписались. Сейчас он вообще воспринимался бы как очень милое произведение, но тогда в нем усмотрели подрыв советских устоев. Прежде в интервью Арканов признавался, что культурные чиновники толком и не видели спектакля, запросив лишь пьесу и вымарав ее многочисленными правками. В итоге ни до каких компромиссов так и не договорились — пьеса была снята. Причем даже игравшие в спектакле актеры стали ругать Арканова/Горина, высказывались в том числе пожелания, чтоб те уезжали из страны прочь.

— Вот вы сказали — «один из последних сатириков».

— Сегодня сложно тонко шутить. Изменилось время, и прежние разрешенные шутки про плохих официантов и грубых продавцов стали неинтересны. Начался новый период, когда юмор опустился ниже пояса. Сейчас это тоже уходит. Ну а Аркадий Михайлович воспринимается на фоне этого почти как музейный экспонат: прошел через все этапы развития достойно...

— Ну он же как-то сказал, что юмор — это то, что отличает человека от животного...

— И он прав. Впрочем, после «Банкета» у меня именно с Гориным остались прочные отношения, но Арканов за нами наблюдал — был первым зрителем всех затей, которые мы учиняли с Гришей... Настоящий интеллигентный ценитель, всегда задумчивый.

— Ну да, эта его задумчивость, грусть...

— Классическая его черта: всегда примерно одинаковая температура (темперамент). И даже молодым он всегда оставался мрачноватым. Улыбался только своим шуткам (если хорошую придумает). Здоровья ему и счастья!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах