
Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
В чем феномен Михаила Швыдкого? Почему к нему тянет? А все просто: для большинства его коллег от культуры (без обид) в 70 лет жизнь идет если и не под откос, то по накатанной колее без взлетов. Все уже случилось, произошло, ничего интересного. А у Швыдкого в 62 открылось второе дыхание: сколько хлопот в его молодом Театре мюзикла, сколько проектов, гастролей, и каждый новый спектакль — не калька предыдущего, но снова и снова преодоление, вызов себе, судьбе, жанру: смогу ли, справлюсь ли?
Обнаружение черного саркофага в Александрии затмило собой куда более важную для науки находку из 35 мумий и уникальной серебряной маски в 30 км от Каира. Последний раз нечто подобное ученые лицезрели почти сорок лет назад. И вот — такая сенсация. Но начнем все же с черного саркофага — туда положили троих хоть и небогатых людей, но весьма уважаемых — воинов. Иначе бы просто не стали стараться.
В четверг в египетской Александрии начались работы по вскрытию так называемого черного саркофага, случайно обнаруженного в начале июля. Крышку подняли на несколько сантиметров, потом работы остановили из-за ядовитых газов. Конспирологи оживились: проклятие фараонов! В итоге внутри оказалась не одна, а целых три мумии. Ситуацию нам комментирует известный египтолог Виктор Солкин, знакомый с этим сюжетом во всех деталях.
Уже год как Ильи Сергеевича Глазунова нет с нами. Большого художника. Нашего друга. Грядет масштабная выставка на его 90-летие в Манеже. И, как всегда, на нее будет лом. Пока же — мы даем честный, беспафосный, ни чем не приукрашенный портрет художника устами его сына Ивана, возглавляющего теперь Академию живописи, ваяния и зодчества. Это совсем иной Глазунов — отец, наставник, путеводная звезда... Сложный. Сильный. Невероятный.
Среда, утро, Басманный суд: сегодня следствие ходатайствует о продлении меры пресечения в виде домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову и директору РАМТа Софье Апфельбаум. Прессы, по традиции собралось много, но чувствуется, что процесс этот стал всем порядком надоедать. Один вопрос не покидает: сколько можно толочь воду в ступе? Нет уже бешеного количества сочувствующих, нет околопроцессуальных фриков.
В России завершается чемпионат мира , а у Эдгарда Запашного — день рождения. Посмотрите, как космически вырос интерес к футболу, стоило только нашей сборной высоко пройти по турнирной сетке. Так почему бы того же самого не сотворить с национальным цирком? Почему бы ему — самому честному из искусств — не стать знаменем России в мире? Вот это мы и решили с Эдгардом обсудить, раз есть добрый повод.
Футбольный праздник близок к концу: все ждут противостояния сборных Франции и Хорватии. В то время как Англии с Бельгией остается лишь побиться за символическую бронзу. Юрий Лоза будет болеть «за красивый футбол», и — по его мнению — хорваты не дошли бы до финала, окажись они с другой стороны турнирной сетки. Откровенные предматчевые расклады — в интервью с известным музыкантом.
Это счастье, что большие мастера, серьезные мэтры дают карт-бланш молодым современным композиторам. Подставляют им плечо. Музыка — и старая, и новая — моментально начинает играть совсем другими красками. Вот как сейчас: благодаря фестивалю Юрия Башмета, в Италии была исполнена премьера Кузьмы Бодрова — «Пять размышлений на тему 24-го каприса Паганини». Башмет дал «зеленый свет» — и случилось чудо, люди услышали живого автора (который сидел тут же, во втором ряду).
Вопрос знатокам — в каких случаях музыканты берут с собой бельевые прищепки? Минута пошла. Но не будем томить долгим ожиданием: конечно же для того, чтобы удержать на пульте ноты во время сильного ветра. Смех смехом, а ведь именно это пришлось делать во время традиционных летних ассамблей «Геликон-оперы», вывозящей свои топовые спектакли по городам России: во время опен-эйра под стенами Коломенского кремля не только поднялся ветер, но и хлынул дождь.
Случилось главное: игра нашей сборной вернула веру в романтику, в энтузиазм, они носились по полю «Фишта», как Монтекки и Капулетти, как рыцари Алой и Белой Розы, это был настоящий рыцарский турнир, где не было места навязшему в зубах прагматизму. Наши футболисты вернули стране романтический дух. И это заметили все — сатирики, режиссеры, музыканты, которым мы и позвонили немедленно после матча. Самого красочного за много-много-много лет.
Еще в пятницу мы звонили известному музыканту Юрию Маликову поздравить с юбилеем – он сказал, что в матче Россия - Хорватия счет будет 2:2, а там дальше – как решит футбольный бог. Так и назвали статью – «На пенальти с музыкой!». Бог решил не в нашу пользу, но музыка не стала похоронным маршем – матч вышел феерический. Ночью, сразу же, как стало понятно, что Хорватия вышла в полуфинал, звоню Юрию Федоровичу снова.
Только что исполнилось по 10 лет Винзаводу и Гаражу — двум самым громким культурным институциям, пропагандирующим современное искусство в Москве. Мы решили приобщиться к их празднику небанально: взять семь студенток, — самую что ни на есть целевую аудиторию, — и с их помощью протестить две эти площадки. Нарисовать портреты обеих: В и Г сидели на трубе. Одно дело — что пишет высоколобая арт-критика, другое — абсолютно искреннее, живое мнение от 20-летних, мотивированных людей.
Давнему другу нашей редакции, создателю «Самоцветов» Юрию Маликову 6 июля исполнилось 75. «С любимой газетой дружу более 40 лет», — признается. Человек открытый, остроумный, позитивный, но... без толики пафоса говорит как есть о том, что нас, собственно, окружает на данную минуту. Пока все орут заполошно «Россия, вперед!», он по-музыкантски четко осаждает: всё хорошо, только «автобуса» в обороне не надо. Ой, это мы про футбол? Ну куда ж без него — на носу главная игра чемпионата.
Успех песенно-импровизационного спектакля «Жизнь прекрасна», который игрался на старом адресе Театра мюзикла на Филях, был очевиден: билеты сметались вчистую. Но, переехав на Пушкинскую, театр решил не почивать на лаврах, а заново перепоставить свою «Жизнь», вдохнув в нее новые музыкальные и сценографические (а приглашен Эдуард Кочергин) идеи. Что же это такое будет — нам рассказал основатель ТМ Михаил Швыдкой, который теперь выступит не только с конферансом, но и... споет песню.
Завершившийся форум Юрия Башмета в Италии предподнес под занавес оглушительный подарок: пред местной публикой предстала известная солистка, исполнительница на домре и мандолине Екатерина Мочалова, в виртуозной манере исполнившая — ни много ни мало — «Венецианский карнавал» Никколо Паганини в переложении для домры и оркестра. Среди более традиционных, «строгих» форм из Гайдна и Вивальди, подобного сюрприза итальянцы никак не ожидали.
Андрей Дементьев совсем немного не дожил до своего 90-летия. Поэт скончался в московской больнице. Не проходило и двух месяцев, чтобы мы не перезванивались с Андреем Дмитриевичем. Поводов было хоть отбавляй. Он болел своим Домом творчества в Твери, устраивал там поэтические вечера, давал — по возможности — «зеленый свет» совсем юным дарованиям, сам разбирал их стихотворения, мог что-то ценное от себя подсказать...
Не так-то просто оказалось совладать с нашим тестом и отгадать, кто из деятелей культуры замаскировался под простого футбольного болельщика, чтобы поддержать нашу сборную. Из читателей, к сожалению, никто не справился. Пришлось звонить звездам, из которых больше всего правильных ответов дал Александр Олешко.
После победы над Египтом все поняли, что Россия выходит наконец из группы, поняли, что запрягли Русь-тройку не по-детски и покатил — в кои-то веки — настоящий страстный русский футбол! Ведь вся страна переживает — от Путина до Навального, не Слуцким помянутого. А как наши деятели культуры напряжены! Мы тут пятерых навестили ненароком. Один вопрос у них на уме: А ЧТО ЛИЧНО Я СДЕЛАЛ ДЛЯ ПОБЕДЫ? Хорошо ль болел? И так они разболелись, замотавшись в фанатскую атрибутику, что мы их едва узнали.
«Девушка, а вы любите пить водку?» — «Да, очень люблю». — «А в бога вы верите?» — «В Бога? Да, верю» — «А пойдемте ко мне домой вместе водку пить?». Бог мой, что было бы, если б бессмертный архив Хармса, после трагического ухода писателя в тюремной психушке в блокадном Ленинграде в 1942-м, был бы утрачен. Но на то он и бессмертный, этот архив, чтобы снова и снова разрывать привычные шаблоны сознания. Что и доказал немецкий театр «мостЫ» из Эрлангена, поставив короткую повесть Хармса.
В 87 лет ушел из жизни Геннадий Рождественский. Рак. Умер в хосписе. Для советской империи, для мировой музыки — фигура легендарная. Но новое время — новые нравы: и сообщение о смерти маэстро продержалось в топе Яндекса, дай бог, полчаса, потом исчезло... Но шутка в том, что Геннадий Николаевич корнями пророс в российскую музыкальную ткань, успев отметиться везде, поэтому имя его — мягко, без пафоса — еще будет всплывать то тут, то там очень долго.
В Берлине только завершился единственный в своем роде фестиваль «Мир русского театра», когда в одном месте в одно время наши эмигрантские театры (а их сотни!), съехавшиеся со всей планеты, показывают лучшие работы — и какие! Берутся сложнейшие темы Кобо Абэ, Хармса, Пастернака...
Смерть Станислава Говорухина стала горем для многих россиян — его фильмы вошли в киноклассику и стали любимыми для миллионов. Причиной смерти 82-летнего режиссера стала сердечная недостаточность — следствие тяжелой болезни (Говорухин перенес операцию по удалению легкого). Одной из главных ролей Говорухина стала работа в фильме «Асса». Сергей Бугаев - Африка (мальчик Банан) сегодня рассказал о последней встрече с режиссером: «В одной руке — трубка, в другой — кардиостимулятор».
Илья Глазунов на протяжении многих лет был очень близким человеком для нашей редакции, и какая-то ложная пафосность уже неуместна, а важна конкретика. Сейчас воедино сплетаются несколько дат: 10 июня у Ильи Сергеевича день рождения (было бы 88); исполняется 30 лет его грандиозной Академии живописи, ваяния и зодчества; 9 июля — годовщина смерти. А мы решили вспомнить о друге, большом художнике, посетив галерею его имени на Волхонке, где в эти минуты готовится крайне необычная выставка.
Он мог бы стать медиком. Музыкантом. Шахматистом. Мог бы остаться просто Штейнбоком. «Шахматист Аркадий Штейнбок», — звучит? Но судьба, без шуток, вывела на серьезную дорогу. И стал он Аркановым. На вопрос — «А чего это вы такой мрачный?», отвечал — «Я такой от рождения». Арканова уж три года как нет, но острое слово его (например, его знаменитый «буг-гаг-тер»), как вылетело, так до сих пор и не поймали. Аркадия Михайловича вспоминает его друг Лион Измайлов.
Отовсюду слышится — искусство, достояние, Репин, Шишкин... Но часто в этих словах нет жизни. Штампы. Клише. «Так надо». «Культура». «Великое». Некая зомбированность, не пробуждающая человека ни на что. Вот мы и решили обсудить — что есть живое, а что мертвое в искусстве, предложить читателю взглянуть на привычные вещи иными глазами. Ну и нагло воспользовались удачным поводом — 75-летием знакового художника Франциско Инфанте.
Много охов-ахов после нападения на Репина, но мало кто говорит — что делать конкретно, и какая система будет наиболее эффективной. Музеолог и востоковед (а там музейного вандализма выше крыши) Виктор Солкин поднимает самую болезненную тему для наших музеев.
Стоило социально неустойчивому типу расколошматить стекло репинского «Ивана Грозного», как тут же понеслась благодатная «запретительная тема» — уже пошли возгласы, чтобы все шедевры одеть в бронестекло, у каждой картины выставить по охраннику с ружьем и так далее. Все эти запреты недостижимы, это примерно как вы придете в театр, и будете смотреть на артистов через стекло (а то мало ли их кто-нибудь убьёт?).
Вечером в пятницу, перед самым закрытием основной экспозиции Третьяковки что в Лаврушинском, вандал начал металлической стойкой ограждения бить по известной картине «Иван Грозный и сын его Иван». Он, дескать, счел исторический сюжет убиения сына неправдоподобным. В итоге: порезы на картине в трех местах, повреждена рама. Согласно нашим источникам, полотно немедленно убрали из зала, его сразу же унесли реставраторы и провели первые, самые необходимые мероприятия для сохранности
Не проходит дня, чтобы на разные лады не склоняли дело Седьмой студии, и конкретно — Кирилла Серебренникова, и в этом счастье: лидер Франции Эмманюэль Макрон, приехав в Питер, четко указал, что Сенцов и Серебренников — это «два очень чувствительных вопроса для Франции, элита этим очень озабочена». Но если для Франции Серебренников — жертва, то для многих наших соотечественников ситуация предстает весьма двусмысленной, и многие деятели театра и кино вообще предпочитают об этом не говорить.
Оскароносный Харви в пятницу сам явился в суд Нью-Йорка, но тот — пока! — освободил его под залог то ли в один, то ли в два миллиона долларов. Грядет процесс века. Именно так представляет дело Вайнштейна штатовская пресса. Количество подвергшихся насилию женщин множится не по дням, а по часам, причем, в нескольких странах мира. В соцсети разгневанные актрисы пишут злорадные посты — «Харви, мы тебя поимели». Но что в итоге?