
Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Скрябин – как заноза, играть его толком мало кто умеет, музыка – постоянный носитель чувства профнеудовлетворенности: не все же рождаются со свербящей светописью в голове.
На дурацкую дискуссию «цирк с животными или без», инициированную известным цирковым брендом, лучшие кадры нашей дрессуры отвечают однозначно: чем компостировать мозги артистам, езжайте лучше очищать моря от мазутных пятен или боритесь с браконьерами! Так, 27-летняя потомственная дрессировщица Наталья Майхровская сейчас дает премьеру трех «П».
...Династия — вещь святая. Старший Майхровский, Евгений — знаменитый клоун Май, выбегающий на манеж с собачкой и возгласом «ой-ой-ой!»; средний Борис — крутейший дрессировщик морских львов; и вот теперь его дочка 27-летняя Наталья переняла аттракцион отца.
На очередном суперпрестижном конкурсе в Монте-Карло все впадут в ступор, когда прозвучит: «А сейчас под куполом — российские воздушные акробаты!» — и выбежит на манеж дюжина-другая кенийцев в дредах! Культурный шок. Но мало ли кто к чему не привык! Гендиректор цирковой компании Александр Калмыков пошел на смелый эксперимент: набрал талантов-легионеров аж в Кении.
20 декабря все буквально встали на уши: прошло сообщение о срочной госпитализации Михаила Державина. К счастью, по словам жены артиста Роксаны Бабаян, “ничего страшного не произошло, это плановая проверка”.
Опять бывшая любимовская Таганка под прицелом скандальных слухов, фиксируется уже каждый чих. В понедельник вечером глава культурного департамента столицы Сергей Капков обмолвился, что в театре «новый конфликт между частью труппы, которая поддерживает Юрия Петровича и не согласна с тем, что Золотухин из репертуара снимает его спектакли». Мы немедленно связались как с Валерием Сергеевичем, так и с самим департаментом.
У гендиректора Михайловского театра Владимира Кехмана планов, как всегда, громадье. Мы лишь коснемся одного наделавшего шуму эпизода: как уже писали, с 1 января музыкальным руководителем у Кехмана станет Михаил Татарников, 12 лет отработавший с Гергиевым. О целях и мотивациях нового маэстро – в интервью «МК».
Живая легенда дрессуры маэстро Тофик Ахундов (и его жена Людмила) произвел невозможное. Вывел на манеж в Нижнем в премьерной новогодней программе целых трех танцующих бегемотов, встающих в итоге в пирамиду!
Чистейшая храмовая акустика, отдохновение и отрешенность в полумраке неоготических сводов, исключительные в своем мастерстве западные музыканты (из Эстонии, Ватикана, Австрии), — это и есть умный, элегантный и тонкий фестиваль «Европейское Рождество», который пройдет, в основном, в католическом соборе на Малой Грузинской, а также в зале им. Чайковского и галерее «М'АРС».
Форум (уже 15-й, кстати) крайне неудобен своей честностью. Все фестивали как фестивали: «паровоз» быстренько обзванивает дружков — давай, приезжай, сыграй как-нибудь, бюджет есть. Зачем идея, мораль... А на «Возвращении» играют без гонорара тщательно прожитую музыку; намекают на страшное и взывают к сокровенному: что есть патриотизм? почему музыканты бегут из страны? почему трудно слушать музыку в больших залах? О чем и говорим с известным гобоистом Дмитрием Булгаковым, который вместе со скрипачом Романом Минцем, является идеологом форума с момента его возникновения.
Тезис о том, что дирижер есть профессия второй половины жизни, срабатывает все меньше. “Палочных дел мастеров” начинают любить за молодость.
Во вторник в «Доме» опять долгожданное — любимый гуру по части музыкальной теории и практики Владимир Мартынов представит свою новую книжку «Автоархеологии» (период жизни с 1978-го по 1998-й), а Владимир Смоляр (художник, избегающий авторства) покажет видеоинсталляцию на опус Мартынова 10-летней давности «Послеполуденный отдых Баха»: «всё из пикселя выйдет и к пикселю вернется». До начала акции не откажем себе в удовольствии задать Мартынову «неудобные» вопросы, чтоб получить не менее парадоксальные ответы.
11 декабря в Союзе цирковых деятелей на улице Ефремова собрались ведущие мастера манежа: дело в том, что в серии “Семейный альбом” вышла книга “Эмиль КИО Иоланта” о фантастической жизни двух знаменитых династий — Кио (по линии Эмиля Эмильевича) и Ольховиковых (по линии его жены Иоланты).
Даже с назначением худруком Владимира Юровского страсти вокруг ГАСО им. Светланова не утихают: удастся ли за 2–3 года вывести «витринный» оркестр (по умолчанию сидящий на многомиллионном гранте) в тройку лучших российских? Сейчас на повестке дня три проблемы: неминуемая коррекция кадров, ставка на зарубежные гастроли и подбор вторых дирижеров для ежедневной работы.
Что будет, если взять скрипку московской мебельной фабрики, но вместо смычка для звукоизвлечения использовать пилу? Теперь вы понимаете, что ждет в аду всех нерадивых струнников. Хотя у — извините за тавтологию — авангарда всех авангардистов композитора Георгия Дорохова идея другая: «пилить свою скрипку — всё равно как пилить свою руку...». До макабрического ужаса в Большом зале Дома композиторов остаются считанные часы.
На митинги ринулась даже самая традиционно аполитичная часть населения — классические музыканты. Нет, понятно, первые имена, комфортно сидящие на грантах, еще нескоро проявят какую-либо активность. Но не бюджетом единым жив музыкант. Харизматичный пианист Федор Амиров (ученик Доренского, яркая звезда конкурса Чайковского), выйдя 5-го на Чистые, оказался заметен в автозак и посажен на 10 суток — а в эту субботу у него концерт...
8 декабря Москва узнала победителя Всероссийского музыкального конкурса по специальности “оперно-симфоническое дирижирование”, которым стал ученик Юрия Симонова Димитриос Ботинис.
6 декабря в центре Москвы продолжились протестные выступления несогласных с результатами выборов граждан. Особенность этих событий состояла в том, что впервые для противостояния “лоб в лоб” с оппозиционерами на Триумфальную вывели прокремлевскую молодежь.
В театре Терезы Дуровой на Серпуховке — необычайное оживление: Тереза Ганнибаловна первая, кто сказал “нет” фонограмме. Все спектакли переводятся на живой звук.
Ирина, без сомнения, самая красивая и самая амбициозная флейтистка столицы, “штатно” играющая в оркестре Московской филармонии п/р Симонова. Не успокаивается ни на минуту, постоянно участвуя в конкурсах и мастер-классах по всему миру. Вот и нынче победила на 2-м Международном конкурсе Максенса Ларрие в Ницце, взяв почетную III премию.
Кто бы что ни говорил — второго Доренского у нас нет и не намечается. Доренский — это Мацуев. Это Луганский, Руденко, Катя Мечетина и еще десятки самых звездных пианистов современности. Каких-то полвека назад он сам был в их шкуре, хватая первые премии на международных конкурсах. На Доренского шли, его записи издавались...
Пожалуй, впервые в российской истории вокруг конкретного инструмента — органа немецкой фирмы Вильгельма Зауэра 1898 года — закипели нешуточные страсти.
В день рождения принято говорить о чем-то приятном. Мы же с ведущим артистом театра Сатиры Юрием Васильевым (ему на днях исполнилось 57) говорим о неизбежном. Последние события в театрах Станиславского, Маяковского, на Таганке и проч. лишь подтверждают серьезный кризис репертуарного театра. Прежние механизмы не работают. Если молодые артисты не верят в Театр (с большой буквы), — что требовать от зрителя?
Незаметно для глаз, чуть левее основного здания галереи Глазунова на Волхонке, 13, неожиданно появилось ее, галереи, продолжение — три красных этажа ввысь в стиле московского ампира, где вскоре разместится масштабная этнографическая экспозиция “Музея сословий России”.
В оркестре ее звали Мамочкой, за рубежом — Железной Вероникой. Уже не важно, была ли она первой, второй или единственной женщиной-дирижером в Союзе или в мире. Дударова стала национальным артефактом, ее черное каре узнавали с любого ракурса. Одно жаль — приказом министра Авдеева ее оркестр был упразднен.
На днях случилось эпохальное событие: руководители обеих Таганок Николай Губенко и Валерий Золотухин пожали друг другу руки, “устранив все препятствия в доступе к техническим коммуникациям”. Теперь губенковцам не надо строить собственный тепловой узел — Золотухин своим поделится, не чиня — как при Любимове — препятствий. Народная молва тут же “поженила” обе Таганки, однако до творческого слияния еще далеко.
“Культурный начальник” Москвы Сергей Капков пообещал отменить норму, по которой музеи устанавливают различную цену для граждан России и для иностранцев: “Стоимость должна быть единой!” — заявил глава Департамента культуры.
Музыка Губайдулиной — очень живая штука, София Асгатовна так и говорит: композитор — лишь первая стадия, а дальше “неоконченное произведение перепоручается исполнителям”, для которых музыка должна стать своей.
Резкой критике от друзей по цеху подверглась акция арт-группы «Война» на набережной Яроша и Эдварда Бенеша в Праге. Там, усилиями идеолога «Войны» Алексея Плуцера-Сарно, были размещены большие баннеры с фотками прежних скандальных акций под общим названием Voina Wanted. Выставка… оказалась разрешена властями, что совершенно не в стиле радикальной «Войны».
В четверг вечером ряд СМИ распространил сведения, что знаменитый артист Алексей Петренко попал в больницу с якобы серьезными сердечными проблемами. "МК" тут же дозвонился родственникам артиста.