
Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
В эту ночь перед прощанием с Олегом Табаковым его многочисленные студенты, ученики, актеры, работники театра почти не спали. На ногах были с пяти-шести утра, в самом театре — с семи. И для каждого эти проводы стали какими-то своими, личными, интимными проводами. Кто-то сказал «прости» учителю, почти отцу, кто-то — потрясающему мастеру, кто-то — всесоюзному коту Матроскину, а кто-то старому МХТ–МХАТу.
Сегодня в МХТ имени Чехова состоится церемония прощания с Народным артистом СССР Олегом Табаковым. Последние 18 лет великий артист руководил этим театром. 12 марта, после продолжительной болезни, актер ушел из жизни.
Олег Павлович, Олег Павлович… сколько лет он приходил к нам по осени на театральную премию «МК», став, в итоге, близким другом газеты, счастливым талисманом премии, и даже, как бы в шутку, родилась сама собой такая традиция – все, получая приз, независимо – кто из какого театра – говорили наперебой заветные слова: «Спасибо, Олегу Павловичу за… всё!». Вот и теперь говорят – напоследок.
На мой взгляд, самыми яркими событиями Зимнего Форума в Сочи стали гастроли китайской оперы (а именно пекинского театра Northern Kunqu Opera Theatre), а также премьера музыкально-драматического спектакля «Страсти по Пиковой даме» в постановке режиссера Павла Сафонова (авторская версия Юрия Башмета).
Мосгорсуд оставил в силе меру пресечения (домашний арест) для режиссера Кирилла Серебренникова еще двум другим фигурантам дела «Седьмой студии» – Юрию Итину и Алексею Малобродскому. В суде Кирилл Серебренников рассказал, что его отпустили на кремацию матери, которая скончалась в Ростове-на-Дону — прощание прошло в понедельник, 19 февраля.
Режиссер Кирилл Серебренников сообщил на заседании Мосгорсуда, что во вторник присутствовал на кремации своей матери и вернулся в ночь на среду. Ранее сообщалось, что Серебренникову не разрешали поехать на похороны.
Скандалы, связанные с неуемной любвеобильностью Харви Вайнштейна и Ко, на днях возымели результат, о котором еще год назад мало кто мог помыслить: британский актерский профсоюз потребовал новых правил при съемке постельных сцен — и целоваться взасос нельзя, и слюной обмениваться нельзя, да и наклейки лучше применять телесного цвета на интересные места, ну и... далее везде.
В минувшие выходные в «Геликон-опере» стартовали сразу два творческих проекта: один для детей, другой для взрослых. Впрочем, разделение весьма условное, поскольку на первом дети работают как взрослые профессионалы, а взрослые на втором проявляют детскую открытость.
Оно свершилось: спустя два месяца безумных репетиций-тренировок бомба готова разорваться — в воскресенье ночью в Театре мюзикла Михаила Швыдкого спектакль «Реверс» прогнали в последний раз в пустом зале без публики. Теперь — выход в свет! Сначала — для мам и пап, потом для прессы, потом — в репертуар, а затем, чем черт не шутит, на престижные международные фестивали. Режиссер Андрей Кольцов сорвал банк. Как всё это было в последнюю ночь перед стартом — в репортаже обозревателя «МК».
В свои 78 знаменитый израильский скрипач и педагог Яир Клесс поражает активностью, неугомонностью, легко перемещаясь между континентами с концертами и мастер-классами (да и в Россию временами заглядывает), и ценна не только его игра, но само восприятие мира, ведь Клесс — один из последних хранителей многовековой скрипичной традиции. А это совсем иное отношение к культуре, когда ты в семи рукопожатиях можешь дотянуться до больших скрипачей XVIII века...
На днях в Концертном зале имени Чайковского Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов дали единственный концерт, посвятив его памяти Дмитрия Хворостовского. Однако на отдельных сайтах были зафиксированы цены (к номиналу не имеющие отношения) до 150 тысяч рублей. Мало того, задолго до концерта отдельные ловкачи умудрялись продавать вообще несуществующие билеты. Действия перекупщиков возмутили Анну Нетребко.
Евгению Юрьевичу — 80, а общаясь с ним, получаешь истинное удовольствие от острого ума и четкости формулировок; тут ни малейшего тухлого пафоса, никакого зашора. Он движим идеей. Сидоров — редчайший человек, так или иначе всю жизнь чем-то руководящий (от отдела культуры «МК» до целого культурного министерства в раннеельцинский период), но при этом в нем ни на грамм не ощущается вся эта лживая весомость чиновничьих одежд.
Погружение в — язык не поворачивается назвать хрестоматийным — «Реквием» Верди — это всегда путешествие в terra incognita, уж очень необычно писалось это произведение, имеющее, по сути, двойное посвящение и отсюда двойную скрытую внутреннюю динамику, я уж молчу о двойной жанровой природе — этакой спарке строгой мессы с чисто оперной драматургией. Тем интереснее узреть прочтение «Реквиема» из рук Госоркестра РТ с хором Свешникова и «Мастерами хорового пения» в Большом зале консерватории.
Прошло 60 лет с момента первого конкурса имени Чайковского (КЧ), — и вот духовики дождались своего часа. В воскресенье в московской филармонии собрался Оргкомитет будущего 16-го КЧ во главе с Ольгой Голодец и Валерием Гергиевым. И вот они-то впервые вынесли на обсуждение новую идею — добавить к традиционным специальностям (фортепиано, скрипка, виолончель, вокал) еще две новые номинации духовых.
Театр «Геликон» никогда не забывает своих друзей, и теперь, спустя более чем два месяца после ухода Хворостовского, торжественно открыл артистическую гримерную, названную именем великого певца. Один из ключей от этой комнаты худрук «Геликона» Дмитрий Бертман передал его родителям — Людмиле Петровне и Александру Степановичу Хворостовским.
СМИ вдруг вынули из чулана некогда культовую «Бригаду» (криминальный сериал, кто не знает), а случилось это после слов Павла Майкова (сыграл там бандита Пчёлу): он сказал в одном интервью, что «Бригада» — «это преступление перед Россией, в котором я участвовал». Понятно, информационный фон — что сейчас преступление, а что нет — предельно обострен, все очень болезненно воспринимают любую рефлексию касательно русскости, родины, Ленина, Сталина и т.д. А потому фраза мгновенно пошла в народ...
Гергиев, после победы Трифонова на конкурсе Чайковского в 2011-м году, не раз говорил, что золотая медаль Даниила не случайна — вот он-то обязательно подтвердит свою цельность, художественную крепость и дальнейшее развитие. Так и вышло. Благодаря Гергиеву, у Даниила было много послеконкурсных концертов по всему миру. Этот грандиозный марафон он выдержал, как и — до этого — победы на престижных конкурсах Шопена, Рубинштейна и Чайковского, И вот теперь в копилке его побед — «Грэмми»!
Людмилы Сенчиной не стало. А ей всего-то было 67... Едва появилась Людмила Петровна на эстраде, едва забрезжил первый огонек славы, как ее тут же стали называть идеалом русской женщины. И применительно к ней такие слова как «имидж» или «амплуа» выглядят мелкими и недостойными её — она жила как жила, открыто и широко, служа своему делу и одаривая безграничной любовью близких ей людей и целую страну.
Не стало Урсулы Ле Гуин, она умерла в возрасте 88 лет в своем доме в Портленде (штат Орегон). Большой писатель, гуманист, всегда ставящий исследование человека как вида на первый план, каким бы ни было замысловатое перетекание сюжета в её фэнтезийных или научно-фантастических вещах, будь то внушительный цикл о Земноморье или Хайнский цикл. Однако, когда уходит крупный автор, кроме понятной скорби, хочется говорить о вещах, для нас актуальных.
Высоцкий был конкретным парнем. И был бы удивлен, обнаружив ту толщину пафоса, которым сегодня окружено его имя. Один давешний опрос ВЦИОМа чего стоит, поставивший его — опять! — на второе место после Гагарина среди кумиров всех россиян. Высоцкого разложили на молекулы, залезли к нему в постель, залезли в гроб, препарировали каждый день его жизни. Хотя ровно эти же люди поносили бы его, наверное, последними словами, доживи он до 80 и будь сейчас, скажем, доверенным лицом Путина...
Садимся друг против друга, закуриваем. Башмет родом из того мира, где его окружали Рихтер, Шнитке, Ростропович. Сложные, разные, странные. Окружали и в чем-то делали. Поэтому через него можно смотреться в суть вещей, — награды и регалии не имеют никакого значения, особенно сегодня, пафос обнулен; случилось главное — музыка взяла его в свои странники, в свои бродячие артисты, в свои «нищие духом».
Ассоциация владельцев кинотеатров разместила в соцсетях гневное заявление на неожиданное решение Минкульта перенести выход фильма «Приключения Паддингтона-2» с 18 января на 1 февраля, притом что билеты уже поступили в продажу, и теперь придется эти деньги возвращать. В свою очередь культурные чиновники заметили, что на фильм не было выдано прокатное удостоверение, а потому и все продажи были незаконны. Следовательно — чего истерить?
Михаил Швыдкой решился — ох, в который уж раз за эти годы! — на невероятно смелый шаг: уже скоро, в день 6-летия Театра мюзикла, будет показан весьма необычный спектакль — условно в жанре цирка-нуво — «РЕВ/ЕРС». И пойдет он впоследствии в необычное же время — в 11 часов вечера.
Про Паулса рука сама пишет: это не просто «Миллион алых роз», но это скромная, честная и глубокая музыкантская порода, ведь он состоялся поначалу (а это «поначалу» — треть жизни) именно как серьезный пианист, он плоть от плоти «женат» на своем инструменте, как скрипач на скрипке, флейтист на флейте, а позже и вовсе был дирижером в Оркестре латвийского радио...
Скончался всенародно любимый актер Михаил Державин. В его долгой жизни Михаилу Михайловичу выпало большое счастье — он оказался выходцем и, собственно, частью «золотого состава» театра Сатиры, причем в ту пору, когда сама сатира как жанр была на коне. Вот они все этого коня и оседлали — все: от Тусузова до Менглета, от Миронова до Папанова. Что ни человек — то событие. И никого из них «актером-краской» не назовешь, они купались в своем естестве, играли широко.