МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В Третьяковке открывается выставка года: новый взгляд на Репина

«Позволит избавиться от штампов»

Его ждали. Новый взгляд на Илью Репина — ретроспективу к 175-летию художника, которая займет три этажа Новой Третьяковки до августа. В экспозицию войдет более 300 работ из 35 собраний. После Москвы проект года Третьяковской галереи отправится в международное турне: Петербург—Париж—Хельсинки. О позднем Репине-экспрессионисте, научившемся писать левой рукой, его финальном «огненном» полотне, «троеруком» протодьяконе, чертях революции, а также об охране ценной экспозиции «МК» побеседовал с куратором выставки Татьяной Юденковой.

Илья Репин "Не ждали". 1884-1888 (Фрагмент). Государственная Третьяковская галерея.

— Выставка Ильи Репина предполагает не только масштабный показ его творчества, но и его современную интерпретацию. Каков этот новый взгляд на классика?

— Это взгляд, который нам позволяет избавиться от штампов в отношении Репина. Мы постарались проследить на выставке связи между классическим и поздним Репиным. Приоткрыли его «пенатский» период. Непросто было собрать вместе эти картины из частных музеев и собраний.

— Какие стереотипы будут сломаны?

— Например, Репин всегда ассоциировался с освободительным движением. Примитивно и однозначно трактовалась его народническая серия. Сейчас она висит рядом с евангельской. В последней Репин существовал вне иконографии. А в картинах на тему современной жизни, наоборот, обращался к евангельским аллюзиям. Зрители считывали эти ассоциации — «Тайная вечеря» связывалась, например, со «Сходкой» по числу собравшихся 13 персонажей. В «Аресте пропагандиста» находили аллюзии на бичевание Христа. Что касается картины «Не ждали», которой завершается «народническая» серия, то тут мнения зрителей разделились. Одни связывали ее с образом «Явления Христа народу» Иванова, другие — с «Возвращением блудного сына» Рембрандта. Таких примеров много.

Кроме того, будут картины, которые раньше никогда не экспонировались на выставках, посвященных творчеству Репина.

— Из зарубежных собраний?

— И из зарубежных, и из московских тоже. Например, у нас показывается последняя, очень яркая и жизнеутверждающая работа Репина из одного московского частного собрания «Гопак. Танец запорожских казаков». Посвящена она Модесту Петровичу Мусоргскому и написана в последнее десятилетие жизни Репина. Он начал ее в 82 года. И прикасался в последний год жизни — 1930-й. Она очень мажорная. Свое жизнелюбие Репин не утратил и на девятом десятке жизни! А из чешской галереи современного искусства в Градец-Кралове мы получили картину «Крестный ход. Явленная икона», которая экспонировалась в Москве и Петербурге в 1891–1892 годах. В 1920-х Репин переписал ее перед продажей в Чехию. Советский и российский зритель ее не видел. Сейчас она располагается на выставке напротив «Крестного хода в Курской губернии» (1880–1883). Есть возможность сравнить классического и позднего Репина. Это большая удача. К тому же на выставке висит картина «Манифестация» 1905 года из частного собрания. Она свидетельствует о том, что Репин неоднозначно оценивал революционные события в нашей стране. Если в письмах он приветствовал революцию, то в своих картинах, в частности в этой, изобразил над движущейся толпой маленьких чертиков. Люди-черти изображены во втором регистре — на небесах.

— В поздний период художник работал левой рукой, потому что правая отказала. Как это сказалось на его манере?

— С правой рукой действительно у Репина начались проблемы в 1890-е годы. Он продолжал ей писать, но щадил ее и научился писать левой. Какие-то важные места в своих картинах он писал правой, несмотря на боль и запреты врачей — те рекомендовали длительные периоды отдыха для правой руки. Репин изобрел подвесную палитру, которая крепилась на поясе ремнями. На выставке будет автопортрет с палитрой из парижской национальной галереи. А манера живописи у него менялась, как и у всех художников, жизнь которых выпала на рубеж ХIХ–XX веков. Репин всегда очень тонко чувствовал изменения в искусстве. Из академической манеры он в 1880-е годы выходит к более свободному письму. А в 1900-е — в его композициях появляется больше света, свободы, пастозности живописи (техника работы плотными, непросвечивающими слоями краски. — М.М.). В поздний «пенатский» период его живопись можно назвать экспрессивной. В ней чувства, эмоции представляются гипертрофированными. Мы можем наблюдать и широту мазка, и фактуру живописи. Он не жалеет краски. Его художнический темперамент особенно ярко проявляется именно в поздних вещах. В этом смысле «Гопак» очень яркий пример такой свободной живописи. Ее воспринимают как сумасшедшую картину, и это так: казак танцует, прыгает через костер, зависает в воздухе, все это со смехом. Эта картина завершает нашу выставку.

— В ходе подготовки выставки была проведена серьезная исследовательская работа. Какие открытия сделаны?

— Мы привлекли ряд работ, которые раньше были известны только узкому кругу специалистов. Сейчас их сможет увидеть широкий зритель. Это, например, работа из Витебского художественного музея под названием «Дезертир», написанная в 1918 году, изображающая солдата в расстегнутой шинели. Сам Репин писал о нем: «…Солдатик не из сознательных». Я очень дорожу этюдом «Христос» из Нижегородского художественного музея, который датирован 1884 годом. Он очень важен — это переломный этап в евангельских сюжетах Репина, и он свидетельствует о новых направлениях поиска, которые он намечает в 1880-х. Мы много исследовали и работы из собрания Третьяковской галереи. Проводили технико-технологические исследования, рентгенографирование, съемку в инфракрасных лучах и ультрафиолете. Репин много переписывал свои работы. Он постоянно искал композиции прямо на холсте. Ряд вещей стали для нас очень интересными открытиями. О них мы рассказываем в серии мультимедиапрограмм на антресольном, третьем этаже выставки. В частности, там будет видеосюжет о рентгенографировании работ Репина. Просветив картину «Протодьякон», выяснили, что он «троерукий». А рентгенограмма портрета спящей супруги художника показала, что первоначально она сидела с открытыми глазами, смотрела на мужа, но в какой-то момент она заснула, и Репин изменил композицию. Таких изменений, которые рассказывают о поиске художником движения, много.

— В этом же разделе будет презентация пострадавшей от рук вандала картины «Иван Грозный и его сын Иван…»? Когда она вернется в постоянную экспозицию музея?

— Реставрация — процесс длительный и серьезный. В этих вопросах не следует торопиться. Нам предстоит несколько расширенных советов с предложениями наших и зарубежных реставраторов на предмет реставрационных методик. Что касается мультимедиапрограммы, то она будет посвящена истории бытования картины — от момента ее замысла и создания в начале и середине 1880-х, с включениями суждений критиков о картине, затем историей приобретения Павлом Третьяковым, до нападения 1913 года, серии сложных реставраций на протяжении ХХ века и, наконец, май 2018 года, когда она пострадала.

— Будут ли какие-то специальные меры безопасности на выставке, учитывая ЧП с картинами Репина и Куинджи?

— Сейчас все выставки Третьяковской галереи снабжены третьим рубежом охраны. Многие работы имеют антибликовые стекла. Усилена охрана. Смотрителей стало больше. Все необходимые меры безопасности приняты согласно обновленным регламентам.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах