— В эту субботу в «Практике» очередная премьера. Но на этот раз не драматическая, а музыкальная. Чего ждать зрителю от нового направления?
— Мы все время думаем, как не отстать от мировых тенденций и сделать жизнь в театре интересной не только для зрителей, но и для нас самих. Сейчас театр выходит из привычного пространства и существует в сочетании с документалистикой, изобразительным искусством, даже психотерапией. А музыкальное направление — сама по себе очень актуальная вещь.
— Это будут концерты или все же музыкальные спектакли?
— Мы только начинаем этим заниматься, поэтому первый этап — концерты молодых. Когда возникла идея создать свой ансамбль из молодых музыкантов, мы открыли набор заявок и удивились, что желающих гигантское количество. Причем пока это абсолютно не коммерческая затея. Важно, чтобы зритель полюбил современную музыку. Ведь многие сейчас ее ругают, говорят, что ничего непонятно, никакой эмоции и гармонии.
— Как вы собираетесь разрушить этот стереотип?
— Мы хотим проводить лабораторию со слушателями. Зритель будет участвовать в процессе написания современной музыки. Композитор Алексей Сюмак будет вести «Практику современного слушателя». И в рамках концерта 6 апреля мы попробуем воспроизвести какой-то фрагмент этой лаборатории.
— Чем ваша программа будет отличаться от того, что делают Электротеатр «Станиславский» или того, что делала Седьмая студия на Винзаводе?
— Мы ни с кем не конкурируем и себя никому не противопоставляем. Нам хочется, чтобы на карте Москвы появилась еще одна точка, где театральный зритель смог бы почувствовать себя музыкальным зрителем.
— Вы уже полгода руководите «Практикой». Какие ощущения?
— Не могу сказать, что сумбурные… Просто появилось слишком много вещей, за которые я должна отвечать. При этом они скорее позитивные, чем негативные. Мне кажется, у нас складываются очень хорошие отношения внутри команды.
— С какими трудностями пришлось столкнуться за это время?
— Трудности только в том, что ты должен материально обеспечивать свои идеи. Их было бы гораздо больше, если бы была постоянная денежная подпитка. А так нам все время приходится искать гранты на наши постановки.
— Вы не делали резких шагов с момента назначения вас худруком. В отличие, например, от Эдуарда Баякова, который очень быстро начал вводить реформы во МХАТе. С чем это связано?
— А что он такого резкого сделал?
— Выгнал артиста за пьянство, ввел сухой и антитабачный законы в театре…
— Вообще, пить в театре нельзя — тут я с ним соглашусь. А что касается меня… Как оценивать, какие твои действия резкие, а какие нет? Мы за полгода выпустили 5 премьер (!), организовали лабораторию «Практика постдраматурга», которой нет аналогов, Брусникинский фестиваль. Пусть моя деятельность не резкая, но очень кипучая.
— Вам приходится погружаться во взаимоотношения с властью и чиновниками?
— Москва дает нам определенные деньги на то, чтобы театр существовал. Другое дело, что постоянно требуется больше. В связи с Годом театра мы, конечно, ждем дополнительных средств. Это большая забота — все время писать заявки, пытаться аргументировать, что тебе нужно.
— Это тоже легло на вас?
— На всех вместе. Цифрами занимается директор, а я — творчеством. Но теперь мне приходится очень много говорить, встречаться, выслушивать людей и рассматривать неиссякаемое количество предложений со стороны творческой молодежи. Но главная черта моего характера — чтобы все было дружно и мирно. Чтобы никто не был унижен, все четко понимали, что они делают, помогали друг другу. Иначе просто будет неохота на работу ходить.
— Появится ли у «Практики» постоянная труппа?
— Нет. А зачем? Это невозможно (есть устав), да и не нужно.
— Вы продолжаете работать в МХТ и, если я не ошибаюсь, набираете курс в Школу-студию МХАТ. Как все это возможно совмещать?
— У меня всю жизнь так. Я всегда работала сразу во многих местах. Это внутренняя установка.
— То есть вы совсем не деспотичный руководитель?
— Я иногда даже хочу быть деспотичной. Но это невозможно, потому что неправильно. Ведь мы занимаемся делом, которое во многом зависит от разности взглядов, вкусов, желаний. Важно понимать, чувствовать и слышать.