МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«С нетерпением жду наступления полицейского государства»

Художник Баюн о самоизоляции: «Осознал себя пророком Русской Хтони»

Для художника что воля, что неволя – все равно. И в докарантинную эпоху люди искусства сидели по мастерским и творили. Так что вынужденная самоизоляция мало изменила их режим, и все же мир перевернулся и художники ментально чувствуют это сильнее других. На этот раз в рамках проекта «Искусство БЫТиЯ» (кураторы – Мария Москвичева и Дмитрий Гражевич) «МК» совершил онлайн-путешествие в мастерскую Баюна (он же – Александр Гнутов, он же – Саша-скоморох, Ворон-Огонь и даже Никто). Саша больше, чем художник, он маг и волшебник, обладающий тайным знанием, которое он фиксирует в таинственных рукописях, порой, в обыкновенной ванной комнате. Так что его мастерская сама по себе – произведение.

Справка «МК»: Гнутов Александр (Гнутов-Баюн, Саша-скоморох, художник Санечек, Ворон-Огонь, Никто) Живописец, график, автор арт-объектов, перформансов и видео-арта. Родился в 1976 в Саратове. В 1998 жил в арт-коммуне «Садик». Организатор выставок молодых художников в ДПК («Еще не лето», «Начало и конец»). Идеолог группы «Volga Drive». Некоторое время жил в Москве, вернулся в Саратов. Творчество последовательно связано: с изучением и переосмыслением маргинальной подростковой и бандитской культуры 90-х, боевых искусств, языческой мифологии (европейская, славянская, восточная, тотемизм) и православия. Автор ряда персональных выставок «Сны вещих грибов, или Орнамент для героя» СГХМ (2010), «Околорыночный фьюжн №1» (куратор Денис Мустафин), книжный магазин «Циолковский», Москва (2011), «Сны вещих котов, или Главная тайна русского леса», ДПК (2016). Принимал участие в фестивале современного искусства «Хочу на Волгу!» Саратов (2002), фестивале ФАРШ и гала-квартирнике «Все звезды» (куратор Денис Мустафин), Москва (2010), выставке «Котики в Манеже», Москва (2015). Участник нескольких выставок галереи ИМХО. Работа художника «Гримуар» (объекты и видео, 2016) вошла в раздел «Авторские мифологии» основного проекта Первой Триеннале российского современного искусства в МСИ «Гараж» (2017). Участник проекта «Трагедия в углу» Москва – Ижевск (2018). Живет и работает в Саратове.

– Какова ваша личная территория творчества? Какое это пространство, его настроение, напиток? Имеет ли значение размер, цвет стен, вид из окна, отсутствие (или присутствие) дополнительных атрибутов (может быть, книг)?

– Ну, моя территория творчества предельно мобильна, это то лавочки в скверике на Пушкинской в Питере, то кухня в районе Глебучева оврага (часть старого Саратова близ центра города в русле широкого оврага, с 18 века застроенного  ветхим одноэтажным жильем – М.М.). и таких мест десятки. Но это почти всегда стол или стул, рисовать удобно на твердой и плоской поверхности, кто бы что не говорил. Напитки кофе, пуэр, матэ, но планирую отказаться, ибо здоровье они немного пошатывают. Параметры помещения значения не имеют, но большие окна приветствуются, желательно с видом на парк или лес. Из дополнительных атрибутов, я думаю, мне подошел бы ручной волк. 

– Важно ли для вас одиночество во время работы в мастерской? Или могут быть свидетели (кроме натуры)? Можете ли вы работать, если рядом находится кто-то еще?

– Я предпочитаю работать один, поскольку музы и духи не любят присутствия посторонних, разрешается только нахождение в помещении потусторонних.

– Как долго вы можете оставаться в мастерской наедине с собой? Несколько дней, недель, месяцев и не выходить в белый свет?

– Белый свет в русских народных сказках – это метафора мира в целом, вселенной. На весь Белый Свет – это значит, на весь космос. Поэтому выходить мне на него нужды нет, я и так всегда в нем.

– Как важно для вас питание, когда приходит вдохновение? Есть ли у вас свои рецепты для подогревания творческой активности?

– Да, конечно, очень важен пуэр, он создает атмосферу русского потаенного пространства, это, по сути, хтонический чай, любимый напиток русских волхвов.

– Говорят, что многие художники работают в «измененном состоянии»? Так ли это для вас? Что вам помогает погрузиться в него?

– Да я не выхожу из него практически, так что и погружаться не надо. Но иногда помогает войти в нужное состояние имитация движений волка или ворона, своеобразный танец такой тотемический.

– Человек для того, чтобы прожить в квартире несколько месяцев должен закупить продукты. А что должно быть в вашей мастерской на два месяца кроме продуктов? Конкретно – сколько литров растворителя, сколько масла, холстов и т.д.?

– Подружка – я её зову Няня, – интернет, сушеный зверобой – окуривать комнату от злых духов, три пачки матэ аргентинского, двадцать черных гелевых ручек, десять альбомов, большой портрет моего нагваля Карлоса Кастанеды на стене.

– Зачем вам замкнутое пространство? Хочется после длительного пребывания в мастерской работать в открытом пространстве, на природе? 

– На природе хочется отдыхать, сливаться с духами леса, с Велесом, с Дикой Охотой, с русалками играть в прятки. А работают пусть рабочие.

– Как, по-вашему, массовая самоизоляции изменит нашу реальность? Как скажется на культуре? Какими могут быть новые формы искусства новой реальности?

– Если вы ещё не поняли, то в Новом Мире китайские триады будут решать, кто художник, а кто нет ! А успешным в арт-индустрии можно будет стать, только имея в друзьях мутантов, или умея оборачиваться вороном по четным числам и волком – по нечетным.

– Как меняется восприятие человека, в частности, художника после длительной самоизоляции?

– Удивительно, что я не только хорошо переношу сокращение коммуникации и относительную изоляцию, но и ощущаю её явный терапевтический эффект. В частности, всё явственнее чувствую себя частью Русского Космоса, готов к его активному освоению и узнаванию, можно сказать, что за последнее время, я выпестовал своего внутреннего Гагарина. Неожиданно осознал себя достаточно совершенным мастером морока и прикладной визуализации, одним словом, стал духовно реализованным гуру и пророком Русской Хтони.

– Каково ваше самое важное/неожиданное/нелепое/случайное открытие лично на карантине?

– Я понял, что с нетерпением жду наступления полицейского государства, надеюсь, буду очень востребован, в качестве криэйтора и дизайнера его визуальной составляющей. Будущего, как у художника, в демократическом обществе, очевидно, у меня не было.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах