Получая в 2014 году премию «Белый квадрат» «За вклад в операторское искусство» им. Сергея Урусевского, Валерий Павлович говорил, что кино часто снимал во сне, там приходили ему решения. Он очень удивлялся, что довелось получить награду в тот момент, когда уже лет 15 был не в боевом строю. Инфаркт вычеркнул его из профессии. В его богатой фильмографии -очень разные картины: «Самый жаркий месяц» Юлия Карасика, «Предсказание» Эльдара Рязанова, «Чокнутые» Аллы Суриковой, «Мелкий бес» Николая Досталя и даже совместная со Станиславом Говорухиным курсовая «Аптекарша» по Чехову.
Валерий Шувалов был мужем Ларисы Лужиной, стал отцом ее единственного сына Павла Шувалова. Теперь он – звукорежиссер «Мосфильма». Старшая сестра Валерия Паловича - Людмила Шувалова. актриса и режиссер БДТ им. Г. А. Товстоногова, вдова Владислава Стржельчика.
О Валерии Шувалове вспоминают его коллеги.
Игорь Клебанов, кинооператор
- Мы были очень хорошо знакомы с Валерой. Он окончил ВГИК в 1966 году, был красивым молодым человеком. Учился в мастерской Леонида Васильевича Косматова, к которому я тоже поступил двумя годами позже. Возможно, мы сидели за одной и той же партой. Уже на следующий год после окончания института Валеру приняли в штат «Мосфильма», что было немыслимо по тем временам. Но, видимо, такой мастер как Леонид Косматов оценил его курсовые и дипломные работы и считал его перспективным. В этом он не обманулся. Валера был замечательный оператор. Он четыре года поработал на «Мосфильме», и его пригласил Леонид Гайдай на съемки картины «12 стульев», что о многом говорит. Почти 20 лет назад он перенес инфаркт, операцию на сердце, после чего пришлось уйти из профессии. Я счастлив, что мы успели ему вручить приз им. Сергея Урусевского за вклад в кинооператорское искусство.
Наверное, нельзя сказать, что у Валеры был стиль, по которому можно было безошибочно узнать его картины. Он был разностильный, знал, как какую картину снимать. Сослуживцы вспоминали, как Валера на «Экипаже» бросался в огонь. Он трепетно относился к актерской профессии, понимая, что артисты – главные для зрителя. И они отвечали ему взаимностью и любовью. Валера точно, плотно и жестко владел своей профессией, обладал замечательной фантазией, что необходимо в нашем деле, был бесстрашным. Как говорил мудрый Михаил Ромм, кино – искусство изобразительное. Сердце картины – это оператор. Валера всегда был таким сердцем в киногруппе, будь у руля режиссеры Петр Тодоровский, Алла Сурикова или Александр Митта. Он был стержнем группы, с ним считались. Но при этом понимал, что рулевой в картине – режиссер. Если тот наделен талантом, а не справкой какого-то учебного заведение, как повсеместно происходит сегодня. В его биографии были замечательные режиссеры, а у замечательных режиссеров - хороший нюх на операторов. Как говорил Павел Лебешев, мы – невесты, нас выбирают. Валеру выбирали замечательные режиссеры.
Будучи многолетним профессором операторского факультета, могу сказать, что молодые операторы часто не знают, откуда ноги растут в нашей профессии, могут назвать не больше трех-четырех фамилий. А Валерий Шувалов – «золотой фонд» отечественной операторской школы, который мы должны гордиться. Оператор Роджер Дикинс, получивший «Оскар» за фильм «1917», назвал своими учителями Георгия Рерберга и Вадима Юсов. В такие минуты особенно гордишься нашими мастерами.
Владимир Климов, оператор
- Валера резко прекратил снимать после проблем с сердцем, и мы близко не общались в последние годы. Я видел его какое-то время в лаборатории «Мосфильма», где он кому-то помогал. Болезнь вышибла его из профессии. Она же безумная и тяжелая. В ней и со здоровым сердцем не всегда все хорошо получается. Но раньше в кино была нормальная жизнь. Работали больше за искусство, а не за деньги. Сейчас даже нет времени подумать на площадке. Это просто молотилка. У Валеры были замечательные работы. Помню, как его с осторожностью приглашал Александр Митта на «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Он же очень требовательный режиссер, а картина сложная. И Валера замечательно справился. Это была поисковая работа в смысле изобразительного решения, в ней было много новаций. «Экипаж», который он снимал с Миттой, стал первым советским фильмом-катастрофой да еще таким успешным - занял в прокате первые позиции.
Жалко очень Валеру. Сейчас и не соберешься толком, чтобы проводить его в последний путь. Перед началом карантина мы хоронили выдающегося художника Людмилу Кусакову, так уже тогда на «Мосфильм» в порядке исключения пустили на поминки 20 человек.
У нас сегодня пройдет в онлайн-режиме правление гильдии операторов. Будем говорить про covid. Мы же все дружно без работы остались. Людям не на что жить. Вспомним вместе Валерий Павловича Шувалова.