МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

"Табакерка" открыла сезон "Смертельным номером"

"Машков легко выбегает из зала на сцену"

«Табакерка» начала сезон со «Смертельного номера». Легендарный спектакль 1994 года, поставленный тогда молодым режиссером Владимиром Машковым и впервые сыгранный на Новой сцене Художественного театра, отныне будет идти в его театре на Сухаревской. С премьерного показа — обозреватель «МК».

Фото: пресс-служба театра

Владимир Львович в темно-голубом костюме легко выбегает из зала на сцену. Так он делает всегда перед премьерой. Сам мистер обаяние обращается к залу.

— Олег Павлович очень хотел, чтобы этот спектакль вернулся на нашу сцену. Получайте удовольствие и радуйтесь вместе с нами.

Так же легко спрыгивает и исчезает за дверью. Да, тот «Смертельный номер»-1994 был поистине легендарным. Москва от него получила ожог, сильнейший эмоциональный удар, силы которому добавляло еще время и события в стране. Много боли было, слез, потерь у одних, взлетов, нечаянного богатства у других, растерянности перед будущим… И притча про цирковых клоунов, написанная драматургом Олегом Антоновым, удивительным образом попадала в зрителя.

ХХI век — другие запросы, смыслы. А клоуны… Они как константа жизни, искусства и того, что происходит меж людьми, где бы они ни находились. Рыжий клоун готовится к смертельному номеру: саксофон на шее, густо нарисованный рот до ушей. Он карабкается по трапеции вверх, срывается и разбивается. Но его клоунская душа бессмертна и материализуется в четырех клоунских масках — Рыжем, Белом, Черном, Длинном. Алле оп! А вот и они — пока все в черном.

На «Смертельном номере»-2 работала та же постановочная команда, что и на первом. У художника Александра Боровского мало что изменилось в декорации — манеж в 13 метров распилен на 6 частей. Его красные фрагменты стоят по заднику, образуя между собой проходы, куда можно быстро нырнуть. На сцене трюмы, куда можно спрятать тело, а также скрыться, чтобы вскоре появиться в проходе между красными фанерными частями манежа. А вот костюмы у художника все другие.

Четыре новых артиста в роли клоунов — Владислав Миллер (Рыжий), Севастьян Смышников (Черный), Артур Касимов (Белый) и Владислав Наумов (Длинный). Это новое поколение актеров Машкова, которые вошли в легендарный спектакль.

Первый акт — они все в черном, играют черную комедию. Носятся с трупом как с писаной торбой. Но по сути это увертюра к тому, что составляет суть их существования: «Почтенная публика! Сегодня на манеже!» И тут же — унижение, дешевые гостиницы, драные простыни в номерах… Бесконечные разборки между собой за право быть первым и лучшим лицедеем. Мелкие интрижки, карликовые страсти.

Но им не надо играть сюжет, им надо играть состояние того, из чего состоит — нет, даже не жизнь их, а подтекст этой жизни. То, что трудно объяснить словами и что теряет смысл, если облечь это в словесную форму. Попробуй сыграй такое. Играют!

Все, кто видел прежний спектакль, так же, как и я, испытывали страх возможного разочарования, которое случается при разрушении легенды. Ведь нельзя же войти в одну и ту же воду дважды? В «Табакерке» — можно. Можно потому, что Владимир Машков прочитал пьесу с учетом и памяти того спектакля, и памяти артистов и клоунов, с кем прошла его жизнь. И главное — с учетом изменившихся реалий вокруг.

С технической точки зрения «Смертельный номер»-2023 усложнен, более оснащен, за 30 лет на рынке появилось множество пиротехнических штучек, и они эффектно оформляют спектакль. Огонь то и дело вспыхивает в руках у клоунов, шапки на них загораются, пролетает огненный всполох. За кулисами на четверку коверных работают чуть ли не двадцать человек. Все выходят потом на поклоны.

Второй акт — парадный, костюмированный. Тут каждый со своим номером и в конкуренции с другими. У Черного, этого комичного мистера триллера, всех пугающего, номер практически новый. У Белого значительно изменен номер со скульптурой Венеры, а у Рыжего — с рыбалкой, которую Влад Миллер обаятельно делает интерактивной. И если первый акт требует от артистов больше драматической игры, то второй — исключительно клоунады. А это сложно, здесь легко впасть в кривляние или нелепое подражание. К счастью, новая клоунская четверка практически избежала подобных ошибок.

Правда, немного от волнения перекричали, но образ у каждого из артистов сложился, рисунок роли железно выдержан, умение работать на скорости и в ансамбле — все это есть. Но главное, сумели передать те старые клоунские номера, которые в нашей памяти связаны с именами Никулина, Карандаша, Попова, Енгибарова…

Помните солнечных зайчиков Олега Попова? Здесь в финале зайчики видеопроекцией разлетятся по залу, образуя прямо-таки космический лабиринт. И появится та щемящая нотка, которая будет сопровождать появление портретов великих клоунов. Не нарочито, а в глубине сцены слева неровно колышутся эти портреты. А Рыжий, Белый, Черный и Длинный застынут скульптурной группой, растопырив руки и до ушей растянув намалеванные рты.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах