МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Хакеры становятся угонщиками: для доступа к бортовой электронике современной машины достаточно WiFi

Эксперты ожидают массовых хакерских атак на частные авто

Что может быть неприятнее, чем автомобиль, отказывающийся открываться, пока вы не заплатите хакерам выкуп? Разве что такой же взломанный автомобиль, который отказывается тормозить. И то и другое вполне возможно, предупреждают эксперты по кибербезопасности. Уже в ближайшие месяцы стоит ожидать массовых хакерских атак на личные автомобили. Главная уязвимость — обновления по Wi-Fi и мобильным сетям. Владельцам каких моделей стоит быть настороже и можно ли защититься от взлома — выяснял «МК».

Фото: freepik.com

О том, что вскоре нас может накрыть волна кибервзломов автомобилей, заявили в «Лаборатории Касперского». Популярность это вид мошенничества, по мнению экспертов, наберет к концу 2025 года: злоумышленники уже вскоре смогут массово внедряться в бортовые системы управления современными легковушками. 

При помощи бортовой мультимедиа-системы, которая «общается с миром» при помощи Wi-Fi и/или мобильного Интернета, хакеры могут загрузить в автомобиль вредоносный софт, который установит канал связи между автомобилем и злоумышленниками. В результате запуск автомобиля может быть заблокирован, а на экране медиасистемы появится надпись с требованием выкупа.

И это еще не самый радикальный вариант: поскольку электроника в современных автомобилях управляет и основными функциями автомобиля, хакеры могут взломать даже рулевую и тормозную системы. Превратив, таким образом, любой автомобиль в подобие дорожного дрона. Пусть и с ограниченной функциональностью, но сидящим в машине, если все это происходит в движении, от этого не легче.

— На автомобилях премиум-класса нечто подобное было возможно еще десять лет назад, сейчас это дошло и до массовых моделей, — поясняет «МК» специалист по установке автоэлектроники Никита Клюкин. — Все дело в обновлении бортового программного обеспечения «по воздуху» — при помощи WiFi или мобильного Интернета. Там достаточно слабая заводская защита от взлома, как и в домашних Wi-Fi-роутерах. А владельцы чаще всего и не знают о том, что нужно менять пароли.

«Показательный» взлом Jeep Cherokee в США произвела одна из групп экспертов по кибербезопасности в 2015 году, напомнил собеседник «МК». Внедриться в бортовую беспроводную сеть оказалось достаточно просто: заводской пароль WiFi формировался по несложному алгоритму в зависимости от даты выпуска автомобиля. Сложнее оказалось получить доступ не только к мультимедиа, но и к блокам управления автомобиля — но и это хакерам удалось. Ведь объединяющая все автокомпоненты CAN-шина имеет физическое соединение с бортовой мультимедийкой — а значит, это соединение поддается взлому.

— В итоге хакерам тогда удалось показать, что можно получить беспроводной доступ к рулевым и тормозным блокам, — говорит Клюкин. — Позже, в 2022 году, аналогичным образом был взломан электромобиль Teslа, с тех пор подобных скандалов было уже несколько. Главное, что теоретически такое уже давно возможно — и это надо понимать.

В мире почти не осталось новых автомобилей, принципиально неуязвимых для такого взлома, констатирует эксперт, — если, конечно, не брать российские утилитарные внедорожники, до сих пор производящиеся по технологиям прошлого века. Сочетание CAN-шины и мультимедийного устройства с доступом в Интернет сейчас практически повсеместно. Правда, электромобили и гибриды — в силу сложного программного обеспечения — можно назвать более уязвимыми к взлому. Но даже и в классических моделях с ДВС в наши дни практически не найти механического привода дроссельной заслонки и непосредственного привода тормозов — а значит, возможен и взлом.

— Премиальные модели, где с завода есть опции по подписке, хорошо показывают, что в эти игры играют и производители, — продолжает мастер. — Другое дело, что весь входящий-исходящий трафик автомобиля можно отключить либо, если какие-то функции все же нужны, фильтровать. Для этого есть технологии и приспособления, многие владельцы, особенно корпоративные, уже заказывают такую доработку.

Особо внимательными нужно быть тем, кто установил в автомобили продвинутую сигнализацию с мобильным приложением — как правило, ее рекомендуют инсталлировать страховщики, когда речь идет о полисе КАСКО. По словам Никиты Клюкина, получить доступ к соответствующему приложению возможно и без хайтек-взлома с подбором паролей: просто завладев телефоном владельца или оснастив его программой-шпионом. Безопасным решением здесь можно назвать отключение удаленного доступа к сигнализации — либо, по крайней мере, пользование веб-интерфейсом вместо приложения.

Наконец, нельзя забывать о регулярной смене паролей от Wi-Fi, автомобильного Bluetooth и других коммуникационных контуров автомобиля. Заводской пароль — фактически открытые двери для хакеров, напоминает специалист по автоэлектронике. А после посещения сервиса или автомойки имеет смысл сбрасывать эти пароли и ревизовать списки «прописанных» в мультимедийных устройствах гаджетов.

...Хорошо бы, чтобы информационной безопасностью занялись при этом не только автовладельцы-частники, но и компании-перевозчики, владеющие грузовиками и автобусами. Ведь такие беды, каких может натворить одна взломанная большая машина с десятками людей на борту, и не снились ни одному автолюбителю.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах