МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

ЗОВ ГОЛУБОЙ КРОВИ

Королевская семья в изгнании — ах, как романтично! Однако у истории с семейством Савойских — прямых потомков последнего итальянского короля — довольно нехорошая подоплека. Дела минувших дней и мрачная тень Муссолини долгие годы мешали особам голубой крови вернуться на родину. Но в конце концов их простили.

В 1966 году молодой еще принц Витторио Эммануэле на спортивном самолете “Сессна” вылетел с Корсики и, нарушив воздушное пространство Италии, облетел Неаполь — сделал восемь кругов над площадью на глазах у собравшейся толпы. Так член королевской династии в изгнании пытался выразить свою тягу к “дымам отечества”.

Но потребовалось еще больше трех десятилетий, настойчивые просьбы со стороны главы семейства Савойских о возвращении, его обращения в различные судебные инстанции, отказ от монархических притязаний и, наконец, клятва верности республике, чтобы итальянский парламент проголосовал наконец за внесение поправок в конституцию, сделавших возможным возвращение королевской семьи на родину. Парламентское большинство сейчас состоит из представителей правых партий, не питающих классовой неприязни к экс-монархической династии, и теперь ничто не мешает изгнанникам приехать в Италию, где они не были 56 лет...

Теплоход, отчаливший из Неаполя 6 июня 1946 года курсом на Португалию, увез девятилетнего Витторио вместе с другими представителями монархической династии. Согласно конституции, только что принятой молодой Итальянской Республикой, впредь мужчинам из рода Савойских путь в страну был заказан. Такой немилостью королевская семья была обязана деду Витторио Эммануэле III, последнему королю Италии, скомпрометировавшему себя сотрудничеством с режимом Муссолини. Ни запоздалое отречение от престола Витторио Эммануэле III в пользу сына, ни популярность в стране его невестки, принцессы Мари Жозе, сочувствовавшей Сопротивлению, не спасли положения.

По иронии судьбы, а скорее по бюрократическому недогляду, день отмены запрета на въезд августейшего семейства в Италию совпал с годовщиной подписания королем Витторио Эммануэле III 10 ноября 1938 года расистских законов против итальянских евреев, что обеспечило несчастным прямую дорогу в лагеря смерти. Расистские законы были одним из важнейших пунктов обвинения бывшему королю, определивших дальнейшую историю династии. Но это так, к слову, поскольку сын за отца, а тем более деда не отвечает, к тому же нынешний Витторио Эммануэле недавно всенародно объявил, что расценивает поступок своего деда как “несмываемое пятно на истории своей семьи”.

За встречу с родиной Савойские платят не только отказом от притязаний на престол, но и отказом от принадлежавшей им раньше в Италии собственности. В противном случае президенту Италии пришлось бы подыскивать себе новое помещение, так как его рабочая резиденция располагается в экс-королевском дворце Квиринале.

Сейчас королевская семья, безусловно, не бедствует и коротает время, оставшееся до возвращения на Апеннины, на роскошной вилле на берегу Женевского озера. Семья эта состоит из трех человек: сам Витторио Эммануэле, его супруга Марина и их тридцатилетний сын, принц Эмануэле Филлиберто. Марина — единственная из семьи, кого запрет на въезд в Италию не касался. Но она все эти годы солидаризовалась со своим мужчинами.

Младший Савойский, по его словам, готов отправиться на историческую родину хоть завтра, и только нездоровье отца, попавшего не так давно в автомобильную аварию, удерживает его от того, чтобы пуститься в путь. Авария, в которую нелепо угодил 65-летний “наследник престола” — следствие вполне королевского увлечения мужчин дома Савойских автогонками, — произошла во время ралли в Египте. У Витторио Эммануэле сломан поясничный позвонок, и это настолько серьезно, что ему пока разрешается вставать с постели на считанные минуты, и врачи не исключают возможности операции.

Тем не менее как возможную дату возвращения называют дни, предшествующие 28 ноября, когда Савойские будут отмечать 50-летие смерти королевы Елены, бабушки Витторио Эммануэле. Однако знающие люди утверждают, что ничто на свете не сможет изменить планов принца Филлиберто, как уже было сказано, тоже заядлого гонщика, участвовать в открывающемся 1 декабря в Сенегале первенстве мира по водным мотогонкам.

Младший Савойский, говорят, собирался прилететь в Италию 11 ноября на частном самолете и привезти гуманитарный груз и деньги жителям области Молизе, где две недели назад случилось разрушительное землетрясение и погибли 25 детей. Но гуманитарный перелет не состоялся — семья, очевидно, побоялась обвинений в саморекламе.

Так что о дне возвращения экс-королевской семьи в Италию остается только гадать, как и о том, какую роль ее члены собираются играть в стране. Пока известно только, что принц Филиберто, верный своим привычкам, хотел бы для начала объехать Италию на мотоцикле и что все Савойские рассчитывают на аудиенцию у Папы, а также встречу с президентом Чампи и премьером Берлускони. От намерения заняться политической деятельностью все они открещиваются.

Люди предприимчивые, в числе которых модные стилисты, уже начали выпускать безделушки и аксессуары с экс-королевской тематикой. Но хитом стали не ювелирные украшения, подписанные стилистом Сюзанной Бенузи, и не королевские шарфы Алесьо Визони, и даже не “Рождественский вертеп” неаполитанского скульптора Марко Фериньо, действующими лицами которого является Савойское семейство с сыном Фелиберто, одетым в форму футбольного клуба “Ювенус”. Всех переплюнули дизайнер Макс Минойя и его творение — крышка для унитаза с гербом Савойской династии!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах