Мир стремительно меняется. НАТО расползается по карте Европы, Пентагон берет на себя функции ООН. России приходится реагировать. Довольно абстрактный Договор о коллективной безопасности, подписанный несколькими странами — участницами СНГ еще в 1992 году, собираются преобразовать в нечто более солидное. По этому поводу 28 апреля в Душанбе состоится сессия Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Это событие прокомментировал “МК” председатель Комитета Госдумы по обороне, генерал армии Андрей НИКОЛАЕВ.
— ОДКБ уже сравнивают с Варшавским пактом и НАТО. Что это будет за организация и в чем смысл ее создания?
— Договор носит исключительно оборонительный характер и не направлен против третьих государств. Просто с помощью консолидации военно-технических усилий государства-участники могут экономически выгодным образом обеспечить собственную военную безопасность. Члены ОДКБ будут координировать свои усилия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и другими угрозами безопасности. Принимаются меры по созданию коалиционных региональных группировок войск, обеспечения необходимым вооружением и военной техникой. Предвестник таких действий — размещение авиационных групп в Армении и Киргизии. Это прообразы коалиционных группировок, о которых говорится в уставе организации.
— В чем причина их появления?
— Необходимо осуществлять противовоздушное прикрытие государств — участников ДКБ. Но при этом ни Киргизии, ни Армении совсем не обязательно закупать свои боевые самолеты. Их может предоставить Россия. А коалиционные группировки, о которых говорится в Договоре, будут создаваться под решение конкретных задач. На постоянной основе будут действовать лишь какие-то элементы: пункты управления, системы связи... Что касается подчинения группировок, то убежден, что поскольку это Договор о коллективной безопасности, то должно быть коалиционное командование.
— Будет ли расширяться ДКБ?
— Наверное, будет. Все зависит от эффективности того механизма, который будет заложен. Главное, он не должен повторить судьбу военных структур стран СНГ.