МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

И дольше года длится день

Советом Европейского союза 2003 год объявлен Годом инвалидов. Президент Путин в апреле подписал Указ о проведении Года инвалидов в России. В канун Международного дня инвалидов в Министерстве образования РФ прошла “горячая линия”, посвященная обучению “особых” детей в отечественных школах, колледжах и вузах.


По данным Минобразования, 1,6 миллиона российских ребятишек (4,5% от общего числа) имеют ограниченные возможности здоровья, 658 тыс. — инвалиды. Они нуждаются в специальном образовании и профессии. Из 11 млн. инвалидов в России только 13—15% имеют работу. Интересно, что дети, страдающие дислексией и дисграфией (а таких набирается не менее 10%), сегодня уже не считаются “особыми”. Проблемы, связанные с нарушением устной и письменной речи, решаются логопедически.

Для обучения ребятишек с ограниченными возможностями существует 1943 коррекционные школы, 34 тыс. детей учатся на дому. Главная задача — получение профессионального образования: начального, среднего и высшего. В 299 российских вузах обучаются 14,5 тыс. студентов-инвалидов (в 2001 году в 259 вузах — 5,4 тыс.). Первые группы для “специальных” студентов появились в 1934 году в МГТУ им. Баумана. Сегодня в Бауманке учатся 170 студентов с нарушениями слуха, для них даже открыт специальный факультет.

На “горячей линии” неоднократно поднимался вопрос о необходимости Закона о специальном образовании. К сожалению, закон, разработанный еще в 1996 году и принятый Госдумой, дважды отклонялся Ельциным. Почти три года он находится на доработке в согласительной комиссии, и судьба его неясна. Все понимают важность закона, но денег на него, как всегда, нет. Обучение ребенка-инвалида обходится намного дороже, чем обычного школьника или студента: нужны специальные книги, программы, педагоги. Кроме того, школы, училища и вузы необходимо оснастить пандусами и лифтами, в которые могут помещаться инвалидные коляски. Большинство российских учебных заведений этого не имеют. На издание учебников для слепых по системе Брайля ежегодно тратится 27,4 млн. руб. Поэтому рассмотрение социально необходимого, но чрезвычайно затратного закона откладывается в долгий ящик.

Большинство дозвонившихся родителей жаловались, что в их регионах сокращается количество коррекционных школ и классов. Местные власти закрывают специальные учебные заведения, ссылаясь на отсутствие финансирования. По словам начальника Управления специального образования Татьяны Волосовец, министерство, к сожалению, пока не может заставить муниципалитеты содержать вспомогательные школы за свой счет. Единственный выход — интегративное обучение. В общеобразовательных школах должны открываться коррекционные классы. Дети учатся по разным программам, но на переменах и во время праздников свободно общаются между собой. Это позволит ребятам с нарушениями здоровья войти в общество и не чувствовать себя обделенными.

Есть еще одна, до сих пор не решенная проблема. Большинство российских выпускников в этом году сдают Единые госэкзамены. Возникла проблема с зачислением абитуриентов-инвалидов в вузы. По Закону “Об образовании” дети-инвалиды принимаются на первый курс вне конкурса. Им достаточно получить “удовлетворительно” на вступительных экзаменах. При ЕГЭ вузы могут сами определять, сколько баллов у них является “тройкой”. Престижные университеты и академии могут поддаться соблазну существенно завысить “проходную” оценку. Если “тройкой” в школе считается ЕГЭ-оценка от 26—28 до 50—61 балла, то вузы вправе настаивать на 70 или даже 80 баллах. Ребята-инвалиды не смогут попасть в престижные вузы. Требуется распоряжение правительства, регулирующее этот вопрос. Возможно, для ребят-инвалидов будут бронировать бюджетные места в вузах или установят твердый уровень “тройки”.

Во всем мире считается, что необучаемых детей нет. Даже имбицилы и дауны способны усвоить простейшие навыки и умения. Нужно только уметь их учить.


Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах