Каким дети видят мир? Какова иерархия детских ценностей? Мини-сочинения, написанные третьеклашками на уроке (родители не могли ничего подсказать!), лучше всего отвечают на эти вопросы. Мы попросили детского психолога Ларису Коношанову прокомментировать работы детей на темы “Что бы я попросил у золотой рыбки”, “Что такое счастье” и “Самое дорогое в нашем доме”.
Читать опусы девятилеток школы–гимназии №4 подмосковного Климовска без улыбки невозможно. Преподаватель Татьяна Михайловна Бринцова на ответы ученикам отводила не более пяти минут, поэтому творения получились краткими, но емкими.
“Если бы у меня была золотая рыбка”
“Я бы хотел, чтобы она принесла мне золотые часы”. “Пусть построит много приютов для животных. Чтобы на улицах не было голодных кошек и собак”. “Я хотела бы, чтобы золотая рыбка сделала бабушку молодой. Тогда бы дедушка был еще живой, и у них было много картошки и молока”. “Я бы попросил здоровья всем и счастья!” “Пусть рыбка сделает так, чтобы папа снова жил с нами вместе”. “Я попросила бы у рыбки замок на горе, кота и трех пуделей”. “Я хотел бы, чтоб наша школа очутилась в Цветочном городе, там, где Незнайка и коротышки”. “Пусть рыбка сделает меня отличником и большим спортсменом”. “Я попросила бы для мамы хорошей работы”.
“Самое дорогое в нашем доме”
“Самое дорогое в нашем доме — это дедушка. Он работает на мясокомбинате и каждый день приносит колбасу”. “Самое дорогое в нашем доме — это паспорт и деньги”. “Это дети, я и мой брат Максим”. “Самое дорогое в нашем доме — свежий воздух и чистота. Если в доме не будет свежего воздуха, то мы задохнемся или заболеем”. “Это морская свинка Нюша и попугай Проша”. “Это мама. Но мы всегда разлучны. Я в школе, она на работе”. “В нашем доме самое дорогое — это драгоценные камни. Еще котенок Дымок и компьютер”. “Самое дорогое в нашем доме — собака Линда”. “Это домашняя атмосфера. У нас был кот. Он умер, после чего атмосфера в доме стала хуже”.
“Что такое счастье?”
“Счастье, когда дарят подарки”. “Счастье — это если все красиво: деревья зеленые, дома розовые, собаки белые”. “Это то, что я лучше учусь”. “Счастье — это когда по телевизору показывают Джека Чана”. “Счастье бывает, когда люди не ссорятся”. “Счастье — это когда я почти не болею”. “Когда люди не грустят, а смеются”. “Счастье — это много шоколада и футбольный матч на стадионе”.
“Что меня радует и что огорчает?”
“Меня радуют оценки и ничего не огорчает”. “Очень радует то, что со мной дружат одноклассники, но чуть–чуть огорчает дождь на улице”. “Радуют компьютерные игры, а расстраивает то, что надо ходить в музыкальную школу”. “Радует, что бабушка выздоровела. А огорчает, что наступила осень. Потому что кошкам в подвале стало холодно жить”. “Меня радует мой кот Тимур, а огорчает, что я не могу завести ему в квартире друзей и что много задают по внеклассному чтению”. “Радует, что мы купили машину. А плохо то, что каникулы уже закончились”. “Меня радует, когда мы всей семьей собираемся вместе. Огорчает, когда папа уезжает по работе далеко–далеко”.
Детский психолог Лариса КОНОШАНОВА:
— В 7—9 лет дети еще искренние, настоящие. В пятом–шестом классах уже не так — пытаясь угодить родителям и учителям, на вопрос “О чем ты мечтаешь?” можно получить однотипные ответы: “отлично закончить школу”, “чтобы был мир во всем мире”, “чтобы не было войны”. Повзрослев, ребята закрываются, прячась за социально удобными клише.
Современные школяры открыто мечтают о богатстве, об успехе. Счастье для них: “когда дарят подарки”. Это дань обществу потребления, материальным ориентирам родителей.
— То есть отношение к миру у ребенка формируют родительские приоритеты?
— Да, и по ответам детей можно нарисовать как портрет семьи, так и общества в целом. Посмотрите, какова мечта детей: “чтобы на улицах не было голодных кошек и собак”, “чтобы папа жил вместе с нами”, “чтобы люди не ссорились”, “чтобы у мамы была хорошая работа”. Картина мира, нарисованная детьми, очень тревожна.
Что радует младших школьников? Оценки, компьютерные игры, собаки, кошки, попугаи. Они хотят из реального мира попасть в Цветочный город. Мамы и папы упоминаются редко — ведь родители круглыми сутками на работе. Дети мечтают о том времени, “когда семья соберется вместе”. Чаще в своих сочинениях ребята говорят о бабушках и дедушках, которые проводят с ними большую часть времени.
— Почему в иерархии детских ценностей одно из первых мест занимают животные?
— Собака, кошка для малышни — лучшие из друзей. С ними детям легче найти контакт. Они одинаково хорошо относятся к хозяину: даже если он получил “двойку” или прогулял занятия в музыкальной школе. Собака — защитник, с ней не так страшно оставаться в комнате, когда темно. А кошка почти такая же ласковая, как мама. Ныне много неполных семей, а в полных часто случаются скандалы. И если ребенок не имеет возможности погладить кошку, пообщаться с собакой, понаблюдать за рыбками, забыв обо всех неприятностях, то у него может развиться невроз.
Из того, что дети самым ценным называют морскую свинку или собаку, можно сделать вывод, что им не хватает родительской доброты. Взрослым есть над чем задуматься.