МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Звездный мальчик

Александр Збруев: “Я никогда не сжигаю мосты”

В 20 лет он вытащил звездный билет, снявшись в картине по одноименной повести Василия Аксенова. И на этом звездном шлейфе полетел дальше, как на крыльях, в сопровождении ангелов небесных. “Ленком”, громкие кинопремьеры.
И эта обманчивая внешность вечного мальчика. Удачливого? Звездного?

Александр Збруев — в интервью обозревателю “МК”.

Блиц

— Вы опаздываете на спектакль?

— Нет, нет.

— Любите холодное оружие?

— …Любил.

— Даете взаймы?

— Даю.

— Переводите старушек через дорогу?

— Когда вижу, что старушке трудно… — почему нет?

Звездный билет

— Вспомним всё? 1962 год. Александру Збруеву 20 лет или чуть больше. Фильм “Мой младший брат” — первая роль в кино. Вас сразу утвердили на эту роль?

— Я заканчивал Щукинское училище. Претендентом на эту роль был замечательный актер (не скажу кто, не спрашивайте, нет-нет, не скажу). Уже тогда он был классом выше меня. Да и теперь я думаю… Он уникальный, феноменальный. Но просто я оказался похожим на того парня, которого описал в своей повести “Звездный билет” Вася Аксенов. И компания, которая собралась — Олег Даль, Андрей Миронов. — мы очень соответствовали друг другу.

Самое смешное, что до этого в институте я играл только характерные роли, в основном роли стариков. Делал нос из гуммоза, носил парики, толщинки подкладывал, разговаривал не своим голосом. И только на дипломном спектакле по пьесе Блажека играл самого себя. Вот как раз на этом спектакле и присутствовала ассистентка режиссера по актерам, и, по всей видимости, она и порекомендовала меня в картину Зархи.

— В этой картине сошлись будущие звезды — Олег Даль, Андрей Миронов, Александр Збруев, Жанна Прохоренко. И настоящие — Олег Ефремов. Вот, кстати, в нем была звездность?

— Нет. Никакой. Олег Николаевич — это сама правда была. Он ее очень хорошо чувствовал. Даже по запаху понимал, где вранье. Нет, он на съемках нас не учил, но я видел, как со стороны он оценивает меня. Что вы! По значимости он был для нас ну как Станиславский. После съемок всегда приглашал к себе в номер, и я помню эти бесконечные телефонные звонки — ему звонили из “Современника”, и он подробно с кем-то разбирал роли.

А в жизни — чуть снисходительный. А мы для него кто такие были? Олег Даль и Андрюша Миронов учились на третьем курсе, я заканчивал Щуку.

— После фильма, который для вас троих действительно стал звездным билетом в большое взрослое кино, вы поддерживали отношения?

— Почти нет. Хотя мы очень неплохо жили в Таллине, но были очень разными. Миронов — полная противоположность Далю. Я каким-то образом их скреплял. Нет, они не ссорились, но по-разному смотрели на вещи. И интересно, что Андрюша совсем не пел тогда. Так, мурлыкал джаз, а Олег Даль любил гитару, много знал блатных песен.

Как очередь в пивнушку

— Вот вы успешный актер: и в кино, и на сцене. А есть ли в вашей биографии фильмы, которые легли на полку?

— Да, например “Путешествие в апрель”. Фильм попал, как говорится, под раздачу Хрущева, когда тот разносил художников-авангардистов в Манеже. Еще фильм Андрея Смирнова, снятый по жесткой военной прозе Григория Бакланова.

Сейчас тоже, кстати, не все картины, которые снимаются, имеют широкий прокат. Сейчас, как мне кажется, в первую очередь просчитываются деньги, коммерческий успех. Поэтому какую-нибудь ерунду крутят везде и повсюду, а серьезную картину показывают где-то там в углу. Это тормозит настоящее развитие киноискусства, и в таких фильмах даже очень хорошие актеры не очень хорошо выглядят.

— Это значит, что вы, Александр Викторович, отказываетесь от предложений, выгодных с коммерческой точки зрения?

— Вот я читаю эти многосерийные сценарии и вижу, что все истории так похожи друг на друга, во всех бесконечные повторы — одни и те же погони, одни и те же взаимоотношения, лица. До такой степени все поверхностно… Не могу похвастаться, что в последнее время мне предложили какой-нибудь интересный сценарий и я бы пожалел, что не принял в нем участие. Вот поэтому я и не снимаюсь в сериалах. Хотя однажды успех в многосерийном фильме я ощутил. Это в “Большой перемене” — роль Ганжи.

— Но это, замечу, был очень хороший сериал.

— Да, неплохой. Я, помню, однажды возвращался из Питера. А на проспекте Сахарова (тогда он назывался по-другому) была такая пивнушка. Многие, выходя из утреннего поезда, просили водителя остановиться у пивнушки. И вот, помню, я еду мимо, смотрю и думаю: вот стоят ханыги… И вдруг подъезжает шикарная машина, из нее выходит хорошо одетый человек и встает в очередь. И как только он оказался в очереди, он стал похож на всех. Вот так же и с многосерийными картинами — каждый день по 20 названий, но они все похожи. И даже один приличный, вроде “Штрафбата”, теряется в этом потоке.

Тень отца

— Сегодня даже умозрительно такое страшно представить — вы были в сталинской ссылке. Поэтому меня очень удивило, что вы согласились играть роль Сталина в картине “Ближний круг”. Роль человека, который сыграл чудовищную роль в вашей семье: отец расстрелян, мать сослана, и вы сами чудом уцелели.

— Однажды одному нашему актеру — Сергееву — предложили играть роль фашистского офицера. Он наотрез отказался: не буду. Сам Сергеев воевал, был ранен, и его можно было понять. Но… существует профессия, существует режиссер, и не последний — Кончаловский (я у него снимался в “Романсе о влюбленных”). Потом — “Ближний круг” снимал Голливуд, и хотелось попробовать играть на английском языке. Это потом, когда фильм вышел, мы его здесь уже переозвучивали на русский.

Я сам удивился, когда мне предложили роль Сталина: мне казалось, я не похож. Гримировали около четырех часов: приклеивали нос, опускали брови, что-то делали с шеей, подкладывали толщинку. Ужасно — особенно когда у всех был обед: я в этом гриме просто не мог есть.

— То есть вы получаетесь снова жертва Сталина.

— Да, дважды… Но за этим я, честно говоря, не видел своего личного отношения. Образ Сталина для всех разный в поколениях. Кстати, что делали англичане, когда мы озвучивали свои роли в Лондоне? Они с улицы просто брали людей в студию, чтобы те смотрели и оценили, как русские говорят по-английски. “Вот вы обратите внимание, — говорили этим людям, — на роль Сталина”. — “А какой из них Сталин?” — спрашивали те. “Который руку держит так”. — “А, этот?”

Сегодняшний молодой мир не знает даже портрета Сталина — это мы знаем, мы больны этим. Но то, что произошло с моей мамой, я осознал только постфактум: меня крошечного выслали в ссылку, и я вернулся в Москву только в пять лет.

— Почувствовали хоть раз, что такое “сын врага народа”?

— Было однажды, кто-то в школе сказал, и то я не сразу понял. Из пионеров выгнали. Но в принципе я был дворовым человеком, и мне это было абсолютно не важно. Пожалуй, первый раз я почувствовал, насколько это серьезно, когда к нам в гости на Арбат пришел человек по фамилии Веллер. Он мою маму называл Татой: “Таточка, я последний раз Виктора видел тогда-то, — сказал он, — у него не было зубов, вообще на себя непохожий. С ним очень резко обошлись”. И это я на всю жизнь запомнил.

Вообще отец для меня — очень далекое слово. Я начал интересоваться им уже взрослым человеком. И на Лубянке дали его дело. Меня специально посадили в отдельный кабинет. Я прочитал все допросы, и это сильно тогда на меня подействовало. Вот тогда я почувствовал, что дотронулся до отца своего.

А недавно мне позвонили из архива и сказали, что у них есть документ о его поездке в США. Он поехал туда с группой специалистов в 30-е годы знакомиться с телевидением. Мне, конечно, очень жаль свою маму, она была очень красивая, закончила театральную школу и могла бы быть хорошей актрисой. Но жизнь сложилась так, что, вернувшись из ссылки, она работала в ОТК электролампового завода.

— У вас были все основания ожесточиться.

— Ну да, были. Но история есть история.

Блиц

— Ваш выбор: кино или театр?

— Театр. Причем, заметьте, ответ без паузы.

— Зима или лето?

— Лето.

— Водка или коньяк?

— Ни то ни другое.

— Блондинка или брюнетки?

— Что красивее.

Мой бедный Эфрос

— Вопрос очень серьезный: вы, актер и ученик великого Анатолия Эфроса, не перешли с ним в Театр на Малой Бронной, когда его, бедного, буквально выгнали из Театра Ленинского комсомола. Почему? Другие пошли, а вы нет.

— Дело в том, что Анатолий Васильевич нас собрал у себя на квартире и сказал: “Вот нас сейчас десять, а на Бронной есть только семь штатных единиц. Давайте решать, кто пойдет со мной”. За ним пошли те, кто с ним пришел еще из детского театра в “Ленком”. Кто-то из них потянул за собой товарища или жену. А я… Я сказал тогда: “Знаете, я сейчас снимаюсь в кино и не смогу работать. Если у вас будет возможность, вспомните обо мне”. — “Хорошо”, — сказал он, и мы с Леней Каневским остались в Театре Ленинского комсомола.

Меньше года прошло, и Эфрос позвонил мне, сказал, что есть возможность перейти на Бронную. И вы знаете, когда я в первый день пришел туда и посмотрел на наших ребят, я понял: они как будто не в своем доме, их дом — Театр Ленинского комсомола. Я не могу этого объяснить, но я почувствовал: что-то не то. Я пришел к Эфросу: не могу. Он обиделся: ну не можете, значит, не можете.

— Чувство вины, что не пошли за мастером, не мучает?

— Нет. Я проработал на Бронной полтора месяца, получил две роли, две зарплаты и ушел. А потом, когда он снимал на ТВ фильм по спектаклю “Мой бедный Марат” (я играл Марата), то позвал меня. И мы работали, как будто между нами ничего не было. А между нами ничего и не могло быть: он был так высоко…

— У вас сразу состоялся “роман” с новым главрежем “Ленкома” Марком Захаровым, который сменил Эфроса? Хотелось уйти?

— Уйти не хотелось, но сначала было очень сложно. После Эфроса вообще трудно работать с другими режиссерами. А Марк Захаров сделал абсолютно другой театр — такие энергия, напор, темперамент, юмор. Тут же появились спектакли, о которых сразу заговорили: “Тиль”, “Юнона”. Появился Николай Караченцов.

— Вы верите, что Караченцов вернется на сцену?

— Мы все сожалеем о той трагедии, которая произошла с ним. Но такая вера, что рано или поздно он сможет вернуться, она не покидает меня. Вообще, в последнее время трагедии преследуют наш театр.

— Захаров собрал мощный мужской ансамбль: Янковский, Абдулов, Леонов, Броневой, Караченцов, вы. И женщины — Инна Чурикова, Татьяна Пельтцер…

— Татьяна Ивановна… Я помню, когда репетировали “Тевье-молочника”, иногда она забывала текст. Тогда она со сцены обращалась к Захарову: “Марк Анатольевич, я что-то тут перепутала!” — “Татьяна Ивановна, — говорил он ей, — да что вы ни скажете, все туда”. И она часто уже на спектаклях говорила текст от себя, сама же потом спохватывалась и спрашивала Абдулова: “Саш, я все сказала?” — “Все, все сказала”. И зритель, знаете, воспринимал это как живой текст.

Саша Абдулов был трогательный человек. Он Пельтцер опекал до конца ее дней. Тот случай, когда “не имей сто рублей, а имей сто друзей”.

— Ну вот, а говорят, что актеры — самые ненадежные друзья.

— Но у Абдулова в друзьях как раз были неактеры.

— А вы дружите? Точнее, умеете дружить?

— Я дружил с Сашей, дружу с Олегом Янковским, Инной Чуриковой. Но в основном мы общаемся, когда выходим на площадку.

Бомж без грима

— Вы любите грим?

— Я не гримируюсь никогда.

— Но в последнем спектакле “Женитьба” у вашего жениха Анучкина такой смешной нос, что кажется, именно эта деталь стала ключом к роли.

— Нет-нет, это я так лицом делаю. Вот Олег Янковский брови клеит. Я принципиально грим не люблю. Даже когда мы играли “Гамлета” в постановке Глеба Панфилова, где можно было Клавдию придумать бородку, я от нее отказался, понял, что она бы мне помешала.

— Хотите сказать, Александр Викторович, что, когда играли бомжа в картине “Одинокая женщина желает познакомиться”, тоже обошлись без грима?

— Тоже не гримировался. Это моя борода. Но мой бомж не простой — бывший артист, который спился. Я заметил, что актеры с удовольствием играют бомжей, пьяниц. Актрисы с удовольствием играют проституток. Мы же все неправильные.

— И вы?

— Да-да. И в какой-то момент с человеком происходит то, что он не может до конца понять и осознать. Вот кто-то сказал: “Человек, который ищет вокруг себя истину, он ее топчет”. Потому что истину надо искать в самом себе. Это твой мир, а не чужой. Иногда человек не может познать самого себя (ведь в Библии сказано: познай…). А это возможно только в экстремальной ситуации, когда человек до конца проявляется. А так мы все ходим в масках. Умеем держать маску. Мы многому научились. У нас у всех такая броня. У кого-то она не выдерживает, а кто-то выносит танковый выстрел.

К сегодняшним годам своим я понимаю, что у каждого человека свой мир, и кому-то что-либо говорить, учить его — неправильно. Главное — оставаться человеком, не переходить определенную черту, ни для кого не быть подлым. Я сейчас, наверное, правильные вещи говорю, хотя сам…

— Такой серьезный взгляд на жизнь…

— Ну уже пора.

— Нет-нет, никаких итогов. А лучше о прекрасном фильме “Большая перемена”, где вы обаятельный раздолбай Ганжа.

— Да, действительно раздолбай. И какое-то время на улице меня называли Ганжой. Нет, я не обижался — мы же не для себя делаем фильм. В театр люди приходят, чтобы специально посмотреть на артиста. Что ж тут раздражаться? Хотя парадокс в этом есть: актер мечтает быть узнаваемым, чтобы все ему говорили “привет-привет”. А когда становится узнаваемым, то надевает черные очки.

— И вы надеваете?

— Если и надеваю, то не по этому поводу.

Блиц

— С чего начинается Родина?

— С Арбата.

— Есть ли жизнь на Марсе?

— Там только все начинается.

— Кто виноват?

— Мы сами.

— Что делать?

— Самый сложный вопрос, на который никто не знает ответа.

Желание любви

— И все-таки вернемся к началу. В прекрасном фильме “Мой младший брат” вы настолько точно и без вранья сыграли первую любовь, что я подумала: “Этот парень сам переживал за кадром нечто подобное”. Может, вам опытный режиссер Зархи объяснил, как в искусстве надо любить?

— Он не объяснял. Для актера самое главное, вы правы, уметь передать чувства. А как рождается это чувство? Здесь много составляющих. И влюбиться самому надо, и…

— Значит, вы были влюблены в вашу партнершу Жанну Прохоренко?

— Когда снимали кино? Да, я любил ее.

— А что сложнее играть: первую или далеко не первую любовь, как в другом вашем фильме “Ты у меня одна”?

— Нет, чувство остается чувством: что первая, что вторая, что третья… Разница только в темпераменте.

— А усталость от чувств?

— Любовь — сложная штука. Она больше страданий приносит, чем наслаждений.

— Может, ну ее?

— Нет, без нее нельзя. В ней есть своеобразный мазохизм. Каждый ждет встречи со своей любовью, на какое-то время оголтело бросается в нее и получает синяки, шрамы, неизлечимые порой. Но… Если ты прошел это чувство, оно рождает в тебе очень многое. А потом оно может пройти. И человек хочет вернуться к тому, первоначальному, а вернуться невозможно. И тут начинаются страдания.

— Вы сохраняете отношения с женщинами, с которыми вас связывала эта сладкая мука?

— Да.

— Не сжигаете мосты?

— Нет, никогда. Для меня это такой груз, который мне приятен и доставляет удовольствие при встрече. И могут быть слова и какой-то подарок. Даже несмотря на то что когда-то тебе эти отношения доставляли боль.

— Редкое признание для мужчины.

— Я не очень понимаю, когда люди, бывшие родными друг другу, не здороваются, ненавидят друг друга. Это не мое.

Знаете, у многих актеров, в том числе и у меня, десятки фильмов, а в памяти остается совсем немного — дай бог пять-шесть. Вот у меня была картина “Желание любви” по Куприну. Я обожаю эту роль — игрок, негодяй. А фильм стороной прошел. И по профессии это моя лучшая роль,  в пятерку попадает, а для зрителей ее как бы нет. Для зрителей — “Большая перемена”.

— Александр Викторович, как вы относитесь к Полу Маккартни?

— Хорошо.

— Знаете, почему спросила? Вас, как мне кажется, роднит с ним одно качество — физическое неувядание. Вы с Маккартни — вечные мальчики.

— Это мешает иногда. Для актера важно выглядеть на свой возраст. Вот, скажем, есть предложение на роль: “Давайте Збруева”. — “Ну нет, Збруев стар для этой роли”. Или: “Да нет, он еще молод”.

— Вы чувствуете свой возраст?

— Нет, не чувствую. Но возраст здесь, в голове, а не только на лице или теле. Что-то сумел узнать, познать, словом, мои извилины, клетки мозга заполнены. Они меня не угнетают, но бывают вещи, которые меня могут раздражать, хотя понимаю, что ничего не могу сделать.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах