Громкие заявления о неминуемом транспортном коллапсе в Москве делают уже не только политики-популисты, но и серьезные ученые. Мнения расходятся только в сроках наступления автопаралича. И вот — новый поворот.
Одна из версий последних дней тянет на сенсацию: коллапс может быть значительно отсрочен из-за глобального финансового кризиса. Снижение покупательной способности граждан приведет к сокращению автомобилизации, а значит, ситуация на дорогах улучшится. Так ли это? “МК” решил узнать, какие прогнозы дают эксперты.
Таких пробок Москва еще не видела. Нынешняя осень побила все рекорды по длине автомобильных заторов и количеству машино-часов, потерянных горожанами в простаивании на дорогах. Еще пару лет назад ранним утром пробок можно было не опасаться, а нынче в 6.00 МКАД встает намертво, и к семи-восьми часам заторы добираются и до центра. Измерять силу московских пробок стало модно не в баллах, а в километрах. Звучит это примерно так: “Совокупная длина пробок превышает 500 км”.
Специалисты “Мосгортранса” подсчитали, что за последний год общее количество задержек транспорта в Центральном округе выросло на 20%, а в среднем по городу — от 10 до 20%. В столице каждый день происходит до 200 серьезных заторов (в 2007-м было 160—170), в каждом из которых москвичи теряют около 40 минут. Исходя из этих данных, мы решили узнать, сколько времени проводит в пробках среднестатистический горожанин в стандартной ситуации — если он попадает в одну пробку по дороге на работу и в одну — с работы.
Простые подсчеты показывают: каждый день из жизни простого москвича выпадает 1 час 20 минут, за неделю (если не считать субботы) — 8 часов, а в месяц — 36 часов, то есть полтора дня! О том, что в год каждый из нас теряет 18 суток (не говоря уже о нервных клетках), даже и думать не хочется.
Мы находимся в центре телеавтоматического управления движением столичного Управления ГИБДД. Благодаря системе “Старт”, охватившей всю Москву, дороги — как на ладони. В большом зале — десятки экранов, на которые в режиме онлайн поступает картинка с Садового кольца и вылетных магистралей. Как только где-то случается затор, дежурные сразу же принимают меры (меняют режим светофоров, регулируют движение вручную или высылают патрули, если серьезная авария). Кстати, “Старту” в октябре исполняется 25 лет, с чем мы поздравляем всех сотрудников ГИБДД, задействованных в этой работе.
— Как показывает статистика, ежегодно в городе прибавляется 10—12% машин, и последний год не исключение. Транспорта стало больше, и мы это отчетливо видим, — говорит наш сопровождающий, начальник отдела оперативного управления движением транспорта УГИБДД Москвы Максим Лагашин.
Мы с Максимом Лагашиным смотрим в “прямой трансляции”, как движется Москва (дело происходит в 11.30). В центре существенных затруднений движения нет — массовый въезд людей произошел. Кое-где транспортный поток движется неспешно. Вот нерадивый водитель бросил машину во втором ряду, из-за этого не может проехать троллейбус, за ним выстраивается хвост из автомобилей. Кстати, главной причиной пробок гаишники считают именно неправильную парковку. (Но ведь альтернативы водителям власти не предлагают — добавим от себя.)
Скопление транспорта наблюдается и на выездах из тоннелей. Спецы объясняют: каждый водитель на одну-две секунды притормаживает, чтобы привыкнуть к свету, и скорость движения потока замедляется. Поэтому тоннели невольно становятся виновниками заторов. Затруднено движение в начале Маросейки — впрочем, там всегда трудно: улица узкая, рядом станция метро “Китай-город”. А на большинстве участков пока складывается, говоря языком гаишников, рабочая обстановка.
Жители центра говорят, что самые большие пробки — у них. Обитатели окраин уверены, что им приходится еще тяжелее. “Кто прав?” — задаю вопрос Максиму Лагашину.
— Правы все. И у всех наверняка найдутся претензии — к сотрудникам ГАИ, к коммунальщикам (не залатали колодец, не заасфальтировали улицу). Говорить о том, где лучше, а где хуже, я бы не стал. Москва — большой растущий город. Нужно просто быть взаимно вежливыми, повышать культуру вождения, выполнять требования знаков. Необходимо изучать свой город, не лениться открывать карту, чтобы посмотреть, как можно проехать в нужное место разными способами.
Есть ли закономерности в образовании пробок? Конечно. Многие водители давно поняли, что наиболее загруженными днями для центра города являются вторник и четверг. Летом, а также по пятницам в хорошую погоду наблюдается большой отток транспорта по вылетным магистралям в направлении области. В воскресенье центр города пустой, а на въездах не протолкнуться, стоят многокилометровые пробки. Есть и другие тенденции, которые стали намечаться совсем недавно. Раньше самые большие пробки на московских улицах были с 8.00 до 10.00 и с 18.00 до 20.00. Сейчас стало по-другому — и утренние пробки растянулись по времени, и вечерние заторы начинаются раньше. “Сказывается растущее количество транспорта”, — комментирует г-н Лагашин.
К слову, о растущем количестве транспорта. Ряд экспертов предполагают, что финансовый кризис может сослужить Москве добрую службу. Как сказали “МК” в нескольких столичных автосалонах, банки весьма неохотно дают кредиты, а посему за последний месяц продажи автомобилей сократились в среднем на 30%. “Кризис бьет по нашему карману, но спасает город от пробок”, — резюмировали в одной фирме.
Как считает аналитик крупного московского банка Константин Калевич, если до конца года правительству не удастся справиться с негативными явлениями, связанными с глобальным финансовым кризисом, экономическая ситуация будет еще хуже, чем после дефолта 1998 года. Гражданам станет не до покупки новых автомобилей. Кто-то откажется от использования личного транспорта из-за дороговизны бензина и ремонта. Получается, количество машин на дорогах со временем уменьшится?
— Пробки пришли в Москву навсегда, — уверен профессор МАДИ Евгений Лобанов. — Уменьшение продаж машин никак на них не скажется. На улицы и без кризиса выезжает лишь каждый третий, а то и четвертый автовладелец. Есть такое понятие: отложенный спрос на использование автомобиля, когда владелец им не пользуется, понимая, что либо опоздает, либо некуда будет припарковаться. В разное время года от перемещения на личных машинах отказываются от 20 до 80% автовладельцев.
Единственное исключение — самый пессимистический вариант развития событий, когда доходы людей упадут в несколько раз. И тогда пробки отступят. Но в любом случае — лишь на короткое время.
— Давайте посмотрим объективно: в нынешних условиях машина нужна только для поездок за город, — говорит зав. лабораторией градостроительных исследований МАрхИ Федор Кудрявцев. — Но многое упирается в самоощущение человека. Машина для людей — символ престижа и будет еще долго им оставаться.
— Разве москвичи не переросли это ощущение?
— Нет, что вы! Мы это быстро не перерастем. К тому же потребление активно культивируется. Некоторая передышка в результате кризиса, конечно, будет. И у властей есть шанс попытаться поменять сознание горожан. Знаете, как в Дании удалось снизить автомобилизацию? По-тихому — власти никому об этой кампании не объявляли. Где-то ограничили въезд на машинах, где-то оборудовали дорожки для велосипедов. И им удалось добиться цели.
Но вряд ли Москва сможет повторить опыт Дании, — оговаривается г-н Кудрявцев, — слишком разные масштабы. В Первопрестольной очень высокая плотность застройки. Зимой и летом пробки гарантированы — автомобилей в городе намного больше, чем могут пропустить улицы. Чтобы приблизиться к нормативам в нынешних условиях, нужно построить минимум 400 километров дорог. Но даже при нынешних темпах возведения дорог (кстати, достаточно высоких) город прирастает лишь 18 километрами трасс в год. Значит, тот самый минимум мы получим аккурат к 2030 году. Но к тому времени домов станет еще больше — и дорог снова будет не хватать.
Впрочем, не стоит заглядывать так далеко, когда все признаки транспортного коллапса налицо. И если власти не спешат решать проблему (не на словах, а на деле развивать общественный транспорт, вводить выделенные полосы для автобусов, строить стоянки и т.д.), остается уповать только на форс-мажор.
СПРАВКА "МК"
Средняя скорость движения по городу на наземном транспорте составляет от 13 до 17 км/ч. Обеспеченность парковками в разных районах Москвы — от 20 до 40%.