Названы особенности Страстной пятницы: «сухояд» и народные поверия перед Пасхой

В самый скорбный день в году нельзя стричься, веселиться и печь куличи

На 3 мая в этом году выпала Страстная пятница – день страстей Христовых. Воцерковленных людей ждет долгая служба в храме, отказ от веселья и чревоугодия – молитва и пост. Прочих мирян в церкви просят воздержаться не только от развлекательных мероприятий, таких как походы по магазинам, театрам и концертам, запрещены даже парикмахерская и массаж. Но и от подготовки к Пасхе лучше в этот день отказаться. Нельзя печь куличи, делать пасху из творога и раскрашивать яйца, убираться и наводить чистоту.

В самый скорбный день в году нельзя стричься, веселиться и печь куличи

О нюансах Страстной пятнице по просьбе «МК» рассказал настоятель московского храма отец Илия.

- Для Церкви это день тишины и скорби, – говорит священник. – Не так важно, что нельзя есть или пить, да это вообще постов касается. Как то, что нельзя думать суетно, праздно воспринимать жизнь. Пятница Страстной недели посвящена воспоминанию Его осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребения. Каждый в этот день должен задуматься о милосердии, о помощи ближнему своему. И, конечно, думать о том, кто принес себя в жертву всему человечеству, претерпел крестные муки и искушения.

В православных храмах в этот день, говорит отец Илия, проходит три поминальных богослужения. На утрене читаются 12 евангельских отрывков (Двенадцать Евангелий), в хронологическом порядке рассказывающих о событиях Страстной пятницы. На Великих часах читаются подряд 4 канонических Евангелия. На Великой вечерне тоже служат и читают исключительно в память об этом трагическом дне.

Да, согласно правилам РПЦ, этот день накладывает на верующих существенные ограничения. Прежде всего, это «сухоядение» или «сухояд» — едят только овощи без масла. Да и те только до 15.00 – времени выноса Туринской плащаницы (из собора св. Иоанна Крестителя в Турине). Плащаница считается прижизненным нерукотворным изображением Христа, отпечатанном на его погребальном саване.

В этот день, как и по всем «большим праздникам», но еще строже, нельзя веселиться и закатывать пирушки, приглашать гостей, посещать увеселительные мероприятия, убираться и вообще заниматься тяжелым физическим трудом. Нельзя стричься, постригать ногти и делать массаж. Ни в коем случае, нельзя печь куличи, красить яйца или еще как-либо готовиться к грядущему в воскресенье празднику Пасхи. На то есть чистый четверг. Ну, или уже суббота, день накануне праздника.

- Все это, конечно, надо по возможности соблюдать, – говорит священник отец Илия. – Но мы все, с другой стороны, понимаем, что ритм жизни изменился. Страстная пятница – это рабочий день, в конце концов. Если тяжело, если есть ограничения по здоровью, питаться можно нормально, умеренно. Главное не переусердствовать, не пить алкоголь. То же касается и остального. Если человек сам, допустим, в театре работает или в салоне красоты, что теперь делать? Дети, старики, путешествующие, не совсем здоровые, ослабленные люди держать постов не обязаны. Обрядовая сторона вообще не должна заслонять духовный смысл этого дня. Вот, многие верующие уносят в Страстную пятницу из храма 12 свечей, чтобы зажечь их дома. Это тоже традиция, не сказать, суеверие такое. Но Церковь смотрит на обычай сквозь пальцы.

Впрочем, как любому сакральному дню календаря, Страстной пятнице сопутствуют еще и не такие суеверия. Самое главное – то, что в ночь после страстей Христовых и до самой Пасхи божественное присутствие уменьшается на земле. Христа нет, не воскресе еще, нечистая сила этим пользуется. Поэтому в это время полагалось не ходить по темноте, не сквернословить, не занимать деньги, не играть в азартные игры, не предаваться и плотским утехам. Вообще, не делать ничего, дабы не привлечь нечистую силу.

С другой стороны, если, вопреки запрету, посадить что-то в огороде или в саду в Страстную пятницу – будет расти и колоситься. Если испечь в этот день хлеб, он станет целебным, и живительные свойства приписывались печной золе, выгребаемой в эту пятницу. Считалось, что «страстная» зола избавит не только от телесных, но и душевных терзаний.

И разумеется, были в этот день не только поверья, но и гадания: считалось, что границы между мирами в Страстную пятницу истончаются. Мол, если смотреть на небо сквозь обручальное кольцо в этот день, можно увидеть своего суженого. Особую силу приписывали и сновидениям: что присниться «на страстную», то обязательно сбудется. Магическим считался даже обычный камень, брошенный в воду – полагалось загадать желание и кинуть его посильнее, чтобы по воде пошли круги.

Такое отношение к Страстной пятнице и Пасхе прослеживается даже у исследователей творчества Михаила Булгакова. Некоторые из них настаивают на том, что Воланд и его свита прибыли в Москву именно в день Страстей Христовых. Накануне 1 мая, который согласно событиям в романе, как раз и пришелся на Пасху. Но если это и так в романе, то образ собирательный. Дело в том, что Пасха на 1 мая пришлась только в 1921 году, что явно опережает хронологию «Мастера и Маргариты». И в 1927, и в 1929 годах, на которые указывают булгаковеды, были ранние Пасхи –17 и 14 апреля.

Откуда вообще взялся разрыв между «православной» Пасхой с днем, в который Воскрешение Христово празднуют католики, протестанты и даже другие православные? В этом году, например, разрыв получился впечатляющий: в России отмечают Пасху 5 мая, а западные христиане ее давно встретили 4 апреля.

Дело в разных пасхалиях, системах расчета даты праздника Пасхи. День православного праздника в России рассчитывается по александрийской пасхалии и выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (с 4 апреля по 8 мая по новому стилю, нынешняя разница в 14 дней). Для определения даты в РПЦ используют так называемый алгоритм Гаусса, который был разработан немецким математиком в 1800 году. Это сложная система счета, которая основана на циклах Луны и Солнца. В этом году Пасха «поздняя» – чаще всего, дата выпадает на апрель.

И кулич как основной символ православного праздника, конечно, не просто «кекс весенний». Кулич имеет форму высокого цилиндра, потому что он – символ церкви и веры. Круглый верх кулича символизирует небесную сферу, а глазурь на вершине – символ божественного света. Яйца являются символом новой жизни и возрождения. Творожная Пасха, которую тоже делают в некоторых семьях их творога, сахара и масла (считается, что от нее пошло такое изделие советской кулинарии как «сырковая масса»)в специальной форме-«пасошнице», – ни много, ни мало как символ горы Голгофы.

Исторически обычай печь куличи пришел в Россию из Византии, где делали артос – высокий хлеб, который освящался в церкви и затем раздавался верующим. Этот обычай был принят в Русской православной церкви. Но со временем, наш «артос» стал совсем другим: сдобным, пышным, сладким, с добавлением изюма, орехов, цукатов. Особенной пышностью и обилием яиц и масла в рецепте приготовления отличались именно московские куличи. «В нашей печи – лучшие куличи», – говорили в Московской губернии.

Еще «на Москве» были принято делать большие куличи, чем крупнее, тем лучше. «Заигрывали» тесто рано утром и начинали печь за несколько дней до праздника. Когда будущие куличи уже стояли в печке или были на расстойке, мимо них старались лишний раз не ходить. Нельзя было рядом топать, прыгать, чихать и кашлять. Кулич, который не поднялся, осел или, не дай бог, провалился внутрь, считался предвестием болезни или еще какой-нибудь большой неприятности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру