МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Жизнь в столице — это фантастика

Благодаря обилию электронных сервисов Москва стала действительно «умным» городом

Записаться к врачу можно за пять минут, проверить дневник и задание ребенка — за десять. Сменить паспорт и все остальные документы, например, при замужестве тоже не составляет труда: никаких походов по десяткам кабинетов и поиска пятидесяти справок. К Wi-Fi можно подключиться почти в любой точке города, а если где-то такой точки не хватает — попросить ее установить.

Город будущего, думаете? Нет, это Москва, 2019 год. «Один миллиард обращений принял портал госуслуг с момента основания в 2011-м», — пишет в Твиттере мэр Москвы Сергей Собянин. Миллиард обращений!

Столица стала действительно «умным» городом: большинство своих проблем можно запросто решить через Интернет, время бумажной бюрократии уходит в прошлое. «Сегодня электронные услуги стали частью жизни москвичей. Они охватывают все ключевые сферы городской жизни, начиная от социальных сервисов, заканчивая онлайн-платежами в один клик. Пользуясь электронными услугами, горожане значительно экономят свое время. Каждый день к ним обращается до миллиона человек. Это цифра является ярким показателем их востребованности», — считает руководитель Департамента информационных технологий города Эдуард Лысенко. Какие сервисы делают жизнь москвичей удобнее и безопаснее — в материале «МК».

Фото: АГН «Москва»

Желание властей сделать жизнь в столице более «цифровой» — это не только забота о горожанах, но и следование мировым трендам. Москва — это мегаполис с большой плотностью населения. Необходимо удовлетворять запросы горожан, не снижая при этом качество жизни. Никому же не хочется стоять бешеные очереди в регистратуру поликлиник? Или же вообще занимать очередь с вечера, чтобы подать документы на загранпаспорт в УФМС?

Гигантские шаги в развитии новых технологий, роботизация, инновационные и технологические разработки — только на руку руководителям крупных городов. «Идея электронных сервисов была продиктована потребностью жителей. Надо было упростить процесс общения жителей с городом. И город отталкивался от наиболее массовых потребностей, того, что вызывало неудобства, — сбора документов и стояния в очередях», — рассказывает историю создания «умного» города руководитель направления «Городские электронные услуги» Департамента информационных технологий Москвы Дмитрий Иванов.

Использование новых технологий — логичный способ избежать коллапса и улучшить качество жизни. В Москве это поняли, поэтому теперь жители и представить не могут, как это — записаться к врачу не через «Личный кабинет» в Сети? И теперь сотруднику Центра госуслуг «Мои документы» ваши бумажки не нужны: у него свои в базе есть.

Рутинные операции, сбор бесконечных справок перестали быть кошмаром. Сегодня больше чем 260 услуг в Москве доступны в электронном виде. Открыто 130 центров госуслуг, и 98% из них — экстерриториально, то есть жителям даже не надо тратить много времени, чтобы дойти до него. И 75% жителей нашего города получают услуги через Интернет, потому что это быстро, удобно и просто. Это стандарт, к которому стоит стремиться всем городам нашей страны.

В тройке лидеров по посещениям москвичей — сервис «Электронный дневник» (он заработал в 2014 году — с тех пор в него заглядывали больше 550 миллионов раз), онлайн-передача показаний приборов учета воды (всего с момента запуска совершили 150 миллионов обращений) и проверка штрафов, которая собрала 60 млн обращений. Специалисты отмечают, что в Москве заметен рост количества электронных обращений по сравнению с бумажными.

Вся та огромная работа, которая была проделана с момента внедрения электронных сервисов, дала свои плоды. По итогам премии Intelligent Community of the Year 2016 Москва вошла в семерку самых «умных» городов мира. А согласно исследованию PwC 2017, Москва оказалась в топ-5 городов, готовых к внедрению технологий будущего.

Фото: АГН «Москва»

Регистратура в цифровом формате

У московских школьников теперь есть проблемы: дневник с «двойкой» от мамы уже не спрячешь. Да и домашку дома не забудешь. Ведь и мама, и учитель имеют доступ к Московской электронной школе (МЭШ) — проекту, сочетающему электронное и традиционное по форме образование.

Сервисы МЭШ сейчас помогают и учителям, и ученикам, и родителям. Педагогам больше не надо таскать домой кипы учебников, времени на подготовку уроков нужно меньше — ведь в МЭШ уже есть база готовых сценариев, которой можно воспользоваться. Сейчас в библиотеке сервиса — более 580 тысяч сценариев. Тем более не нужно рисовать что-то или писать конспекты вручную. Преподаватель может дать ученикам электронный тест и быстро проверить его после урока.

Родителям тоже удобно работать с системой: МЭШ доступна онлайн в любое время. Мамы и папы могут следить за успеваемостью ребенка, общаться с учителями и проверять домашние задания прямо по пути с работы.

Выигрывают и школьники. Во-первых, не надо таскать кипу учебников. Во-вторых, занятия становятся более интересными — с возможностью просмотра видео и интересных презентаций. Или, например, с возможностью не ходить в школу вообще: конспекты лекций сами будут загружаться в смартфон! Шутка, но не далекая от правды. Специалисты особой экономической зоны «Технополис «Москва» создали уникальное приложение, которое автоматически переводит устную речь в текст и отображает его на экране телефона. Таким образом, учитель может вести прямую трансляцию урока для тех, кто не может прийти в школу по болезни, или для слабослышаших учеников.

Еще одно новшество на портале — возможность дистанционной записи для участия в Государственной итоговой аттестации. Раньше надо было подавать бумажное заявление в школе, что согласитесь не всегда удобно.

Еще один, не менее востребованный электронный сервис, которым воспользовались в 2017 году уже больше 12 млн человек, — это запись к врачу. Неудивительно, что сервис имеет такую потребность: москвичи уже и забыли, когда последний раз стояли в очереди за талонами к врачу. Теперь нужно просто зайти на mos.ru в нужный раздел и выбрать услугу: записаться на прием, отменить его или перенести. То, что раньше занимало время, — теперь доступно за пару кликов.

И сервис продолжает развиваться. Например, одно из последних добавленных новшеств — возможность записать к врачу одновременно нескольких детей. Раньше родителям было неудобно: пока запишешь одного ребенка, время для второго уже будет занято. Теперь процедуру упростили и приспособили для мам. «Многим родителям приходилось сталкиваться с ситуацией, когда попасть на прием к врачу нужно сразу с несколькими детьми. Раньше каждого из них приходилось записывать по отдельности, но теперь эта процедура стала удобнее и проще. Система автоматически предлагает возможные варианты с точки зрения доступности специалистов. Записать можно как одного ребенка за другим, так и выбрать разное время», — отмечал руководитель столичного Департамента здравоохранения Алексей Хрипун.

Помогает полицейским, следит за дворниками

За безопасностью москвичей следят больше 167 камер видеонаблюдения. «Умные» технологии следят за тем, чтобы Москва оставалась одним из самых безопасных городов. Камеры стоят во дворах, в парках, в подъездах, школах и поликлиниках, в других общественных местах. Они снимают 1,5 млрд часов видео в год — совершенно безумное количество! Все записи в режиме реального времени просматривают около 10 тысяч сотрудников органов исполнительной власти и 6 тысяч полицейских. Кроме того, они изучают архивные записи. И это дает свои плоды. Как рассказывал Дмитрий Головин, начальник отдела городского видеонаблюдения Департамента информационных технологий, записи с камер используются при расследовании порядка 70% правонарушений. Интересно, что с их помощью в 2017 году было раскрыто 3085 преступлений. Это на 14% больше, чем в 2016 году.

— Для горожан особенно важно, что современные камеры помогают раскрывать и мелкие преступления, за которые раньше полицейские даже не брались, — рассказывает Головин. — Например, кражу велосипеда или коляски из подъезда. Обратиться за подобными записями может любой москвич. Так, за 2017 год от жителей поступило более 22 тыс. заявок на доступ к архивам — это 1,5 млн часов (660 Тб) выгруженного видео.

При этом система видеонаблюдения используется в городе не только правоохранительными органами. Например, она помогает коммунальным службам отследить, насколько качественно дворники убрали улицы и дворы. В итоге такой мониторинг помог устранить 170 тысяч нарушений в сфере ЖКХ. Специалисты планируют обучить систему распознавать пустые песочницы или сломанные качели — и автоматически писать об этом коммунальщикам.

— Мало кто задумывался, но камеры помогают следить за обликом столицы, — разъясняет Головин. — С их помощью городские службы контролируют размещение рекламы в городе. Раньше инспекторы для этого выезжали в город. Теперь технологии помогают мониторить вывески с экрана рабочего компьютера: наводишь камеру куда нужно и смотришь. Городские камеры также наблюдают за порядком на московских стройках, помогают регулировать транспортные потоки и бороться с пробками на дорогах.

Камеры есть и в столичных школах. Специалисты думают, что в будущем система видеонаблюдения сможет заменить вахтера на входе или турникет. Она просто будет распознавать учеников на входе и сама открывать двери. Камеры в детских садах нужны и родителям, и воспитателям. Родителям они помогают следить за ребенком, а воспитателям — решать сложные ситуации в случае обвинений или недопонимания.

Эксперты считают, что камеры очень нужны и в сфере торговли. Они помогают во время ярмарок выходного дня выявлять несанкционированных продавцов. Камеры есть в поликлиниках — взрослых и детских, стоматологиях, женских консультациях, диспансерах. Их можно найти в регистратуре, возле информационных стоек, в холлах и на медицинских постах. Задача, как и везде, — повысить качество обслуживания.

— Горожане тоже могут следить за Москвой в режиме реального времени. Для них мы открыли «Окно в город» — это портал, который подключается к нашим камерам и транслирует значимые городские события. Например, Парад Победы или фестиваль «Круг света», — рассказывает Головин. — Видеонаблюдение в городе — это не какой-то Большой Брат, который следит и наказывает. А некое Большое Братство, с помощью которого можно решать массу проблем.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах